СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Разноуровневые задания по разделу «Многоугольники» как средство формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлены резльтат ыисследования разноуровневых заданий по разделу «Многоугольники» как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Разноуровневые задания по разделу «Многоугольники» как средство формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»











Доклад


Разноуровневые задания по разделу «Многоугольники» как средство формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики



44.02.02 Преподавание в начальных классах










Исполнитель:

Болдырева Е.А.,

студентка 4а группы

Руководитель:

Мадыгина Т.А.,

преподаватель

математических

дисциплин









Камышлов, 2017

План доклада
  1. Актуальность, цель, задачи доклада.

  2. Математические понятия как составляющие математического образования.

  3. Психолого-педагогические основы формирования понятий в начальной школе и специфика формирования геометрических понятий.

  4. Сущность разноуровневого обучения в начальной школе.

  5. Возможности разноуровневых заданий для формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.

  6. Анализ имеющегося педагогического опыта использования разноуровневых заданий как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.

  7. Обоснование структуры и особенностей сборника разноуровневых заданий по разделу "Многоугольники" как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.

  8. Список литературы.





Актуальность, цель, задачи доклада

Актуальность доклада обусловлена тем, что в настоящее время дети в классах имеют разный уровень подготовки. Необходимость реализации индивидуально-личностного подхода, в том числе и на уроках математики, подчёркивается в различных нормативно-правовых документах, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Одной из главных составляющих в содержании любого учебного предмета начальной школы, в том числе - и математики являются понятия. На уроках математики в начальной школе изучение геометрического материала связано с усвоением определённой системы понятий. Методические вопросы, связанные с формированием и развитием геометрических понятий рассматривались: Саранцевым Г. И., Аргинской И.И., Истоминой Н.Б., Моро М.И., Пышкало А.М., Петерсон Л. Г., Стойловой Л.П. и др.

Нынешняя система организации образования имеет не достаточно возможностей для индивидуализации и дифференциации обучения. Проблемой дифференцированного обучения занимались: Караев Ж.А., Ананьев Б.Г., Славина Л.С, Фирсов В.В., Селевко Г.К. и др. Применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению такого предмета как математика, способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию предусмотренных программой понятий.

Исходя из этого, была поставлена следующая цель доклада: теоретически обосновать возможности разноуровневых заданий по разделу «Многоугольники», направленных на формирование геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.

Задачи отражают основные этапы доклада:

1) рассмотреть психолого-педагогические основы формирования понятий в начальной школе и специфику формирования геометрических понятий;

2) обосновать возможности использования разноуровневых заданий для формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики по разделу «Многоугольники»;

3) проанализировать имеющийся педагогический опыт использования разноуровневых заданий по разделу "Многоугольники" как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики, а также примерную образовательную программу школьного образования с позиции выявления возможностей использования заданий по разделу «Многоугольники», способствующих формированию геометрических понятий у младших школьников;

4) обосновать структуру и особенности сборника разноуровневых заданий по разделу "Многоугольники" как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.

Математические понятия как составляющие математического образования

Математические понятия - важнейшая неотъемлемая часть науки и учебного предмета математики. На начальной ступени обучения обучающиеся знакомятся с большинством математических понятий наглядно, путём созерцания конкретных примеров или практического оперирования ими, например, при их счёте. При этом учитель опирается на жизненный опыт обучающихся. Вместе с тем понятие – это такая форма мышления, в которой выделены существенные свойства объектов, отделённые и абстрагированные от несущественных свойств. Понятийное мышление, т. е. мышление в понятиях, - высшая стадия развития интеллекта.

Психолого-педагогические основы формирования понятий в начальной школе и специфика формирования геометрических понятий

Существуют различные подходы к формированию понятий в начальной школе.

Индуктивный метод формирования понятий обеспечивает переход от единичного к общему в познавательном процессе. Система упражнений в этом случае должна вести детей от частных фактов к общему выводу.

В последнее время большой популярностью пользуется методика Давыдова В.В. Он считает, что понятие у младших школьников должны формироваться дедуктивным путём, который предусматривает знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем с более частными и конкретными фактами как реализацией этих общих принципов.

Теория поэтапного формирования умственных действий по Гальперину П.Я. заключается в следующем: действие, формируемое у обучаемого, осваиваемое им, приобретает умственную форму не сразу, а постепенно, проходя некоторые стадии, или этапы, каждый из которых качественно отличается от предыдущих.

Ассоциативный подход формирования понятий вытекает из ассоциативной теории с точки зрения, которой существенные признаки – это признаки общие, необходимые и отличительные, а понятие – это класс всех предметов (явлений), обладающих определенными свойствами.

Саранцев Г.И. выделил этапы формирования геометрических понятий.

  1. Мотивация введения понятия.

  2. Выявление существенных свойств понятия.

  3. Усвоение определения понятия.

  4. Использование понятия в конкретной ситуации.

  5. Систематизация материала.

Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение.

Сущность разноуровневого обучения в начальной школе

В организации учебной деятельности младших школьников в процессе формирования математических понятий особую роль играет применение разноуровневых заданий. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Обучение строится на принципе вариативности.

Одной из форм организации разноуровневого обучения является дифференциация это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Предлагаемый подход позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

Возможности разноуровневых заданий для формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики

Ценность применения разноуровневых заданий на уроках математики при изучении понятий:

  1. осуществлять диагностику и следить за динамикой развития представления обучающихся о математических понятиях;

  2. учет индивидуальных особенностей обучающихся;

  3. эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний;

  4. разноуровневые задания должны использоваться систематически.

По технологии Караева Ж. А. каждому обучающемуся предоставляется возможность выполнить задания трех уровней:

1 уровень – базовый (отметка «3»). Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.

2 уровень (отметка «4, 5»).. Цель: применение знаний.

3 уровень (отметка «5»). Цель: творческое использование знаний.

Анализ имеющегося педагогического опыта использования разноуровневых заданий как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики

Был проведён анализ педагогического опыта учителей начальной школы. Для этого был проанализирован сайт «Инфоурок» и журнал «Начальная школа». Проанализирован учебно-методический комплекс «Школа России», а именно программы и учебники по математике с 1 по 4 класс. Пришли к выводу, что разноуровневые задания, действительно, эффективны в формировании геометрических понятий, благодаря им реализуется индивидуализация и дифференциация обучения, что является необходимым условием обучения по программам начального общего образования.

Обоснование структуры и особенностей сборника разноуровневых заданий по разделу "Многоугольники" как средства формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики

На основе анализа педагогического опыта и нормативных документов была осуществлена подборка разноуровневых заданий для 4 класса по разделу «Многоугольники», способствующих формированию геометрических понятий младших школьников на уроках математики, которые будут представлены в виде сборника. Сборник – система, совокупность чего-либо, объединенного вместе, имеющего общее предназначение и тематику, отвечающее определённой цели. (Бим-Бад Б.М.).

Разработанный сборник будет состоять из следующих частей: титульный лист; аннотация; оглавление; пояснительная записка; 1 раздел: мотивация введения понятия; 2 раздел: выявление существенных свойств понятия, которые составят его определение; 3 раздел: усвоение определения понятия; 4 раздел: использование понятия в конкретной ситуации; 5 раздел: систематизация материала; список литературы.

Апробация сборника будет проходить на базе МКОУ Октябрьской СОШ в 4 классе. У большинства детей к этому возрасту уже складывается индивидуальный стиль учебной работы: скорость выполнения заданий, качественность, ответственность при выполнении и т.д. Что связано с индивидуально - типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам, что связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка.

Заключение

После проведения анализа опыта педагогов-практиков можно сказать, что эффективность формирования геометрических понятий повышается благодаря индивидуализации и дифференциации обучения, что является необходимым условием обучения по программам начального общего образования.

В процессе изучения геометрического материала, а именно, формирования понятия применение разноуровневых заданий играет большую роль. Подобранные и разработанные разноуровневые задания обладают большими возможностями для формирования геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.

Список литературы
  1. Абрамова С. П. Программа «Введение в геометрию» // Современный урок. - 2009. - №1.- С. 122-128.

  2. Амелина М.В. «Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала» // Начальная школа. 2014. № 8.

  3. Бантова М. А, Бельтюкова Г. В. Методика начального обучения математики в начальных классах. М. : Просвещение, 1984.

  4. Карпенко Л. А. Психологический лексикон: энциклопедический словарь в шести томах / под ред. Петровского А. В. М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.

  5. Ковалева И. В. Формирование математических понятий: методология и методика формирования научных понятий у обучающихся школ: тезисы докл. XV междунар. науч.- практ. конф. (Челябинск, 12-13 мая, 2008 г.). Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008.

  6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: словарь для обучающихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов. М. : МарТ, 2005.

  7. Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах: пособие для учителей и студентов. М. : Просвещение, 1970.

  8. Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. - М. : РИПКРО, 1996.

  9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».