Добрый день, уважаемые коллеги!
В нашей школе я работаю второй год. И второй год наблюдаю, как наш коллектив реализует программу ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данный Стандарт влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы работы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Школа должна обеспечить ребёнка не только знаниями, а подготовить его к жизни. Ученик должен уметь ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные.
Для преодоления трудностей в обучении, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с ОВЗ, необходима программа коррекционной работы. А для осуществления коррекционной работы необходима педагогическая диагностика учащихся с ОВЗ.
Была проведена диагностика, с целью проследить динамику достижений в обучении по общеобразовательным предметам у обучающихся по адаптированным программам в 1-4 классах. Выявлены некоторые трудности обучения детей с ОВЗ:
- низкая учебно-познавательная мотивация;
- низкий темп усвоения материала и сохранения полученной информации;
- внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной;
- имеются нарушения речевых функций;
- наблюдается медленный темп деятельности и низкий уровень самостоятельности;
- бедный словарный запас.
Кроме этих трудностей выявили и общеучебные трудности:
- неумение включиться в учебную работу;
- неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
- неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
- неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
- неумение применить знания в нестандартной ситуации и т.д.
В соответствии с требованиями Стандарта, оценке подлежат личностные и предметные результаты обучающихся.
Аналитическая справка показала, что:
Адаптированная программа по общеобразовательным предметам усвоена на 100% у следующих учеников: Нестерова Н., по русскому языку, Стрижова Н., по русскому языку, Ташматова С., по русскому языку, окружающему миру и математике, Тихонова А., по окружающему миру, Фокеева И., по окружающему миру и математике, Никонова М., по окружающему миру и математике, Решетниковой Д. по окружающему миру и математике. Отсутствует динамика в обучении по математике у следующих учеников: Серова В., Соболева Е., Еремеева С. Низкий процент усвоения наблюдается у Фокеева Ивана по русскому языку, менее 50%. Рост динамики отмечается у Воробьева И. по окр.миру с 19% до 95%, по математике с 30% до 85%, также у Тихонова А. по математике с 0% до 60%, у Филиппова Н., по математике с 25% до 95%, у Хорошавцева С., по математике с 25% до 95%
Опираясь на вышеизложенное, прошу рассмотреть моё предложение по оценкам деятельности детей ОВЗ. Оценивать не только динамику в обучении, но и оценивать уровень воспитанности учащихся и социализированности личности для полноты «картины» развития ребёнка по данным формам.
Оценка уровня воспитанности учащихся
Критерии | Высокий 3 б. | Средний 2 б. | Низкий 1 б. |
Внешний вид | | | |
Манера общения, речь | | | |
Отношения с учителями | | | |
Отношения с одноклассниками | | | |
Дисциплинированность (в плане выполнения поручений) | | | |
Отношение к школьному имуществу, труду других | | | |
Особенности поведения | | | |
Отношение к своим поступкам | | | |
Отношение к педагогическим воздействиям | | | |
Итого: | | | |
Социализированность личности
(4-всегда, 3-почти всегда, 2-иногда, 1-редко, 0-никогда) учащихся
Социальная адаптированность | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. |
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей. | | | |
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. | | | |
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие | | | |
Мне хочется, чтобы со мной все дружили | | | |
Стремлюсь не ссориться с товарищами | | | |
Автономность | | | |
Считаю, что всегда надо чем –то отличаться от других. | | | |
Мне хочется быть впереди других в любом деле. | | | |
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение | | | |
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. | | | |
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие. | | | |
Социальная активность | | | |
За что бы я ни взялся –добиваюсь успеха. | | | |
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав. | | | |
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю | | | |
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать | | | |
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца | | | |
Нравственная воспитанность | | | |
Я умею прощать людей | | | |
Считаю, что делать людям добро - главное в жизни. | | | |
Мне нравится помогать другим | | | |
Переживаю неприятности других, как свои | | | |
Стараюсь защищать тех, кого обижают | | | |
Оценка социализированности личности
учащихся
(в.3,ср. 3
Ф.И. учащегося | Коэф фециент социаль ной адапти рованности | Уровень | Коэф фециент автоном ности | Уровень | Коэф фециент социаль ной актив ности | Уровень | Коэф фециент нравствен ной воспитан ности | Уровень | Уровень социализо ванности коэф.:4 |
1. | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | |