СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие физических качеств методом круговой тренировки"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие физических качеств методом круговой тренировки»

Введение.

     Первоначально круговая тренировка возникла в Англии как новая организационная форма эффективного использования физических упражнений в 1952 году. Независимо от них в России, к идее круговой тренировки пришел преподаватель Одесского института связи в 1955 году. Предложенный им вариант получил название «метод дополнительных упражнений».  

      Термин “круговая тренировка” имеет два значения. Первый - “круговая тренировка”-как способ организации урока, позволяющий закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки , второй - как метод развития физических качеств.  

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие физических качеств методом круговой тренировки"»






ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ЗЮЗИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

КАЗАНЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА









Доклад на тему:

«Развитие физических качеств методом круговой тренировки»













ЗАВОРИН ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

Учитель физической культуры


2021 год





«Развитие физических качеств методом круговой тренировки»

Введение.

Первоначально круговая тренировка возникла в Англии как новая организационная форма эффективного использования физических упражнений в 1952 году. Независимо от них в России, к идее круговой тренировки пришел преподаватель Одесского института связи в 1955 году. Предложенный им вариант получил название «метод дополнительных упражнений».

Термин “круговая тренировка” имеет два значения. Первый - “круговая тренировка”-как способ организации урока, позволяющий закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки , второй - как метод развития физических качеств.  

Исходя из этого, можно дать определение: Круговая тренировка” - это наиболее прогрессивная организационно-методическая форма занятий, направленная на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств; это поточное, последовательное выполнение комплекса физических упражнений. “Круговой” ее называют потому, что упражнения выполняются по кругу, состоящему из нескольких “станций”.

Суть метода в серийном выполнении знакомых, технически не сложных упражнений, подобранных и объединённых в комплексы по определённой схеме.

Я организую свои уроки, таким образом, чтобы заинтересовать учащихся физкультурой, воспитать стремление укреплять своё здоровье, отвлечься от вредных привычек.

Чтобы избежать монотонности урока, повысить самостоятельность учащихся, отработать больше двигательных навыков, задействовать развитие различных групп мышц за определённое время, я стал использовать метод круговой тренировки.

Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного пространства и жёсткого лимита времени. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому, в комплексы круговой тренировки я ввожу физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы, это способствует совершенствованию умений и навыков входящих в учебный материал.

Применение метода “круговой тренировки” имеет следующие преимущества:

1. Позволяет избежать монотонности урока. Быстрая смена физических упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления.

2. В урок включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест занятия.

3. Создает условия для самостоятельной работы.

4. Этот метод позволяет учащимся регулярно проверять свои физические возможности.

5. Наличие соревновательного элемента заставляет ребят концентрировать свои усилия и внимание на выполнении упражнений.

6. Значительно повышается двигательная активность учащихся. Урок отличается значительной моторной плотностью.

В зависимости от задач урока «Круговую тренировку» можно планировать как в подготовительной, основной, так и заключительной части урока. Включение в подготовительную часть «круговой тренировки» играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.

Применение «круговой тренировки» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм ещё не устал и готов выполнить работу в большом объёме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений.

В заключительной части урока комплексы «круговой тренировки» планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов – совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока. «Круговая тренировка» хорошо увязывается с программным материалом по лёгкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и , особенно, гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.


Чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока. Другое преимущество: ученикам достаточно один раз “пройтись” по всем (станциям), чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку. На уроках также используется наглядное пособие – контрольные карточки, карточки для работы по станциям. Такие карточки комплектую по отдельным темам. Большинство упражнений, включенных в карточки, уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с учащимися.


При составлении комплексов упражнений соблюдаются простота, доступность, отсутствие страховки. Упражнения подбираются технически не сложные, не требующие помощи. Целесообразно ориентироваться на те упражнения, которые рекомендуются в программе по физической культуре, дополняя и усложняя их в зависимости от подготовленности учащихся. Я использую хорошо усвоенные движения, чтобы на разучивание их не требовалось дополнительного времени. На первых занятиях решаются следующие задачи: ознакомить учащихся с содержанием круговой тренировки и техникой выполнения упражнений, составить и заполнить индивидуальную карточку учёта спортивных достижений, измерить результаты по показателям максимального теста

Ознакомившись с упражнениями, обучающиеся по команде начинают выполнять на своих станциях упражнение за время 30-45 секунд, стараясь проделать его максимальное число раз.

Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха. В это время обучающиеся записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию. После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка или в зависимости от подготовки класса. На последующих уроках ученики выполняют упражнение установленное число раз.

На последнем из уроков рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами, чтобы ученикам были видны их сдвиги.

От урока к уроку анализирую степень освоения того или иного двигательного действия по подготовленным карточкам-заданиям, к следующей серии уроков составляю новые. Карточки, как правило, использую долго, они остаются в работе на несколько лет.


Ориентировочное распределение занятий в году может быть таким: I четверть - на 4 -5 уроках, II четверть - на 4 - 5 уроках, III четверть - на 3 - 4 уроках, IV четверть - на 3 - 4 уроках.

Для проведения занятий по круговой тренировке составляю комплекс из 6-8 несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Комплексы упражнений подбираются в зависимости от прохождения определённой темы и с учётом комплектования класса. При составлении комплексов круговой тренировки я стараюсь на разных «станциях» вовлекать в работу различные группы мышц.

Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других.


Развитие физических качеств методом «круговой тренировки»

К основным физическим качествам относят: силу, гибкость, быстроту, ловкость, выносливость.

Сила

Сила - способность преодолевать внешние сопротивления преимущественно за счет мышечной деятельности или же противодействовать внешним силам.


Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития силы:

1. Из седа руки сзади поднимание ног в угол с последующим и.п.
2. Из упора лежа на полу отжимание, сгибая и разгибая руки.
3. Из основной стойки приседания с выносом рук с гантелями вперед и вставать на носки, отведя руки назад.
4 Лечь животом на коня, взявшись руками за ближний край. Поднимать и опускать прямые ноги, прогибаясь в пояснице.

5. Прыжки вверх из исходного положения упор присев.
6. Лежа на животе, руки за головой, поднимание и отпускание туловища, прогибая спину.
7. Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени.
8. Стойка ноги врозь, набивной мяч в руках вверху. Сгибать и разгибать туловище, касаясь мячом пола. Колени не сгибать.

Станций может быть больше, меньше в зависимости от количества групп и физической подготовленности класса.

 Быстрота

Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью.

Воспитание быстроты в «круговой тренировке» достигается следующими упражнениями: бег на скорость, челночный бег, выполнение упражнений с элементами спортивных игр и игрового характера, различных прыжков и т. д.

Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития быстроты

1.партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Выполнение: быстрая передача и ловля мяча на месте.

2. высокий старт. Выполнение: челночный бег с ускорением 10 м.

3. Стойка ноги врозь, лицом к стенке на расстоянии 2-3 м, в руках вверху за головой баскетбольный мяч. В быстром темпе броски двумя руками из-за головы с последующей ловлей мяча.
4. Лечь на спину, руки вдоль туловища. В быстром темпе сгибать и разгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах.
5. упор присев. Выполнение: в быстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук.
6. высокий старт. Выполнение: бег с максимальной скоростью по кругу.

7. Прыжки вверх толчком двух ног, с разбега доставая край сетки баскетбольного кольца с последующим бегом по разметке штрафной площадки.


Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

1. Стойка ноги врозь, руки произвольно. Темповые подскоки вверх, сгибая ноги в коленях во время подскоков.

2. Стойка под баскетбольным щитом. Прыжки толчком обеих ног с доставанием края баскетбольного щита.

3. Темповые прыжки, опираясь на скамейку и отталкиваясь от скамейки со сменой ног.

4.  Метание малого мяча в цель.

5. Прыжки толчком двух ног с продвижением вперед по замкнутому кругу.

6. Прыжки через скакалку, с продвижением вперед.

7. Бег на месте с опорой о стенку.

 Ловкость

Ловкость – это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в измененных условиях.
Примерные станции «круговой тренировки» для развития ловкости:

1. Метать теннисный мяч на дальность отскока от баскетбольного щита с последующей ловлей мяча.
2. Ходьба в полном приседе по гимнастической скамейке.
3. Ведение баскетбольного мяча с обводкой стоек.
4. Ходьба по гимнастической скамейке с грузом на голове (мешочек с песком).
5. Игра «Бой петухов». Партнеры прыгают на одной ноге, руки за спиной, пытаясь вытолкнуть друг друга за круг (радиус круга 2 м).

6. Кувырок вперед, стойка на лопатках.

 Гибкость

Гибкость – это способность выполнять упражнения с наибольшей амплитудой.
Упражнения на гибкость укрепляют суставы и связки, повышают эластичность мышц, что является важным фактором предупреждения травм. Воспитание гибкости почти всегда взаимосвязаны с упражнениями на развитие силы.

Примерные упражнения на станциях «круговой тренировки» по развитию гибкости:

1. лежа на спине, поднять прямые ноги, коснуться пола за головой.
2.  стойка ноги врозь, мяч набивной за головой, перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо.
3.  партнеры стоят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах, поочередные наклоны вперед с поднятием партнера на спину и потряхиванием.

4. Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени. 
5.  Стойка ноги врозь, гимнастическая палка внизу сзади, хватом за концы. Перешагивание через палку с последующим переворотом палки назад через сторону.

6.  Стойка ноги врозь, руки на пояс. Пружинистые наклоны туловища к ногам сериями из 2-4 повторений к каждой ноге.

  1. Стойка на одной ноге, опираясь другой на рейку гимнастической стенки на уровне пояса. Поочередные пружинистые наклоны сериями к обеим ногам с последующей сменой положения ног.

Выносливость

Выносливость – это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени.

Примерные упражнения «круговой тренировки» на развитие выносливости:

1.  стоя боком к гимнастической стенке на одной ноге, держаться одновременно рукой за рейку, приседание на одной ноге, вынося другую вперед.
2.  упор лежа, сгибание и разгибание рук.
3.  Прыжки боком через гимнастическую скамейку.

4. Лазанье по канату с помощью рук и ног.
5.  вис на перекладине, удержание прямых ног под углом 90°.
6. Вис на перекладине, согнув руки.

Заключение

Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе, создает условия для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений юными спортсменами и контролем за ее воздействием на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям. Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий,

Примерные комплексы «круговой тренировки» для развития двигательных навыков.

Примерные комплексы «круговой тренировки» на уроках гимнастики:

Комплекс №1

1. Стоя, ноги на ширине плеч, малый мяч внизу, подбрасывание и ловля мяча с одновременным приседанием.
2. Стоя на коленях, руки за головой, наклоны вперед с отведением локтей в стороны и прогибанием спины.
3. Из виса на высокой перекладине прогнувшись сгибание и разгибание ног в группировку.
4. Из упора присев на матах кувырки вперед и назад в группировке.
5. Прыжки через скакалку с вращением вперед.
6. Лазанье по канату при помощи рук и ног.
8. Опорные прыжки, соответствующие программному материалу.
9. Передвижение по гимнастической скамейке (на носках, на пятках, в приседе).
10. Лежа на гимнастической скамейке на животе, руки вперед, держитесь за скамейку, подтягиваясь руками, передвигайтесь вперед.

Комплекс №2

1. узкая стойка ноги врозь, малый мяч внизу, подбрасывание и ловля мяча с одновременным приседанием и касанием поочередно правой (левой) рукой пола;
2. стоя на коленях, руки за головой, наклоны вперед с поворотом туловища вправо и влево;
3. из виса на высокой перекладине прогнувшись, сгибание и разгибание ног в группировку;
4. из упора присев, кувырок вперед и назад в группировке;
5. стоя к гимнастической стенке, наклоны вперед с захватом рук сзади за рейку переход в вис прогнувшись;
6. прыжки через скакалку с вращением скакалки вперед;
7. балансирование на ограниченной площадке, лежащей на набивном мяче;
8. из седа руки сзади, сед прогнувшись с отведением головы назад, затем и.п.;
9. передвижение по гимнастической скамейки на носках руки в стороны;

10. лазанье по наклонному канату при помощи рук и ног;
11. из упора присев переход в горизонтальное равновесие (ласточка) поочередно на правой (левой) ноге.


Уроки спортивных игр (баскетбол).

Примерные комплексы «круговой тренировки» на уроках по баскетболу:

Комплекс №1

1. Прыжки в шаге с ноги на ногу .

2. Стоя, ноги на ширине плеч, передача баскетбольного мяча вокруг себя.
3. Переход через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в и.п.
4. Ведение мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем мяча и без него.
5. С высокого старта челночный бег с ускорением .

6. Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.
7. Ведение двух мячей одновременно и правой и левой рукой . 8. Из низкого приседа передвижение «гусиным» шагом вперед или по кругу.
9. Бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением двух шагов.
10. Передача двумя руками от груди в стенку.


Комплекс №2


1. Ведение мяча правой (левой) рукой вокруг препятствия.

2. Вращение мяча вокруг туловища на месте или в движении.

3. Стоя лицом к скамейке. Впрыгивание на скамейку и спрыгивание с нее с последующим поворотом на 180°.

4. В парах. Передача мяча одной рукой с отскоком от пола.

5. Упор, сидя на скамейке продольно, мяч зажат ступнями. 1 – согнуть ноги; 2 – сед углом; 3 – согнуть ноги; 4 – и.п.

6. Бросок мяча по кольцу после ведения и двух шагов.

7. Стоя ноги врозь. Передача мяча из руки в руку вокруг туловища, по восьмерке между ног.

8. Упор, лежа на скамейке, руки на снаряде. 1 – сгибая руки, мах левой ногой назад; 2 – и. п.; 3–4 – то же правой ногой.

9. Стоя на полу. Бросок мяча из-за спины через голову и ловля его перед собой.

10. Стоя на полу. Прыжки со скакалкой.


Примерные комплексы «круговой тренировки» на уроках по волейболу


Комплекс №1


1. из низкого приседа прыжки с продвижением вперед;
2. стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 10м, метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита с последующей ловлей теннисного мяча;
3. верхняя передача волейбольного мяча двумя руками над собой, на месте;
4. из основной стойки без отрыва ног и сгибания коленей переход в упор, лежа с последующим возвращением в исходное положение;
5. верхняя передача волейбольного мяча двумя руками с помощью стенки на высоте 2 или 3 м;

6. лежа на животе, поочередная ловля и подбрасывание теннисного мяча (жонглирование);
7. темповые прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180° и повторением упражнения;
8. стоя руки за головой, переход через сед перекатом назад на спину с последующим возвращением в исходное положение;
9. стоя (эспандер сзади), растягивание эспандера в стороны;
10. из упора о стенку бег на месте с высоким подниманием коленей на носках в быстром темпе;

11. стоя спиной к гимнастической стенке (взявшись руками на уровне плеч), прогибание спины с отведением рук вверх – назад за счет поочередного выпада вперед;
12. нижняя передача волейбольного мяча двумя руками с помощью стенки на уровне головы;
13. стоя в 1м от стенки, переход в упор на пальцах о стенку с последующим отталкиванием и переходом в исходное положение;
14. подбрасывание волейбольного мяча вверх над собой, верхняя подача мяча в стенку с последующей ловлей и повторением упражнения;

Уроки лёгкой атлетики.

Примерные комплексы упражнений для «круговой тренировки» на уроках по легкой атлетике:

Комплекс №1

1-я станция. Из упора стоя, согнувшись, с опорой о барьер, покачивание, растягивая плечевые суставы.

2-я станция. Бег с высоким подниманием бедра на отрезке до 30м с максимальной скоростью.

3-я станция. С двух шагов разбега прыжок в шаге с последующим повторением.

4-я станция. Из упора лежа сгибание и разгибание рук.

5-я станция. Стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 8-10м, метание теннисного мяча в цель (на дальность отскока).

6-я станция. Ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы на отрезке 10-15м.

7-я станция. Бег с высокого старта на скорость по кругу 50м

8-я станция. Стоя в висе, подтягивание на перекладине с предварительным толчком ног.

9-я станция. Прыжки в шаге с ноги на ногу (многоскоки) на отрезке 10-20м.

10-я станция. Ускорение на отрезках 20-30м.

11-я станция. Из низкого приседа передвижение «гусиным» шагом на отрезках 10-15м.

12-я станция. прыжки с двух шагов разбега с доставанием баскетбольного щита;


Уроки лыжной подготовки.

Примерный комплекс упражнений для «круговой тренировки» на уроках по лыжной подготовке

1. Равномерное прохождение отрезков попеременным двухшажным ходом.
2. Равномерное прохождение отрезков одновременным бесшажным ходом.
3. Пробегание с различной скоростью отрезков попеременным методом.
4. Спуск со склона в средней стойке с торможением «плугом».
5. Подъем в гору «елочкой».
6. Равномерное прохождение отрезков коньковым ходом.
7. Пробегание отрезков повторным методом.
8. Спуск со склона в средней стойке с последующим поворотом переступанием.
9. Пробегание отрезков на скорость.