СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Развитие диалогического общения у детей в разновозрастной группе с применением фольклора»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение ребенка со взрослым — один из ведущих факторов его психического развития. Если ребенок не владеет культурой общения, навязывает сверстникам свое мнение, то те будут избегать его, и он может оказаться в изоляции. Трудности во взаимоотношениях с другими детьми могут возникнуть и при недостаточно развитой у ребенка потребности в общении. Такие дети предпочитают одиночную игру совместной и ревниво оберегают ее от вмешательства сверстников. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Развитие диалогического общения у детей в разновозрастной группе с применением фольклора»»


Доклад


«Развитие диалогического общения у детей в разновозрастной группе с применением фольклора»



Мавлютова Татьяна Владимировна

Воспитатель ГККП «Ясли-сад №121»


Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Речь является основой для освоения ребенком культурно - исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения. Особое значение для развития ребенка в дошкольном возрасте имеет диалог, с помощью которого формируются межличностные отношения, происходит овладение родным языком, определяется течение процесса социализации. Участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми. Речь рассматривается как средство общения и отмечается, что для конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенок должен свободно владеть диалогическим общением. В связи с этим, в статье проанализирована взаимосвязь диалогической речи с процессом общения. Сделан вывод о возможности формирования диалогической речи как приоритетной задачи у дошкольников, поскольку это оказывает огромное влияние не только на развитие связной речи в целом, но и на общение.

Общение ребенка со взрослым — один из ведущих факторов его психического развития. Если ребенок не владеет культурой общения, навязывает сверстникам свое мнение, то те будут избегать его, и он может оказаться в изоляции. Трудности во взаимоотношениях с другими детьми могут возникнуть и при недостаточно развитой у ребенка потребности в общении. Такие дети предпочитают одиночную игру совместной и ревниво оберегают ее от вмешательства сверстников. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Необходимо было правильно и гармонично сочетать разный возраст детей, изучить уровень развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в образовательном процессе. Для реализации цели данной работы в группе проводилось наблюдение.

Были определены следующие критерии:

1) отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослыми;

2) воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

3) составлять рассказ из личного опыта ребенка;

4) пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

В ходе наблюдения за детьми выяснилось, что в процессе общения, меньшая половина детей между собой разговаривают внятно и доступно для своих собеседников.  Некоторые отличаются от всех высоким пониманием и сообразительностью, являются активными участниками педагогического процесса. Дети даже пытаются помочь воспитателям. Дети старшего дошкольного возраста теряли интерес и не всегда могли ориентироваться на данный материал. Стали терять интерес к занятиям, в игровой или самостоятельной деятельности. Воспитанники предшкольной группы, наоборот проявляли интерес и любопытство, желание воспроизводить изученный материал с применением наглядностей, старались доступно общаться между собой. Передо мной встала задача: ОБЪЕДИНИТЬ два возраста и сделать максимум увлекательным любую деятельность детей.

Так как на начало учебного года у меня было два возраста (3 – 5 лет) и у детей наблюдались слабо развита речь, малый словарный запас или же наоборот, дети достаточно умеют владеть ситуацией, имеет достаточный словарь, хорошо запоминает пройденный материал. Но, к сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной диалогической речью.  Проблема речевого развития является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Необходимо было разработать такой материал для детей, чтобы для данной группы был доступен, понятен и интересен. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Мне необходимо было изменить направление моей темы и сделать ее доступной для детей.

И я подумала, что ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Но теперь решила попробовать развивать диалогическое общение у детей в разновозрастной группе с применением фольклора.

Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь. Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи. С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить. С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. Мною был разработан тематический план работы на год по формированию диалогической речи с использованием фольклора в совместной, самостоятельной деятельности, в непосредственной образовательной деятельности, праздники и досуги. Созданы картотеки: загадок, пословиц и поговорок, потешек с диалоговым содержанием, подобраны сказки для инсценировки.

При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей и данному возрасту. Особое внимание на подготовительном этапе уделяла формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводились в игровой форме. В старшей и подготовительной группе на занятиях также использовала различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводила специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Используя малые формы фольклора, дети предшкольной группы довольно часто обыгрывали со старшими детьми потешки: «Я медведя поймал», «Скворец», «Снегири», «Гуси», «Ай, лады, лады, не боимся мы воды» и др. Рассказывали сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», «Снегурочка», «У страха глаза велики», заклички, песенки: «Вышла курочка гулять», «Как на тоненький ледок», поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Хлеб всему голова», учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение образно описывать предмет, дают ему яркую характеристикуи др. В игровой деятельности стало заметно, как дети используют мирилки, пословицы, высказывания из сказок, во время культурно – гигиенических процессов - потешки.

К концу учебного года у детей появились многочисленные обращения, параллельные высказывания детей, реплик, устойчивые группировки. Через диалог дети усваивают грамматику языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно. Речевая активность ребёнка возросла. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе.

Ценность малых фольклорных форм заключается в том, что с его помощью взрослые устанавливают эмоциональный контакт с ребёнком. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребёнок только начинает познавать мир. Малые фольклорные формы – это небольшие по объему произведения фольклора, бесценный источник обогащения словаря детей. Из этих произведений ребёнок узнаёт об окружающем мире: о явлениях природы, о животных, о том, что такое хорошо и плохо. Через малые фольклорные жанры ребёнок вслушивается в характерные особенности звучания родной речи и проникает в смысл слова.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми в разновозрастной группе помогает им овладевать первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой работы.  Следует отметить, что качественное развитие диалогической речи детей невозможно в одностороннем порядке. Помимо групповых занятий в детском саду, необходима систематическая индивидуальная речевая работа с ребёнком дома. В связи с этим крайне важно тесное сотрудничество между родителями и воспитателями детского сада. Учитывая индивидуальные способности детей, так как это крайне важно. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в развитии диалогической речи детей дома. Например, семья Стрикуновой Алены вызвались сделать лэпбук «Устное народное творчество», состоящий из пяти разделов. Семья Негуляева Артема вызвались отобразить смысл пословиц «Труд кормит, а лень портит», «Зимой скот паси, а летом сено коси» (каз.).

Семья Идрисова Саяна составили таблицу – диалог «Сочини сказку» (по опорным вопросам, картинкам).

Такое взаимодействие окажет положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к произведениям малого фольклора, как средству развития диалогической речи.