СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад ""Проектная деятельность обучающихся в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе говорится   о работе учителя при организаци проектно- исследовательской деятельности .Какие умения и навыки следует формировать при работе над    проектом

Просмотр содержимого документа
«Доклад ""Проектная деятельность обучающихся в начальной школе"»

МБОУ Сокольчинская сош №3

Учитель 1 категории Баженова Н.М.


Проектная деятельность обучающихся в начальной школе.

« В душе каждого ребёнка

есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,

они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский.



Что такое исследования для маленького ребенка?

Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений, явлений известных взрослым, но неизвестных конкретному малышу. 

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков.

Проектная работа в начальной школе особенно актуальна, именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

В начальной школе проектная деятель­ность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует,

- мотивирует

-фасилитирует.(Провоцирует вопросы, размышления)

-наблюдает.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом . На всех этапах он:

  • выбирает (принимает решения).

  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми

  • оценивает..



Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.     

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Главным для развития каждого ребенка не должна стать деятельность, по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - это двигатель развития. Чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.

Главной задачей для учителя: не “донести”, “преподнести”, “объяснить” и “показать” учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи



Проектно- исследовательской деятельности предполагает:

  • наличие  проблемы, требующей особых знаний и исследовательского поиска ее решения;

  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельную деятельность ученика;

  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Образовательная:  знания, полученные школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять , анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими. 

Различают виды учебных исследований:

  • по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

  • по месту проведения: урочные, внеурочные;

  • по времени: кратковременные или долговременные;

• по теме: предметные, свободные.  

Основные этапы проектной деятельности:

- выбор детьми темы проекта;

- работа с различными источниками информации;

- выбор формы предъявления проекта (выпуск газеты, праздники, сборники работ);

- работа над проектом (создание плана и установление сроков реализации проекта);

- оформление результатов;

- защита проектов;

- подведение итогов.





В начальной школе работа над проектной деятельностью должна соответствовать классу, в котором учатся дети

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я проводится подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное

Второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Дети уже могут наблюдать по плану, оформлять результаты исследования в виде таблиц, схем, чертежей.

В 3 классе увеличивается сложность учебно-исследовательских задач. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. Проводятся коллективные исследования на заданную тему

У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования, проводят простые опыты (под руководством учителя). Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности. К концу года часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом.

В 4 классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.

Какие исследовательские навыки и умения формируются на уроках?

Мыследеятельностные:

  • умение видеть проблемы;

  • умение выдвигать идеи (мозговой штурм);

  • умение ставить цели и формулировать задачи;

  • умение задавать вопросы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение обоснованно выбирать способы или методы пути в деятельности;

  • умение планировать свою деятельность;

  • умение давать определение понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умение доказывать и защищать свои идеи;

  • умение делать самоанализ, рефлексию.

Презентационные:

  • построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе;

  • выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности;

  • изготовление предметов наглядности.

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других;

  • выражать себя;

  • находить компромисс;

  • взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

Поисково-информационные:

  • умение находить информацию;

  • умение структурировать материал;

  • умение выделять главное;

  • умение делать выводы и умозаключения.

Проведение инструментального эксперимента:

  • умение наблюдать;

  • умение проводить эксперименты (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования и т. д.

Виды проектов-исследований

Это проекты-наблюдения. Для самых маленьких - наблюдения за природой. Сравнение времен года. Например проект - «Встречаем зиму». Зима оценивается по отношению к лету. В чем красота зимы? Что русский фольклор говорит о зиме? Зимние праздники, игры, еда. Ощущения.

Проекты – рассказы. Возможны рассказы как результат детского творчества, фантазии, а так же результат изучения некоторых тем школьных предметов. Смотреть, выделять главное, уметь передать это людям, такая работа, относится к самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

Проекты конструктивные. К ним относятся изготовление материальных предметов. Это изготовление открыток, закладок, игрушек, сувениров, необходимых принадлежностей для игр .

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональным;

Экскурсионные проекты. Это хороший повод превратить экскурсию в детские проекты. Целью таких проектов может быть определение интересов и склонностей каждого ребенка, прежде чем строить экскурсию-проект надо детально ее спланировать. Перед детьми строятся конкретные вопросы и затем получают конкретные ответы . Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут отзывы. Для малышей это могут быть и рисунки.


Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения

Каждый проект, исследовательская работа достойны  рассмотрения, уважения. Некоторые из них могут занимать по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые около  10 минут.

Во внеурочной деятельности это выпуск газет, и проведение презентаций, и разыгрывание мини – сценки.



В результате правильно организованной исследовательской работы обучающиеся:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира

  • овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире;  

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения, готовить и проводить небольшие презентации.





Оценка проектной деятельности

 Любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу – значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники  могут высказывать  оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.





Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.


Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.


2.Планирование деятельности


Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

• организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые специфические умения и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.




3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4.Оформление результатов.

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.


Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем.

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!