КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа-интернат»
Психологические особенности детей,
воспитывающихся в неблагополучных семьях
доклад
Подготовила: Харитонова Н.Л,
воспитатель
Заринск, 2024
Введение
В современном обществе всё больше семей оказываются в статусе неблагополучных. Выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психологическое развитие детей. Оно проявляется необязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из таких семей страдают неврозами.
Понятие и критерии неблагополучной семьи
Основные критерии при определении семьи, находящейся в социально опасном положении:
- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие работы у родителей, нерешенные жилищные условия и т.д.;
- пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни;
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребёнку);
- вовлечение детей в противоправные действия (распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество и т. д.);
- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей;
- семьи, в которых дети совершили правонарушение или преступление;
- семьи, где родители ограничены в родительских правах.
Семья является главным источником становления ребенка как личности. Главной её ролью является воспитание ребенка. Благодаря этой роли в детях закладываются общественные ценности, нормы поведения и общения. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние СМИ, школы, улицы.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует определение понятия "неблагополучная семья", хотя оно встречается в ряде нормативно–правовых актов субъектов РФ. В Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изм. и доп.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" есть определение: "Семья, находящаяся в социально опасном положении, семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними".
М.И. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, а только отношение к ребенку».
Таким образом, неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
И. Ф Дементьева выделяет 5 групп неблагополучных семей: Алкогольная семья, наркозависимая семья, криминогенная семья, педагогически несостоятельная семья, дезорганизованная семья. (В которой в силу устойчивых конфликтных ситуаций отсутствует сотрудничество мужа и жены в выполнении присущих семье социальных функций (в первую очередь, в воспитании детей), потеряны общие цели в жизни, нарушено в основном внутреннее единство данной общности.)
Психологические особенности развития детей из неблагополучных семей.
Исследователи показали, что общее физическое и психическое развитие таких детей отличается от развития сверстников, растущих в благополучных семьях.
У детей из неблагополучных семей отмечается замедление психического развития, ряд негативных особенностей: низкий интеллектуальный уровень, бедная эмоциональная сфера и скудное воображение, задержка в формировании правильного поведения и навыков саморегуляции (навыки саморегуляции – это набор способностей, которые позволяют нам отслеживать и контролировать свои мысли, эмоции и поведение. Эти навыки необходимы для преодоления стресса, поддержания отношений и достижения успеха). У этих ребят ярко выраженная «возбудимость», её ещё называют гиперреактивностью. Для них характерна низкая контактность, молчаливость, даже угрюмость. Замедленна вся психическая сфера. Это приводит к тому, что у них бывают сильные эмоциональные вспышки, во время которых снижается самоконтроль (они не могут управлять собой). Во время эмоциональных вспышек эти люди становятся жестокими. Склонны к нецензурной брани, к хамству, к уклонению от учёбы, у них неадекватная реакция на замечания взрослых, конфликты с учителями и родителями.
Этих подростков очень легко обидеть: даже взглядом или не слишком приветливой интонацией. Весь мир они делят на врагов и друзей. Они долго помнят обиды и не прощают их, отыгрываясь на своем обидчике.
Дети стремятся всеми силами скрыть позор семьи, не могут откровенно говорить о своей семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами жизни. В результате каждый становится подозрительным и злобным.
В неблагополучных семьях родители часто не выполняют своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это угнетает ребенка. Понятно, что будущее таких ребят во многом зависит от того, куда и к кому они попадут. В большинстве случаев их надо тащить, то есть помогать с выбором профессии, жильем, обустройством в жизни. Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно, ждет довольно сложное будущее.
С неблагополучными семьями ведётся работа:
это изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.
Изучение причин неблагополучия в семье, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.
Так же для родителей нашей школы
Приглашаются специалисты, например по профориентации.
Проводятся дни открытых дверей.
Проводятся родительские собрания, где обсуждаются важные и наболевшие темы, проводится коррекционная работа (убеждение, моральная поддержка)
С родителями проводятся тренинги и анкетирования.
Было представлено несколько, я расскажу про некоторые. Был задан психологический интенсив «Внутренняя сила». Несложное упражнение «Солнце любви». Цель: формирование ассертивности (не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него)
Нужно было нарисовать солнце, внутри поместить имя ребёнка своего. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Пусть теплые лучики согреют ребят дома. Расскажите вашему ребёнку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Задания давались трудновато, некоторые родители относились с подозрением к некоторым упражнениям.
Но по анкетированию ответили, что да, было много полезной информации, что в дальнейшем в воспитании и общении своего ребенка будут учитывать полученные знания и – обучать, применять игровую форму, тренинги, я буду гулять, кормить, мама будет приходить на мероприятия, будем больше общаться. Хотелось бы им всем встретиться с психологом, хотели бы прослушать тему «Доверительные отношения», поучаствовать в играх, конкурсах.
Стараемся приглашать родителей на мероприятия и праздники, для лучшего сближения семьи.
Рекомендации по взаимодействию с семьями и детьми из неблагополучных семей
Если педагог убедился, что ребенок проживает в тяжелых условиях, то необходимо:
1. Разъяснить родителям, что из-за конфликтной ситуации страдает ребенок, что он не должен играть роль разменной монеты во взрослой игре.
2. Если родители продолжают создавать своим детям неблагоприятную обстановку, травмирующую их психику, то детей необходимо изъять из семьи и поместить в социальные учреждения (реабилитационный центр, интернат).
3. Если на фоне семейных конфликтов у детей уже появились психические расстройства, то необходимо проконсультироваться у детского психиатра.
И самое главное, для ребят ведётся огромная работа, как в стенах школы, так и за её пределами. Для разностороннего раскрытия индивидуальных способностей ребёнка наша школа проводит различные мероприятия с различными направлениями: духовно-нравственные, спортивно-оздоровительные, экологические, гражданско-патриотические, правовые, профессионально-ориентировочные, ПДД, ППББ и т. д. проводятся акции, тур слёты, масленицы, защищаются проекты, совершаются экскурсии в городскую библиотеку, в ЦДТ и можно ещё продолжать. Ребята приобретают социальный опыт, формируют положительное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ребята становятся более уверенными в себе, учатся принимать самостоятельные решения, воспитывается трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Заключение Система принципов семейного воспитания
1. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. 2. Родители должны понять или принять своего ребенка таким, каков он есть. 3. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. 4. Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
В заключении хочется сказать «Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры». (Цитата принадлежит Екатерине II).
Себастьян Брант. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…
Библиографический список
1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
2. Воспитание школьника 2013 г. №2 Москаленко В. «Психологические особенности детей. Воспитывающихся в неблагополучных семьях».
3 Кулясова, Ю. А. Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей / Ю. А. Кулясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1053-1055. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9884/ (дата обращения: 18.03.2024).
7.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
12.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с: ил. — (Психология для всех).
Вопросы.
Вопрос 1. Семья однодетная, с достаточным семейным бюджетом. Каким может вырасти их ребёнок? И можно ли это семью назвать неблагополучной?
1. В однодетной семье может сформироваться балованный ребенок с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношения с обществом; и одинокого с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опёки.
Вопрос 2. Каких детей может воспитать многодетная семья.
2. Семья многодетная может создать не только дружных детей – коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованны, пущены на самотёк.
8