СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Развитие речи через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Доклад Развитие речи через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

Доклад

Развитие речи через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

Слайд №1 Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется опыт работы по теме «Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

Слайд №2 В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений выступила утрата патриотизма как одна из духовных ценностей нашего народа.

Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.  

Под  патриотическим  воспитанием  понимается  взаимодействие  взрослого  и  детей  в  совместной  деятельности  и  общении,  направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих  нравственных  качеств  личности,  приобщение  к  истокам  национальной  региональной  культуры,  природе  родного  края,  воспитание  эмоционально-действенного  отношения,  чувства  сопричастности,  привязанности  к  окружающим.  С  дошкольного  возраста  ребенка  надо  воспитывать  патриотом - человеком, имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он родился  и  растет,  ее  традиции,  историю,  культуру,  язык.

Слайд 3 Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено « биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.

В нашем дошкольном учреждении многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.

Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считаю возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи.

В обогащении словарного запаса дошкольников большую роль играет предметно-развивающая среда группы.


Слайд 4 Патриотический центр в детском саду помогает зародить и развивать чувство патриотизма.

Для речевой активности и познавательного развития используется демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы). Также для хорошей активизации мыслительной деятельности и словаря детей, используем проблемные вопросы.

- Как сделать село красивым?

Вопросы для размышления детей.

- Чтобы ты хотел построить в нашем селе?

- Чтобы ты сделал, чтобы наше село стало лучше.

Дидактические игры

«Назови и покажи достопримечательности села»

«Назови любимые сказки (песни) 

«Чем похожи и непохожи».

Например: улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларёк, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар.


Слайд 5 Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые  являются жанрами  устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки  точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество  расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. 

В свободной игровой деятельности используем такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др.


Слайд 6 Цент театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа.

Для развития диалогической речи используем разыгрывание сюжетов с помощью настольного театра.

Слайд 7 По знакомым сказкам организовываем драматизации – спектакли, инсценировки.

Слад 8 Приобщая детей к народной культуре проводим народные праздники. Используя малые формы народного фольклора – песенки, потешки, заклички, считалки, загадки, скороговорки, прибаутки,


Слайд 9 Одна из активных форм работы по данному направлению, способствующая развитию речевых навыков, расширению  словарного запаса, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, народные игры.


Слайд 10 Для речевого развития приобщаем  детей к культуре чтения литературы. Одним  из важнейших  средств  является художественное слово   русского народа  и  талантливых  авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

В круг детского чтения входят, прибаутки, докучные сказки и небылицы


Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка. В своей работе используем просмотр мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Дети, смотрят сказки с удвоенным вниманием и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое время в играх, обсуждениях.

С удовольствием играют в игру «Расскажи сказку по картинкам»



Слайд 11 Важной составляющей патриотического воспитания и речевого развития являются стихи о Великой Отечественной Войне.

Ежегодно проводятся конкурсы чтецов посвященных Дню Победы.

Участвуем в митингах посвящённых Великой Отечественной Войне.

Приобщаем к чтению рассказов о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, которые знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек.


Слайд 12 Развитие речевой активности проходить на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Одним из таких видов деятельности беседа. Беседуя с ребёнком спрашиваем, с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, уточняем степень родства его к другим членам семьи. «Где отдыхали летом», «Семейные праздники и традиции»,

Слайд 13 Организуются фотовыставки с детскими рассказами о с семье.


Слайд 14 Таким образом грамотно построенный образовательный процесс, оформление предметно-развивающей среды, подбор дидактических, речевых игр направлено на развитие речи детей, их нравственно-патриотического воспитания. Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Слайд 15 Своё выступление мне бы хотелось закончить словами Константина Дмитриевича Ушинского.

«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека весь этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова»


Слайд 16 Спасибо за внимание!