СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Психологическая подготовка школьной команды по волейболу"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая подготовка школьной команды

Подчеркнем важность психологической подготовки команд старшеклассников к внешкольным соревнованиям. Нередки случаи, когда команда проигрывает более слабому сопернику из-за нервозности и взаимных упреков во время игры. Учитель должен предотвращать возможность возникновения таких ситуаций. Нельзя требовать от своей команды только победы, предупреждая, что допустившие ошибки в следующий раз не выставят на игру. Школьная команда – это не команда из спортшколы, состоящая из хорошо подготовленных учеников. В школьных секциях занимаются все желающие, и выбор сильных игроков здесь ограничен. Формирование команды старшеклассников, умеющих побеждать, - во многом дело случая и зависит от наличия сильных, высокорослых игроков, увлеченных волейболом и систематически посещающих тренировки. Таких учеников в школе может не оказаться. Конечно, это не повод закрывать секцию, но учитель должен учитывать потенциал своей команды и не требовать от нее не возможного.

Настраивая свою команду на игру, учитель напоминает о наигранных комбинациях, о тактических игровых моментах, разобранных на уроках и секционных занятиях, предупреждает об ответственном отношении к подачам, о взаимоподдержке и уважительном отношении к соперникам. Никаких предупреждений о неизбежных санкциях за совершенные в игре ошибки не должны быть: игроки должны выходить на площадку с желанием победить, а не с боязнью быть наказанным за поражение. Разумеется, и в процессе игры нельзя кричать на игроков и оскорблять их. Дружеская атмосфера в команде должна складываться на уроках и на секционных занятиях, где учитель комментирует игру и следит за взаимоотношениями школьников. Полезно обратить их внимание (телетрансляции крупнейших волейбольных соревнований позволяют это сделать) на то, как опытные мастера подбадривают своих товарищей, допустивших ошибку в игре: хлопают их по плечу, ударяют друг друга в ладоши, настраиваясь на прием мяча. Ученикам следует напомнить, что не только едкие замечания, но даже косой взгляд в адрес ошибающегося игрока может вывести его из равновесия и не позволит сыграть на своем уровне. Каждый игрок мобилизуется перед игрой, он уже в напряжении и старается проявить себя возможно лучше. Надо ли травмировать его психику дополнительными негативными раздражителями, вместо того чтобы успокоить и ободрить его?

К психологической подготовке команды следует отнести и соблюдение игровой дисциплины. Случается, что в отдельные моменты волейбольного соревнования, особенно при проигрышном счете, сильный игрок берет на себя непредусмотренные функции: оттесняя товарищей, старается принять подачу, перевести мяч через сетку первой передачей, выполнить из неудобной позиции нападающий удар и т.п. Не исключено, что подобные попытки могут принести успех, но если такие действия не входят в тактический замысел игры, их надо пресекать, вплоть до замены не в меру активного игрока. Брать игру на себя в волейболе – не значит метаться по всей площадке, а уверенно выполнять действия, обеспечивающие выигрыш мяча. И чаще всего такие действия связаны не с индивидуальной, а с командной игрой.

Игровая дисциплина предусматривает этическое отношение к соперникам. Недопустимо апеллировать к судье, указывая, что соперники нарушили правила. Во первых, судья будет разговаривать только с капитаном; во – вторых, групповое возмущение может привести к замечанию игроку или удалению самого несдержанного игрока; в – третьих, недовольство действиями соперников не только акт неуважения к ним, но и показатель слабости недовольной команды, что создает в ней нервозную обстановку и может расстроить до того налаженную игру. Неуважительное отношение к соперникам может проявляться в откидывании им проигранного мяча ногой, зачастую даже сильным ударом, перебрасывании мяча через сетку, когда он летит за пределы

площадки или попадает в не ожидающего такого броска игрока. Бывают случаи, когда проигранный мяч не перекатывают под сеткой соперникам, а кладут его на центральную линию, тем самым демонстрируя неуважительное отношение к противостоящей команде и затягивая игру. О таких поступках  учитель обязан напоминать участникам своей команды и не допускать их. Наряду с обучением основам нравственного поведения надо обращать внимание и на поведение болельщиков на уроках, так и на соревнованиях. Болельщиков следует предостерегать  от оскорбительных выкриков в адрес команды и конкретных игроков, разъяснять допустимые границы выплескивания эмоций.