Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Доклад
Разноуровневые задания по разделу «Многоугольники» как средство формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Болдырева Е.А.,
студентка 4а группы
Руководитель:
Мадыгина Т.А.,
преподаватель
математических
дисциплин
Камышлов, 2017
План доклада
Актуальность, цель, задачи доклада.
Математические понятия как составляющие математического образования.
Психолого-педагогические основы формирования понятий в начальной школе и специфика формирования геометрических понятий.
Сущность разноуровневого обучения в начальной школе.
Возможности разноуровневых заданий для формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.
Анализ имеющегося педагогического опыта использования разноуровневых заданий как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.
Обоснование структуры и особенностей сборника разноуровневых заданий по разделу "Многоугольники" как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.
Список литературы.
Актуальность, цель, задачи доклада
Актуальность доклада обусловлена тем, что в настоящее время дети в классах имеют разный уровень подготовки. Необходимость реализации индивидуально-личностного подхода, в том числе и на уроках математики, подчёркивается в различных нормативно-правовых документах, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Одной из главных составляющих в содержании любого учебного предмета начальной школы, в том числе - и математики являются понятия. На уроках математики в начальной школе изучение геометрического материала связано с усвоением определённой системы понятий. Методические вопросы, связанные с формированием и развитием геометрических понятий рассматривались: Саранцевым Г. И., Аргинской И.И., Истоминой Н.Б., Моро М.И., Пышкало А.М., Петерсон Л. Г., Стойловой Л.П. и др.
Нынешняя система организации образования имеет не достаточно возможностей для индивидуализации и дифференциации обучения. Проблемой дифференцированного обучения занимались: Караев Ж.А., Ананьев Б.Г., Славина Л.С, Фирсов В.В., Селевко Г.К. и др. Применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению такого предмета как математика, способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию предусмотренных программой понятий.
Исходя из этого, была поставлена следующая цель доклада: теоретически обосновать возможности разноуровневых заданий по разделу «Многоугольники», направленных на формирование геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.
Задачи отражают основные этапы доклада:
1) рассмотреть психолого-педагогические основы формирования понятий в начальной школе и специфику формирования геометрических понятий;
2) обосновать возможности использования разноуровневых заданий для формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики по разделу «Многоугольники»;
3) проанализировать имеющийся педагогический опыт использования разноуровневых заданий по разделу "Многоугольники" как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики, а также примерную образовательную программу школьного образования с позиции выявления возможностей использования заданий по разделу «Многоугольники», способствующих формированию геометрических понятий у младших школьников;
4) обосновать структуру и особенности сборника разноуровневых заданий по разделу "Многоугольники" как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.
Математические понятия как составляющие математического образования
Математические понятия - важнейшая неотъемлемая часть науки и учебного предмета математики. На начальной ступени обучения обучающиеся знакомятся с большинством математических понятий наглядно, путём созерцания конкретных примеров или практического оперирования ими, например, при их счёте. При этом учитель опирается на жизненный опыт обучающихся. Вместе с тем понятие – это такая форма мышления, в которой выделены существенные свойства объектов, отделённые и абстрагированные от несущественных свойств. Понятийное мышление, т. е. мышление в понятиях, - высшая стадия развития интеллекта.
Психолого-педагогические основы формирования понятий в начальной школе и специфика формирования геометрических понятий
Существуют различные подходы к формированию понятий в начальной школе.
Индуктивный метод формирования понятий обеспечивает переход от единичного к общему в познавательном процессе. Система упражнений в этом случае должна вести детей от частных фактов к общему выводу.
В последнее время большой популярностью пользуется методика Давыдова В.В. Он считает, что понятие у младших школьников должны формироваться дедуктивным путём, который предусматривает знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем с более частными и конкретными фактами как реализацией этих общих принципов.
Теория поэтапного формирования умственных действий по Гальперину П.Я. заключается в следующем: действие, формируемое у обучаемого, осваиваемое им, приобретает умственную форму не сразу, а постепенно, проходя некоторые стадии, или этапы, каждый из которых качественно отличается от предыдущих.
Ассоциативный подход формирования понятий вытекает из ассоциативной теории с точки зрения, которой существенные признаки – это признаки общие, необходимые и отличительные, а понятие – это класс всех предметов (явлений), обладающих определенными свойствами.
Саранцев Г.И. выделил этапы формирования геометрических понятий.
Мотивация введения понятия.
Выявление существенных свойств понятия.
Усвоение определения понятия.
Использование понятия в конкретной ситуации.
Систематизация материала.
Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение.
Сущность разноуровневого обучения в начальной школе
В организации учебной деятельности младших школьников в процессе формирования математических понятий особую роль играет применение разноуровневых заданий. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Обучение строится на принципе вариативности.
Одной из форм организации разноуровневого обучения является дифференциация – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Предлагаемый подход позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Возможности разноуровневых заданий для формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики
Ценность применения разноуровневых заданий на уроках математики при изучении понятий:
осуществлять диагностику и следить за динамикой развития представления обучающихся о математических понятиях;
учет индивидуальных особенностей обучающихся;
эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний;
разноуровневые задания должны использоваться систематически.
По технологии Караева Ж. А. каждому обучающемуся предоставляется возможность выполнить задания трех уровней:
1 уровень – базовый (отметка «3»). Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.
2 уровень (отметка «4, 5»).. Цель: применение знаний.
3 уровень (отметка «5»). Цель: творческое использование знаний.
Анализ имеющегося педагогического опыта использования разноуровневых заданий как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики
Был проведён анализ педагогического опыта учителей начальной школы. Для этого был проанализирован сайт «Инфоурок» и журнал «Начальная школа». Проанализирован учебно-методический комплекс «Школа России», а именно программы и учебники по математике с 1 по 4 класс. Пришли к выводу, что разноуровневые задания, действительно, эффективны в формировании геометрических понятий, благодаря им реализуется индивидуализация и дифференциация обучения, что является необходимым условием обучения по программам начального общего образования.
Обоснование структуры и особенностей сборника разноуровневых заданий по разделу "Многоугольники" как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики
На основе анализа педагогического опыта и нормативных документов была осуществлена подборка разноуровневых заданий для 4 класса по разделу «Многоугольники», способствующих формированию геометрических понятий младших школьников на уроках математики, которые будут представлены в виде сборника. Сборник – система, совокупность чего-либо, объединенного вместе, имеющего общее предназначение и тематику, отвечающее определённой цели. (Бим-Бад Б.М.).
Разработанный сборник будет состоять из следующих частей: титульный лист; аннотация; оглавление; пояснительная записка; 1 раздел: мотивация введения понятия; 2 раздел: выявление существенных свойств понятия, которые составят его определение; 3 раздел: усвоение определения понятия; 4 раздел: использование понятия в конкретной ситуации; 5 раздел: систематизация материала; список литературы.
Апробация сборника будет проходить на базе МКОУ Октябрьской СОШ в 4 классе. У большинства детей к этому возрасту уже складывается индивидуальный стиль учебной работы: скорость выполнения заданий, качественность, ответственность при выполнении и т.д. Что связано с индивидуально - типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам, что связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка.
Заключение
После проведения анализа опыта педагогов-практиков можно сказать, что эффективность формирования геометрических понятий повышается благодаря индивидуализации и дифференциации обучения, что является необходимым условием обучения по программам начального общего образования.
В процессе изучения геометрического материала, а именно, формирования понятия применение разноуровневых заданий играет большую роль. Подобранные и разработанные разноуровневые задания обладают большими возможностями для формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.
Список литературы
Абрамова С. П. Программа «Введение в геометрию» // Современный урок. - 2009. - №1.- С. 122-128.
Амелина М.В. «Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала» // Начальная школа. 2014. № 8.
Бантова М. А, Бельтюкова Г. В. Методика начального обучения математики в начальных классах. М. : Просвещение, 1984.
Карпенко Л. А. Психологический лексикон: энциклопедический словарь в шести томах / под ред. Петровского А. В. М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
Ковалева И. В. Формирование математических понятий: методология и методика формирования научных понятий у обучающихся школ: тезисы докл. XV междунар. науч.- практ. конф. (Челябинск, 12-13 мая, 2008 г.). Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: словарь для обучающихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов. М. : МарТ, 2005.
Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах: пособие для учителей и студентов. М. : Просвещение, 1970.
Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. - М. : РИПКРО, 1996.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».