СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД «Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению в ДМШ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматривается один из важных вопросах исполнительства - психологической подготовке к эстрадному выступлению. 

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД «Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению в ДМШ»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Районная школа искусств»












ДОКЛАД



«Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению в ДМШ»










Преподаватель О.А. Слободскова








пгт. Октябрьское





«Верьте, что вы играете хорошо, и вы

будете играть ещё лучше»

Фредерик Шопен

Сегодня музыка стала неотъемлемой частью жизни любого человека. Она окружает нас повсюду. Мы слышим музыку в концертных залах, церковных храмах, на дискотеках, в телепередачах. Если убрать музыку из жизни людей, общество лишится своей души, станет безжизненным производителем и потребителем благ и знаний. В умирающем обществе, прежде всего, умирает искусство. Там, где есть музыкант, там есть и будет жизнь. Поэтому каждый музыкант должен особенно хорошо почувствовать своё высокое предназначение.

Любому музыканту за время своей музыкальной деятельности довольно часто приходится выступать на публике. Однако большей частью люди, выходя на сцену, сильно волнуются, и не могут в полной мере реализовать свои артистические возможности. Поэтому очень важный психологический аспект для юного музыканта, чтобы первый сценический опыт был позитивным. Это даст ему уверенность в своих исполнительских силах, привлечет его интерес к дальнейшему изучению музыки.

Проблема преодоления сценического волнения рассматривается очень давно. Многие великие пианисты, опытные педагоги и психологи писали об этой проблеме, но она и сегодня остается одной из самых актуальных в воспитании юных музыкантов.

Цель данной работы – изучение причин возникновения сценического волнения. Задачи: осветить в данном докладе проблему психологических и физических причин возникновения сценического волнения;

-проанализировать педагогические методы подготовки ученика к сценической деятельности;

- сопоставить практические методы устранения сценической боязни, освещенных в различных методических работах, исследованиях великих музыкантов, педагогов, ученых психологах.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления. Оно должно привносить в игру артиста повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называется продуктивным. Излишнее же волнение, мешает самовыражению, и является непродуктивным. Задача педагога в воспитании юного музыканта не только научить играть на музыкальном инструменте, но и развить ребенка как личность, позволить ему поверить в себя, свои силы, научить его ставить перед собой цель и добиваться желаемого результата, воспитать волю к победе. Эти качества позволят ребенку в его дальнейшей жизни вырасти целостной натурой, которую не сломят трудности и препятствия и в итоге – психологически здоровой личностью.

Большинство маленьких детей не боятся публичного выступления именно потому, что не понимают его общественной значимости. В подростковом же возрасте приходит осознание общественной значимости концертного выступления, появляется боязнь выхода на сцену, и зачастую исполнять произведение перед незнакомой публикой легче, чем перед родными и друзьями. Очень важно научить юного музыканта умению отвлекаться от гнетущей ответственности, преодолевать мрачные предчувствия. Эта работа требует от пианиста больших волевых усилий и серьезного самовнушения.

Рассмотрим некоторые причины сценического волнения. Одной из них является способы общения родителей с ребенком. Бывает, что требования родителей настолько высоки, что ребенку трудно справиться с грузом ответственности. Порой так же недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту безразличное отношение к подростку, событиям в его жизни способствует ощущению личной тревожности. Побудить у ребенка интерес к музыке, к более эффективным занятиям можно, если в семье ученика царит дух любви и уважения к ней, поддерживается интерес к этому источнику радости и вдохновения. Педагог и родители – единомышленники, поэтому должны работать в комплексе для того чтобы качество исполнения музыкальных произведений на концерте, зачете, конкурсе улучшалось. Для этого необходимо проводить такие виды работ: классные концерты для родителей, совместные концерты ученики и родители, готовить тематические вечера, лекции-концерты в которых по возможности смогут участвовать все ученики.

Также причиной может служить стиль общения педагога и ученика. Из-за боязни быть наказанным за неудачное выступление, из-за жесткой критики и агрессивности преподавателя, самооценка самого подростка падает, возрастает уровень личной тревожности. Умение педагога тонко чувствовать настроение ученика в определенный момент, оказать моральную поддержку, подкорректировать его чувства и настроения при подготовке к концерту и прямо перед выходом на сцену - является важным фактором снижения тревоги ученика. Если выступление было неудачным, то разговоры не должны об этом вестись постоянно, а после совместного анализа необходимо настроить ученика на следующее удачное выступление. Как писал Д. Шафран: «Не стоит бояться ошибок учеников». Осознание ошибок - первый шаг к их устранению.

Причиной сценического волнения может стать неправильно подобранная программа. Для публичного выступления педагог должен аккуратно и вдумчиво подобрать музыкальные произведения по силам ребенка, которые способны раскрыть индивидуальность ученика, показать его сильные стороны, а не амбиции педагога, с претензиями на победу и обостренным самолюбием. Лучше исполнять не сложные произведения правильно и хорошо, чем посредственно играть трудные.

Одной из распространенных причин волнения является - мысль о провале. Действительно, подросток беззащитен, и даже легкое замечание о возможном провале, если ученик не подготовлен к таким разговорам ведет к парализующему действию и провалу. Главной болезнью среди неопытных музыкантов является - «выпадение» текста, так называемый «каприз» памяти, хотя от этого не застрахованы и большие мастера сцены. Как, писал, Л.Коган: «Сама по себе память, тут по большей части не причем. Исполнители волнуются оттого, что бояться забыть, а забывают же оттого, что волнуются».

Эстрадную выдержку у учеников музыкальных школ необходимо вырабатывать. Долгое время считалось, что единственный способ справиться с психологически некомфортным состоянием на сцене заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последнее время проблема сценического волнения стала предметом научных исследований, результаты которых показали: эстрадная выдержка поддается воспитанию различными методами.

Одним из действенных способов психологической подготовки ученика к концертному выступлению является способ самовнушения. Незадолго до концерта на уроке или при проигрывании в зале предложить ученику представить концертный зал, в котором он будет выступать. Нужно попросить удобно сесть, закрыть глаза, полностью расслабить мышцы тела. Когда расслаблены мышцы тела, кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым, его особенностью является способность к сильному внушению и самовнушению. Нужно попросить ученика сосредоточиться на внутренних ощущениях и повторять вслед за педагогом предложения, погружающие в состояние самовнушения:

1. «Мои руки становятся теплыми, мышцы рук, пальцев, кистей рук расслабляются. Они становятся теплыми и гибкими. Тепло от кистей поднимается по предплечьям, плечам. Мои плечи спокойно опущены. Мое внимание переходит на ноги. Представляю, что мышцы ног погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляются. Тепло от ног поднимается вверх. Мой живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом. Теперь мое внимание переносится на лицо. Разглаживаются мышцы лица. Мне дышится легко и спокойно. Ровно и размеренно бьется мое сердце.

2. Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать... Я отчетливо могу представить сцену, рояль, слушателей... Я спокоен, собран, сосредоточен... Уверенно и радостно я начинаю... Мне нравится играть... У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника... Я выполняю все, что задумал... Я сделаю все, что задумал... Какое это наслаждение красиво и хорошо играть...

Первые сеансы такого аутотренинга можно проводить в классе, можно подключить родителей. Делать это нужно, как правило, перед сном, когда ребёнок может в спокойной обстановке расслабиться, освободиться от дневных забот. Многими психологами доказано, что сила самовнушения – великая вещь. Незадолго до концертного выступления следует также чаще вслух и про себя повторять: «Я с нетерпением жду концерта». Страх перед выступлением постепенно будет уступать чувству уверенности. Правильная психологическая установка на успешное выступление – это разумное сбережение нервно-психической энергии, которая необходима для полноценного выступления.

На последнем этапе работы необходимо проигрывать выученное произведение от начала до конца с представлением, что музыкант играет перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. В домашних условиях, можно создать приближенные условия для выступления, а вместо слушателей выставить ряд стульев посадив на них куклы, игрушки. Подготавливая ученика к концерту, я рекомендую ему в домашних условиях исполнять музыкальное произведение перед родителями с выходом, объявлением программы, поклонами, аплодисментами. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте. Такой метод работы тоже помогает постепенно справляться с волнением.

Исполнение на основе приёма медитативного погружения связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Суметь повторить мысленно ноту за нотой, услышать все переходы из звука в звук. Погружение в звуковую материю может происходить при выполнении следующих упражнений:

  • пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;

  • пропевание с инструментом, причём голос идёт как бы впереди реального звучания;

  • пропевание мысленно, про себя;

  • пропевание вместе с мысленным проигрыванием.

Медитативное проигрывание произведения сначала осуществляется в медленном темпе, с установкой на то, чтобы исполнитель не отвлекался, и всё слуховое внимание было сосредоточено только на исполнении.

Большую помощь в психологической подготовке учащегося к выступлению оказывает ситуация искусственного стресса во время игры:

  1. Во время проигрывания, преподаватель произносит психотравмирующее слово: «Ошибка». Ученик не должен испугаться и при этом ошибиться.

  2. Для концентрации внимания, попросить ученика проиграть программу с включенным телевизором или магнитолой. Такая игра с помехами помогает увеличивать концентрацию внимания. Данное проигрывание требует гораздо большего нервного напряжения, но постепенно приучит ученика исполнять произведения при звуковых помехах полноценно, и он будет застрахован от неприятных неожиданностей на сцене.

  3. В качестве установки на безошибочную игру, можно попытаться играть в полной темноте или с закрытыми глазами.

  4. Перед игрой побегать, попрыгать, поприседать, чтобы вызвать учащенное сердцебиение и сразу садиться за инструмент исполнять произведение. Несколько похожее учащенное сердцебиение возникает у музыканта перед выходом на сцену.

  5. Для выявления скрытых ошибок необходимо поиграть произведения наизусть в очень медленном темпе, с тихой динамикой. Такое проигрывание позволяет тщательно проконтролировать сыгранный звук, проверяет выдержку и терпение, а так же усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время публичного выступления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе.

Очень важным моментом удачного выступления является состояние рук. Если руки перед выступлением ледяные от волнения, то полезно сделать ряд гимнастических упражнений:

  1. ударять кончиками пальцев сначала по «подушечкам» первого сустава, затем посередине ладони, потом по нижней части ладони. Можно ударять каждым пальцем отдельно.

  2. подтягивать пятый палец как можно ближе к кисти, гладящими движениями проводить кончиком пальца по ладони до его основания. Это упражнение делать каждым пальцем.

Достаточно эффективно действуют дыхательные упражнения, предложенные в своё время Б.Струве: «Медленное глубокое вдыхание через нос, небольшая задержка дыхание и такое спокойное медленное выдыхание через рот, затем отдых и снова повторение упражнения». Перед выступлением ученик должен иметь возможность спокойно посидеть, расслабив все мышцы. За определенное время до выхода на сцену, педагог должен прекратить все наставления и замечания. Ученик должен верить в себя, в свое удачное выступление. Это уверенность поможет ему хорошо выступить. Можно для снятия стресса съесть два-три кусочка шоколадки и запить это теплым чаем или водой. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращению и к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног, дрожание рук.

Педагог должен дать ученику советы:

- позаботиться об удобной обуви (без острых носов и высоких каблуков, что негативно сказывается на технике владения педалью).

- предварительно проверить высоту стула. Высокий или низкий стул может загубить выступление – это связано с привычками техники.

- перед выходом на сцену необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сердцебиение приходит в норму, появляется спокойствие.

- важной является и одежда, в которой выступает музыкант. Она тоже должна быть максимально удобной и не мешать свободе движений. Садясь за рояль, прежде всего, найдите контакт с собой, дыхание спокойное, голова ясная. Перед тем как начать играть, надо мысленно проиграть самое начало про себя - настроиться на нужный характер и темп.

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в подростковом возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры. Психологическая подготовка ученика к выступлению имеет не меньшее значение, чем профессионально-исполнительская подготовка - на этой позиции сходится подавляющая часть преподавателей. Вся работа, которая велась учеником над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Только она определяет и меру выученности материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое.

Работа по формированию у музыканта-исполнителя сценической устойчивости должна, в принципе, вестись с детских лет. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением. Каждый молодой исполнитель должен понять, что сценическое выступление-это не только испытание нервной системы, но и радость общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ибо сцена - это лучшее лекарство от волнения! «Лодка в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась!».




Список использованной литературы:


  1. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., «Институт психологии РАН», 1997

  2. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., Классика – XXI. 2009.

  3. Корыхалова Н. За вторым роялем. М., С-П., Композитор. 2006.

  4. «Музыкальная психология и психотерапия» № 3 / 2009

  5. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Санкт – Петербург, Композитор. 2008.







6