Доклад
Развитие мотивации к занятиям спортом и здоровому образу у младших школьников.
Уважаемые коллеги и родители!
Современное состояние здоровья и демографические показатели граждан Российской Федерации вызывают закономерную тревогу. По данным Министерства образования и науки РФ за последние годы происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков. Установлено, что 87% учащихся школ нуждаются в специальной поддержке. До 60-70 % школьников к выпускному классу имеют нарушения структуры зрения, 30% - хронические заболевания, 60%- нарушенную осанку. Катастрофически молодеют наркомания, токсикомания и алкоголизм.
Вышесказанное убедительно указывает на необходимость усиления работы общеобразовательных школ по формированию потребностей у учащихся в здоровом образе жизни. На это нацеливает Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). В данном документе подчеркивается, что «укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни должны осуществляться на всех возрастных этапах развития личности». В статье 41 этого Закона указано, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся» Другими словами, каждое образовательное учреждение должно брать на себя ответственность за охрану и укрепление здоровья школьников. (5)
Под здоровым образом жизни принято понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций, независимо от политической, экономической и социально-психологической ситуации. Основными компонентами здорового образа жизни являются: рациональное питание, двигательная и физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, закаливающие и развивающие процедуры и др. (1).
Особая роль в формировании здорового образа жизни у учащихся в школе принадлежит физической культуре.
В психолого-педагогической науки период учебы в младших классах признается наиболее благоприятным для формирования мотивов и потребностей здорового образа жизни, поскольку именно в этом возрасте происходит усвоение первейшей научной информации, связанной со здоровым образом жизни, определяются фундаментальные жизненные принципы, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию, то есть существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в области здорового образа жизни Следовательно, младший школьный возраст является переломным в формировании у детей иерархии потребностей здорового образа жизни. (5)
Здоровый образ жизни – системное образование личности школьника, отражает степень овладения знаниями, умениями и навыками в этой области, которые он приобретает на уроках, в общении со старшими, в ходе спортивных тренировок, игровой, трудовой, творческой деятельности, в быту и т.д.
Формирование здорового образа жизни невозможно без учета потребностей ученика, без соответствующих знаний о своем здоровье, понимания роли здоровья в жизнедеятельности, знании основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека. Процесс формирования потребностей в здоровом образе жизни у младших школьников должен включать в себя три компонента: когнитивный, потребностно-мотивационной, деятельностный.
Выделены три уровня потребности:
- высокий уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни характеризуется тем, что учащийся осознает ценность здоровья и здорового образа жизни, имеет прочные знания о сущности здоровья, о смысле и назначении здорового образа жизни, проявляет потребность в сохранении и укреплении здоровья, активно участвует в физкультурно-спортивной, творческой работе в классе, школе, вне школы;
-средний уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни проявляется в целом, учащийся осознает ценность здоровья и необходимость ведения здорового образа жизни, ощущает потребность в сохранении и укреплении здоровья, однако мотивация к овладению знаниями здорового образа жизни внешняя, определяемая желанием подражать взрослым, сверстникам; учащийся имеет достаточный запас знаний о сущности здоровья, о смысле и назначении здорового образа жизни, о методах овладения культурой здорового образа жизни; включается в деятельность по овладению культурой здорового образа жизни с коллективом детей класса, при поддержке педагога, родителей;
- низкий уровень сформированности потребности здорового образа жизни характеризуется тем, что учащийся не осознает ценность здоровья и необходимость здорового образа жизни, имеет небольшой запас знаний о сущности здоровья, о смысле и назначении здорового образа жизни, о методах овладения культурой здорового образа жизни; учащийся пассивен в здоровьесберегающей деятельности, потребность в здоровом образе жизни не сформирован.
Что же нужно для целенаправленного формирования потребностей в здоровом образе жизни у учащихся?:
Сотрудничество школы с родителями, учреждениями медицинской, спортивной и социальной сфер поселения.
Повышение профессионального мастерства, компетентности педагогов в области здоровья.
Проведение круглых столов (семинаров, конференций) с участием учителей, врачей, родителей, психолога. Где будут рассматриваться вопросы организации питания; проведение диспансеризации учащихся; выявление детей, нуждающихся по состоянию здоровья в специально организованных занятиях физической культурой; организация и проведение двигательной активности в течение учебного дня; работа учителей по пропаганде здорового образа жизни; охват учащихся спортивными секциями и др.
Поддерживать благоприятную температуру и влажность в спортивных залах, помещениях;
соблюдать правильное освещение рабочих мест; подбирать мебель согласно ростовым
показателям; контролировать за учебной, физической нагрузкой учащихся; дозировать
домашние задания; создать благоприятный психологический климат, проводить спортивные
часы, проводить дни здоровья, противогриппозную профилактику, комплексные
обследования детей (стоматологическое, ортопедическое, диагностика нарушений зрения.
5 Знакомить детей с историей физической культуры и спорта муниципалитета, региона, страны.
6. Проведение (школьных, классных, семейных) спортивных соревнований и праздников.
7. Посещать спортивные праздники и соревнования (классом, семьей, командой).
Только реализация всех условий, консолидация школы и родителей приведет к формированию у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, укреплению у них здоровья, дисциплины, повышению успеваемости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боль, Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни детей : кн. для учителя / Л. В. Баль,
С. В. Барканов, С. А. Горбатенко ; под ред. Л. В. Баль. - М.: Просвещение, 2005. - 192 с.
2. Бальсевич, В. К Физическая культура для всех и каждого : учебное пособие / В. К. Бальсевич. - М. .Физкультура и спорт, 1988.- 208 с. -
3. Бароненко, В. А. Основы здорового образа жизни : учебное пособие / В. А.
Бароненко, В. Н. Люберцев, Л. А. Рапопорт. -Екатеринбург : УГТУ, 2001.- 211 с.
4. Борисов, М. М. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания : автореф. дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. М. Борисов. - М„ 1993. - 19 с.
5. Гайдук, Е Ю. Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов сельской школы / Е Ю Гайдук, М. Г. Харитонов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1 (73). Ч. 1.- С. 24-29.