Доклад: «Развитие физических качеств у футболистов 12-13 лет»
Выполнил:
Тренер-преподаватель
МАУ ДО Поярковская СШ
Белоуско Дмитрий Николаевич
Поярково 2025
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1 Анатомо-физиологические особенности организма юных футболистов | 4 |
2 Физические качества и их развитие у юных футболистов | 7 |
3 Методы и средства развития физических качеств | 12 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 17 |
Список использованных источников | 18 |
ВВЕДЕНИЕ
Футбол является одним из оптимальных видов спорта для ребенка, поскольку он объединяет в себе спортивную игру и пользу для детского организма. Это доступное и достаточно бюджетное спортивное соревнование, которое присутствует практически везде: на детских площадках, во дворе, на уроках физкультуры.
Чтобы превратить футбольное хобби в профессиональное занятие спортом, детей отдают в спортивных секции и специальные школы. Там даются необходимые знания, которые пригодятся ребенку для дальнейшей игры в футбол уже на более высоком уровне. Детский футбол — это веселая игра, которая нравится практически всем малышам с самого раннего детства
[10].
Объект исследования — процесс развития физических качеств футболистов.
Предмет исследования — средства и методы развития физических качеств футболистов.
Цель исследования — изучение физических качеств футболистов 12-13 лет.
Создание условий для изучения физических качеств футболистов 12-13 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
Изучить анатомо-физиологические особенности физического развития футболистов.
Определить методы развития физических качеств футболистов 12-13 лет.
Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
1. Анатомо-физиологические особенности организма футболистов
В связи с тем, что в детском и юношеским возрасте организм человека находится еще в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать возрастные особенности формирования организма детей, подростков и юношей; закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе занятий футболом[19].
В педагогике школьный возраст принято разделять на младший (7–10 лет), подростковый (11–14 лет) и юношеский (15–18 лет). Такое деление на возрастные группы соответствует действующей ныне сети детско-юношеских спортивных школ, воспитательно-оздоровительных организаций в нашей стране[19].
Есть такое понятие — «биологический возраст». Означает оно достигнутый к конкретному моменту уровень морфологического и функционального развития организма. Нужно учитывать, что при одном и том же подростковом возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Есть и спортивный возраст, который определяется уровнем тренированности, эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями. И здесь между детьми одного подросткового возраста могут быть значительные различия. Все эти моменты необходимо учитывать при планировании тренировочных нагрузок. Состав, дозировка и интенсивность этих нагрузок должны отвечать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности футболистов[6].
Основная особенность подросткового возраста связана с процессом полового созревания, развертывающимся в это время. Он характеризуется бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма подростка. Установлено, что к 12-летнему возрасту получает все большее развитие регулирующий, тормозящий контроль головного мозга. Развивается процесс внутреннего торможения. Усиливается функция коры головного мозга, направленная на анализ и синтез высших раздражений, воспринимаемых анализаторами (зрительным, вестибулярным, кожным, двигательным и т.д.)[19].
К 13–14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека. Поэтому после 13–14 лет показатели развития двигательной функции изменяются в значительно меньшей степени. Завершение созревания двигательного анализатора совпадает с периодом полового созревания мальчиков этого возраста. Научные данные говорят о том, что в этот период подростки, не имеющие специальной подготовки, медленнее и с большим трудом, чем в младшем школьном возрасте, овладевают новыми формами движений.
В возрасте 11–13 лет у детей может развиваться и достигать высочайшей степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений и их размеренность во времени. У подростков 13–14 лет при изучении сложных по координации движений иногда заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Следует отметить, что динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет[19].
Недостаточный уровень развития психических функций в 11–12 лет не позволяет футболистам добиваться высокой степени быстроты и точности движений. У подростков в этот период в связи с бурным развитием и началом полового созревания отмечается временная задержка в развитии способности овладевать движениями. Острота мышечного чувства, а вместе с ней и точность движения, от которых также зависит быстрота освоения технических приемов игры, развивается у подростков очень быстро до 13-14 лет. В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы, значительно совершенствуется анализаторско-систематическая деятельность коры головного мозга[2].
При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Это проявляется двояко: и как морфологические изменения в виде повышенного прироста антропометрических признаков, и как функциональные сдвиги в виде повышения работоспособности. Так, в среднем ежегодный прирост веса тела у подростков равен 4–5 кг, роста — 4–6 см, окружности грудной клетки — 2–5 см. Происходит дальнейшее формирование скелета. К 14 годам срастаются кости таза, устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов.
К 14–15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков в 12 лет составляет 29,4% веса тела, в 15 лет — 33,6%. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет[19].
Исходя из того, что силовые способности детей невелики, развитие силы в данном возрасте нужно осуществлять с осторожностью, применяя кратковременные силовые напряжения динамического и, в некоторой степени, статического характера. Особое внимание должно быть сконцентрировано на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц тела, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.
У подростков 11–14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно увеличивается до 190–200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых. К 11–12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13–15 годам — 117/ 73 мм рт. ст.[19].
В процессе развития детей происходит окостенение скелета, т. е. замена хрящевой ткани на костную. Развитие характеризуется ростом костей в длину и в ширину, изменением их химического состава. В костях находится орган кроветворения красный костный мозг. С возрастом происходит совершенствование кроветворной функции. Развитие костной ткани в значительной мере зависит от роста мышечной ткани[15].
С 7 до 10-ти лет улучшается работа дыхательной системы, частота дыхания уряжается, увеличивается дыхательный объем, повышается жизненная емкость легких. От 12 до 17 лет значительно возрастает мощность дыхательного аппарата: дыхательные объемы увеличиваются более чем в 1,5 раза, скорость воздушного потока на вдохе и выдохе растет. Дыхательный объем в 15–16 лет достигает величины, как у взрослого человека. Важно, что колебания дыхательного объема в покое у одного и того же индивидуума довольно большие[2].
Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8–10 мин. Таким образом, в возрасте 11–14 лет организм мальчиков в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке[19].
Физические качества и их развитие у футболистов
Физическое качество — это способность человека успешно выполнять двигательные действия. Физические качества футболистов обеспечивают эффективную реализацию двигательных действий, физиологических, психических и биохимических процессов[10].
Чтобы хорошо играть футболист должен иметь высокую скорость бега, быстро менять его направление, уметь ускоряться и останавливаться, делать рывки, прыжки, изменять положение тела с опорой и без опоры. Все упражнения, действия и приемы футболисты выполняют в быстром темпе, с непрерывными перемещениями по полю, часто вступая в непосредственное единоборство с противником. Это развивает у них общую и скоростную выносливость, быстроту и ловкость, силу ног и туловища. В процессе тренировок и соревнований у футболистов формируются такие качества, как смелость и решительность, инициатива и находчивость, умение быстро ориентироваться в обстановке[21].
Выносливость — это способность к длительной двигательной деятельности относительно высокой интенсивности. Степень выносливости определяют несколько факторов: функциональное развитие отдельных частей организма, координационные способности мышц, психическое состояние игрока, оптимальность задействования всех органов. У футболистов различают общую и специальную выносливость[25].
Общая выносливость определяется способностью игрока длительный период выполнять движения средней интенсивности, используя функциональные возможности организма. Работают все группы мышц, что положительно влияет на специальную выносливость.
Специальная выносливость определяется способностью футболиста выполнять сложную двигательную деятельность продолжительное время и с высокой интенсивностью. Такая способность зависит от возможности организма сохранять кондицию (работоспособность) при движениях с максимальной интенсивностью. Ее характеризуют быстрота и стабильность нервных процессов[25].
Общая выносливость у футболистов с возрастом увеличивается, но имеет не равномерный характер. Несущественный рост ее величины на этапе начального обучения (возраст от 8 до 10 лет) сменяется резким приростом в возрастных группах от 11 до 16 лет. После 16 лет наблюдается снижение темпов прироста общей выносливости. Увеличение аэробного компонента выносливости, связанное с естественным приростом, а также с воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок, заканчивается в основном к 20–21 году. Существенная динамика специальной выносливости наблюдается в возрасте 12–15 лет. Естественный прирост заканчивается к 18–19 годам, и ее уровень составляет 90–95% соответствующего уровня взрослых футболистов[19].
Быстрота — это способность выполнять в определенных условиях какие-либо действия за возможно короткое время. В футболе, где постоянно меняется интенсивность и динамика движений, требование к быстроте и скоростным качествам игрока особенно высоки. Прежде всего, это касается умения быстро мыслить и реагировать на поле, осуществлять простую и сложную двигательную деятельность, «находить» партнеров[25].
Игрок движется аритмично, варьирует свои движения, перемещается, прежде всего, с мячом короткими шажками, меняя темп движения, в постоянной готовности быстро и неожиданно для противника изменить направление движения. Бег становится элементом тактики. Спринтерские способности проявляются в игре без мяча, когда игрок меняет позицию или выходит на мяч, при ведении мяча к воротам соперника, при прорыве и обгоне соперника; у игрока обороны эти качества проявляются при преследовании нападающих, при своевременном перехвате передач. Наибольшее тактическое значение имеет внезапное быстрое изменение скорости, переход от сдержанного и выжидающего бега к рывку на максимальной скорости[24].
В простых игровых действиях, выполняемых с высокой скоростью, различают две фазы: фаза возрастающей скорости (стартовая скорость) и фазу стабильной скорости (спринтерская скорость). Максимальная скорость, которую может развить игрок, зависит не только от его уровня скоростных данных, но и от уровня развития динамической силы, от степени овладения техникой движения и т.д.
Быстрота взаимодействия футболистов зависит от организации игры, строящейся на взаимосвязи отдельных звеньев футболистов, которые решают (при помощи отработанных комбинаций) типичные игровые ситуации. Характер розыгрыша этих комбинаций определяет стиль команды, всю структуру взаимодействия игроков[25].
Скорость бега у футболистов значительно увеличивается с 8-летнего возраста и, по существу, к 17–18 годам достигает уровня взрослых футболистов. За период подготовки (от 8 до 18 лет) скоростные возможности юных футболистов повышаются в среднем на 20–25%. Изменение скорости бега с возрастом происходит неравномерно. Этап начального обучения не отличается выраженным ростом скоростных способностей. Прирост скорости бега на этом этапе не превышает 3–4%. Наибольший прирост ее величины заметен в период с 11 до 15 лет. Так, прирост скорости бега на 15 и 30 м в этот период составляет около 17%. Это говорит о том, что этап специализации является предпочтительным, сточки зрения воспитания скоростных возможностей юных футболистов.
На период от 15 до 18 лет приходится около 5% прироста этого физического качества. Факт стабилизации скорости бега у 17–18-летних футболистов на уровне взрослых квалифицированных спортсменов говорит о том, что в дальнейшем значительного естественного прироста скорости не предвидится и можно лишь совершенствовать ее в процессе круглогодичной тренировки[19].
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему. В значительной степени сила заменяет быстроту движений (в силовом единоборстве при игре корпусом) и влияет на двигательную деятельность игрока, обусловленную выносливостью, ловкостью и выдержкой.
Говоря о физической подготовке футболиста чаще всего выделяют три основных категории силы: статическую силу (способность развивать максимальную силу в статическом режиме деятельности), динамическую силу (способность развивать усилие несколько раз подряд за определенное время в условиях быстрого движения и динамического режима деятельности мышц) и взрывную силу (способность развивать максимальное усилие за очень короткий промежуток времени (в момент удара, броска, отражения мяча)). В основе движения лежит разовое максимальное мускульное усилие с учетом подготовки к этому движению (замах)[25].
В период от 8 до 11 лет темпы прироста скоростно-силовых качеств незначительны и не превышают 7–8%. Это связано с низкими возможностями детей данного возраста. Этап спортивной специализации характеризуется ускоренными темпами роста рассматриваемого качества. Существенный прирост скоростно-силовых качеств на этом этапе объясняется повышением скоростных качеств (особенно быстроты, темпа движения) в возрасте от 10–11 до 13–14 лет и естественным ростом силовых возможностей детей и подростков в 14–16 лет. Этап спортивного совершенствования характеризуется снижением темпов прироста силовых качеств. Их рост стабилизируется к 19–20 годам[19].
Ловкость — способность быстро и точно координировать движения при решении самых неожиданных задач, которые «задает» игра. Степень ловкости определяет умение игрока координировать свои движения[25].
Ловкость бывает общей и специальной. Главная задача общей — расширить запас двигательных навыков. Общая ловкость — основа ловкости специальной, которая приобретается игроком в процессе систематической подготовки с использованием различных средств физического воспитания. Специальной ловкостью называется умение гибко, пластично «приспосабливать» свои движения к меняющейся игровой ситуации, сохраняя целенаправленность, точность и высокий уровень двигательной деятельности[25].
Специальная ловкость проявляется при выполнении игровых приемов. Развивается ловкость довольно медленно и своего максимума достигает к 20–22 годам. Именно это качество является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Чем большим количеством двигательных навыков владеет игрок, чем меньше он контролирует свои действия и быстрее варьирует их, тем выше уровень развития ловкости[9].
Анализ динамики развития физических качеств у юных футболистов разного возраста показывает следующее:
с возрастом, начиная с этапа начальной подготовки, все физические качества имеют тенденцию к росту;
на этапе наибольшего естественного роста оптимальное воздействие тренировочной нагрузки может ускорить прирост данного качества;
стабилизация показателей разных физических качеств на уровне взрослых футболистов происходит в разных возрастных группах: скорость достигает наивысших показателей в возрасте 16–17 лет, скоростная выносливость и скоростно-силовые качества к 18–19 годам, общая выносливость и сила к 20–22 годам;
наиболее благоприятный возраст для воспитания скорости бега —11–13 лет, скоростно-силовых качеств 13–15 лет, общей выносливости 12–16 лет, силы – 15–18 лет[19].
Современный футбол предъявляет особые требования к физической подготовленности футболистов. Высокий уровень маневренности игроков, увеличение силы ударов, экономизация энергии при выполнении различных игровых приемов способствуют повышению работоспособности и мастерства футболистов[13].
Методы и средства развития силы:
Метод максимальной нагрузки: 85–100 % от максимально возможности игрока; количество повторений: 1–5 в серии, время отдыха: 2–3 мин. между сериями, постоянное движение.
Метод «до изнеможения»: 70–85 % от максимальной возможности игрока; количество повторений: 5–10 в серии, время отдыха: 2–4 мин между сериями с соответствующим движением.
Метод динамической нагрузки: 25–50 % от максимальной возможности игрока; количество повторений: 6-10 в серии, время отдыха: 2–5 мин. между сериями, быстрое движение.
Метод сниженной нагрузки: 10–25 % от максимальной возможности игрока; количество повторений: 12–20 в серии, время отдыха: 25 мин между сериями, быстрое движение[25].
Для реализации метода развития силы можно использовать упражнение со снарядами, на снаряде и без снарядов. Упражнения со снарядами: тяжелыми гантелями (приседания, подпрыгивания, прыжки), легкими гантелями, набивными мячами, скамейками, эспандерами, скакалками, свинцовыми жилетами; упражнения на снарядах: силовая гимнастика (индивидуальная и в парах); преодоление веса собственного тела (повороты, наклоны, приседания, прыжки); бег по снегу и по песку; бег вверх по лестнице; преодоление веса партнера (выжимание, ношение, отталкивание); силовые игры (перетягивание, борьба, регби с набивным мячом); упражнение на отбивание мяча, необходимые для футбола (игра головой в прыжке, противоборство в воздухе)[25].
Методы развития быстроты и скорости:
Метод повторения движений с максимальным усилием. В его основе — повторение простых и сложных движений с максимальной затратой сил. Время отдыха должно быть достаточным для восстановления затраченных сил.
Метод отработки реакции на неожиданный импульс. Развивает быстроту реакции игрока при оценке ситуации, помогает быстро и результативно решать игровые задачи. Используется для развития и простой, и сложной реакции.
Метод повторных движений в облегченных условиях. Применяется для развития стабильной скорости (спринтерской) и для повышения частоты движения ног. В этих условиях развиваем так называемую «сверхскорость», которая значительно выше скорости, показываемой игроком во время матча. Так удается преодолевать «скоростной барьер» игрока и разрушать «скоростной стереотип». Упражнения требуют от футболиста максимальной сосредоточенности и тренированности[25].
Средства развития быстроты. Подготовительные упражнения на быстроту (семенящий бег, бег с высоким подниманием коленей, с подпрыгиванием, прыжки); старты из разных положений (5–10 м; количество повторений: 4–6, время отдыха: 20–40 с); рывки на 10–20 м (количество повторений: 4–6, время отдыха 60–90 с); бег по прямой, разделенной на отрезки 60–100 м скорость: средняя — максимальная — средняя — максимальная и т. д.); эстафеты; подвижные игры; бег с препятствиями; бег в гору; бег с горы; максимально быстрое выполнение игровых действий; подготовительные игры (3–1, 3–2, 4–2 в одно касание)[25].
Метод развития ловкости. В неменяющихся условиях метод повторения сложных с точки зрения координации движений — единственный позволяющий укреплять базу и расширять арсенал двигательных навыков. Позднее начинается развитие способности использования двигательных навыков в меняющихся условиях игры. На этом этапе используются сложные игровые упражнения для развития координации. Их сложность и интенсивность зависят от уровня техничности игрока.
Средства развития ловкости. Бег с заданиями (с изменением направления, с прыжками, приседаниями, кувырками, скачками, падениями) и с препятствиями (перепрыгивание, подлезанием, «слалом»); комплексы акробатических упражнений: индивидуальных, в парах, в группах (кувырки, перевороты, прыжки с переворотом через партнера, падения); прыжки в воду и на батуте; упражнения на ловкость обращения с мячом; освоение сложной техники (борьба за мяч в воздухе, тренировка вратаря)[25].
Методов развития выносливости несколько.
Метод непрерывной нагрузки — развивает общую выносливость. Длительная непрерывная деятельность средней интенсивности заставляет организм игрока работать в аэробных условиях, что повышает его функциональные возможности. Наилучшая форма непрерывной нагрузки взаимосвязанные беговые упражнения, во время выполнения которых частота пульса достигает 140–150 ударов в минуту.
Метод непрерывно меняющейся нагрузки — заключается в том, что в определенные моменты интенсивными упражнениями вынуждаем организм работать в режиме нехватки кислорода. На других же отрезках занятий «кислородный долг» должен быть возвращен организму. Такой метод позволяет преодолевать сравнительно большие расстояния с постоянно меняющейся скоростью (от 3 до 15 км/ч).
Метод прерывистой нагрузки имеет два варианта:
метод меняющейся нагрузки заключается в смене интенсивной или сверхинтенсивной нагрузки и отдыха разной продолжительности, отрабатываемые движения повторяются, используется для развития как общей, так и специальной выносливости;
метод интервальной нагрузки отличается тем, что интервалы между нагрузкой и отдыхом постоянные, зависят они от процесса деятельности физиологических функций.
Для наглядности интервальный метод делим на методы коротких, средних и длинных интервалов.
При использовании интервального метода интенсивность нагрузки определяется продолжительностью тренировки: чем занятие короче, тем нагрузки больше. В периоды отдыха организм не успевает восстанавливаться полностью. Метод коротких интервалов чаще всего используется для развития выносливости.
Метод «под давлением» — с успехом практикуют английские футболисты. Суть его в том, что игрок получает нагрузку в процессе движений циклической или нециклической формы (повторяя отдельные игровые действия). Нагрузка длится 30–50 секунд с перерывом на отдых, равным 90–120 с. По характеру и влиянию на организм она больше всего соответствует нагрузке, получаемой футболистом во время матча[25].
Средства развития выносливости:
бег на лыжах, кросс, бег по лесу (по пересеченной местности), бег быстро-медленно, бег с препятствиями (на местности, в поле, в зале), бег на разные расстояния, вспомогательные игры, общеукрепляющие упражнения, определение подготовительных игр методом интервальной нагрузки;
повторение цепочки игровых действий и комбинаций;
контролируемая игра с поставленными задачами (определенным числом касаний, игра на определенном месте)[25].
Выводы
При правильной методике спортивные занятия оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Для решения задач обучения с меньшей затратой времени и усилий большое значение имеют систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения.
Высокий уровень маневренности игроков, увеличение силы ударов, экономизация энергии при выполнении различных игровых приемов способствуют повышению работоспособности и мастерства футболистов.
Активное педагогическое воздействие способствует развитию физических качеств у юных спортсменов на более высоком уровне. Важно не снижать нагрузку в возрасте, когда происходит преимущественное развитие того или иного качества. Двигательная деятельность обусловливается не только развитием опорно-двигательного аппарата, но и функциональными возможностями внутренних органов и систем, обслуживающих этот аппарат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Футбол в современном обществе является одним из самых популярных видов спорта. Занятия этим видом спорта оказывают всестороннее воздействие на организм человека, повышают уровень развития физических качеств, способствуют укреплению здоровья и т.д. Невозможно достигнуть каких-либо заметных успехов в этой игре, не обладая хорошими физическими качествами (быстрота, ловкость, сила, выносливость), способностью быстро ориентироваться и принимать верные решения в сложных игровых ситуациях, чувством коллективизма, высокими морально-волевыми качествами.
С точки зрения спортивной подготовки возраст 12–13 лет является одним из основных. Именно в этот период достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости, закладываются основы техники и тактики, формируется спортивный характер. Существуют различные методы развития физических качеств. Их подбирают в соответствии с направленностью, возрастом, развитием футболистов. Также необходимо учитывать индивидуальную структуру физической подготовленности и правила нормирования нагрузки в тренировочных упражнениях.
Психологическая подготовка также важна, так как умение управлять своим психологическим состоянием в ходе соревнования дает большое преимущество. Необходимо быть устойчивым к внешним раздражителям, уметь справляться с предстартовым стрессом и показывать высокие результаты не только на тренировках, но и на соревнованиях, когда эмоциональное давление чрезвычайно велико.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Банников, С.Е. Футбол: Учебно-методическое пособие / С.Е. Банников, Р.И. Минязев, А.Г. Босоногов, Н.А. Стаин.— Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006. — 101 с.
Варюшин, В.В. Тренировка юных футболистов: учебное пособие для тренеров / В.В. Варюшин.— М.: ФОН, 1997.— 92 с.
Веракса, А.Н. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена / А.Н. Веракса, А.Е. Горовая, А.И. Грушко, С.В. Леонов. — М.: Издательство «Спорт», 2016. — 208 с.
Воронович, А.С., Веселов В.И. Роль физической подготовки в футболе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95004.htm. – 20.12.2021
Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288с.
Годик, М.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет / М.А. Годик, С.М. Мосягин, И.А. Швыков. — Н.Новгрод: РА «Квартал», 2012. — 256 с.
Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А.Годик. — М: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. — 272 с.
Годик, М.А. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / М.А. Годик. — М.: Советский спорт, 2011. — 160 с.
Губа, В.П. Интегральная подготовка футболистов: учебное пособие / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. — М.: Советский спорт, 2010. — 208 с.
Губа, В.П. Теория и методика футбола / В.П. Губа, А.В. Лексаков. — М.: Советский спорт, 2013. — 536 с.
Дубровский, В.И. Спортивная физиология: Учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В.И. Дубровский. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 426 с.
Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк Ю.М. Портнов, А.В. Лексаков. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 520 с.
Калинин, Д.И. Развитие основных физических качеств футболистов // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 426–428.
Кузнецов, А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11—12 лет) / А.А. Кузнецов. — М.: Олимпия, Человек, 2008. — 208 с.
Лапшин, О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов: Методическое пособие / О.Б. Лапшин. — М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2009. — 218 с.
Собянин, Ф.И. Основы теории физической культуры: Учебное пособие / Ф.И. Собянин, А.И. Замогильнов, М.Г. Быченкова [и др.]. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 151 с.
Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте / В.Ф. Сопов. — М.: 2010. — 120 с.
Шальнов, В.А. Общая и специальная физическая подготовка футболистов в учебно-тренировочном процессе / В. А. Шальнов. — Ульяновск: УлГТУ, 2009. — 22 с.