«Развитие творческой активности учащихся при изучении информатики»
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Толстой
Актуальность темы.
Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что всего через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.
Наше время – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения.
Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Задача современной школы: разработка и применение специальных методик направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.
Анализ ситуации, проведённый для выявления проблемы.
Работая учителем информатики в школе, я пришла к выводу, что образовательная программа по информатике предусматривает навыки практической работы с компьютером, в учебниках по информационным технологиям излагается в основном информационный материал, в них мало заданий творческого характера. Передо мной постоянно вставали и встают вопросы: «Чему учить? Как учить? Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? Как научить ребёнка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?».
Постановка проблемы и анализ причин и последствий её осуществления.
В классической системе образования учебный процесс построен на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Современных школьников не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски… Мой опыт преподавания информатики в школе позволил мне увидеть противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях, в основном, только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая. Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных программах, отведенного на изучение информационных технологий.
Из этих противоречий возникла проблема моей работы, которая заключалась в поиске ответа на вопрос: «Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческой активности при изучении информатики». Проблема возникла, но как её решить, если недостаточно времени в учебном плане, если многие обучающиеся школы не обеспечены домашними компьютерами. Также не давал покоя вопрос: «А какие новые информационные технологии нужно использовать на уроках информатики и как они влияют на развитие творческой активности обучающихся?»
Исходя из выше изложенного, была сформулирована методическая проблема: «Развитие творческой активности учащихся при изучении информатики».
Цели работы.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключена в словах: «Имеет смысл только то знание, которое используется на практике», которые подчёркивают значимость и прикладной характер информатики.
Что такое творчество? Энциклопедический словарь предлагает следующее определение: Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В основе понятия творчества лежит понятие «деятельность». Творчество – высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. Понятия «творчество» и «творческая деятельность» близки. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Активность – энергичная, усиленная деятельность, деятельное состояние; деятельное участие в чём-либо.
Признаки и критерии творческой активности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная деятельность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческой активности учащихся:
Приобщить учащихся к творческой работе;
Прививать интерес к творчеству, поиску;
Развивать навыки созидания, самореализации.
Задачи работы.
Определить структуру творческой активности;
Определить комплекс показателей развития творческой активности обучающихся;
Выделить педагогические условия, способствующие развитию творческой активности обучающихся на уроках информатики с применением новых информационных технологий;
Развивать информационную компетентность обучающихся – обладание компьютерной грамотностью, представлениями об информационной картине мира, умениями и навыками ориентироваться в мире информации;
Создать систему обучения, направленную на раскрытие творческой активности обучающихся посредством новых информационных технологий.
Разработать комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческой активности на уроках информатики;
Выработать критерии оценки результатов творческой работы ученика;
Формировать методическую папку (портфолио) учителя информатики.
Решение поставленных задач позволяет сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка и для учителя.
Результативность проекта
В ходе выполнения методической работы определена структура творческой активности:
Творческая активность. |
Компоненты: | Содержательно-операционный |
Мотивационный |
Мировоззренческий |
Рефлексивный |
Эмоциональный |
Коммуникативный |
Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к учебно-творческой деятельности. Большинство авторов выделяют его в качестве основного компонента творчества. Особое место в нём занимают интеллектуальные способности и умения личности, которые включают в себя интеллектуально-логические умения и интеллектуально-эвристические способности. Таким образом, логическое мышление не противостоит творческому, творческое мышление включает в себя как необходимый компонент логическое.
Мотивационный компонент, обеспечивая направление на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и мотивы овладения умениями такого рода.
Мировоззренческий компонент определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке её результатов. В качестве основных мировоззренческих свойств личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности, выделены:
1) Способность отстаивать свою творческую позицию.
2) Осознание личностью своих мировоззренческих свойств.
Рефлексивный компонент даёт основание говорить об его многофункциональности.
Эмоциональный компонент влияет на формы выражения потребностей, предшествует деятельности, побуждая и направляя её. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.
Коммуникативный компонент теснейшим образом связан со всеми сторонами человеческого сознания и проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями, раскрытии субъективного мира одного человека для другого и главное в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности.
В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.
Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:
Подготовка (зарождение идеи);
Созревание (концентрация, стягивание знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
Проверка.
Комплекс показателей развития творческой активности.
Диагностика эмоционального и коммуникативного компонентов содержала изучение и анализ результатов работы с компьютерными технологиями, наблюдение в процессе занятий, беседы, отзывы учителей по другим предметам, классных руководителей.
Так, определение уровня творческого потенциала учащихся, позволяет оценить умение принимать нестандартные решения. В результате выявилось, что у учеников 7, 8 классов вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.
Определены показатели развития творческой активности:
владение большим объёмом информации;
самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;
установление причинно-следственных связей;
обнаружение скрытых зависимостей и связей;
умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию;
по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи;
способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.
Развитию творческой активности на уроках информатики способствуют следующие педагогические условия:
разрешение и поощрение множества вопросов;
создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;
стимулирование ответственности и независимости;
акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
поощрение помощи «отстающим» со стороны «продвинутых» учеников, выступающих в роли помощников и консультантов;
внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.
Анализ уровня информационной компетентности учащихся.
Работая учителем информатики, я пришла к следующему выводу: уровень компьютерной грамотности учащихся растет год от года благодаря следующим факторам:
Смещение основы изучаемого предмета от «компьютера» в сторону «информации»;
Применение новых форм работы, направленных на развитие активности и самостоятельности;
Использование новых компьютерных технологий в разработке и проведении уроков;
Возможность использования результатов детского творчества при обучении следующих поколений учеников;
Увеличение количества домашних компьютеров;
Доступность большего объема информации благодаря информационно-коммуникативным технологиям.
Система обучения, направленная на развитие творческой активности учащихся посредством новых информационных технологий.
В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними.
Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.
Для достижения этих целей учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся испытывали сверхдоверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей и творческой активности каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
Формы обучения:
Урочная деятельность.
Необходимо наряду с традиционными формами уроков информатики применять и нетрадиционные формы:
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа-урок;
проблемный урок.
урок-практикум;
урок-диалог;
урок-игра (конкурс, викторина) и т.д.
Внеурочная деятельность.
Эта форма работы привлекает из-за нетрадиционных видов деятельности, активной совместной деятельности педагогов и учащихся, которая увлекает и одних и других. Это:
предметные недели;
экскурсионная работа;
участие в творческих конкурсах (в т.ч. дистанционных);
создание фотоальбома – летописи школьной жизни и т.д.
Индивидуально-групповая работа.
Большую роль в развитии творческой активности имеет индивидуальный подход к учащимся. Это обуславливается не только индивидуальными качествами учащихся, но и наличием компьютера дома, а также интересом к информатике. Преподавание информатики для интеллектуально развитых детей требует разработки специфических программ и методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их высокую восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческой активности детей.
Индивидуально-групповая работа не так проста, как кажется на первый взгляд. Нужно определенным образом составить методические пособия, подготовить задания различной сложности и направленности, а квалификация преподавателя должна позволять ему «с ходу» ориентироваться в задаче пользователя, чтобы помочь ему выбрать правильные средства. Методы обучения
В настоящее время существуют различные классификации методов обучения. Для того, чтобы решать творческие задачи, необходимы творческие методы.
Репродуктивные методы:
инструктаж;
практическая тренировка;
методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.
Программированное обучение:
метод алгоритмов;
метод аналогий;
проведение опытов, исследований, практических работ и др.
Методы дифференциации:
каждодневного применения самостоятельной работы;
постепенного нарастания сложности;
решение одной и той же задачи различными средствами и др.
Методы самооценки и самоконтроля.
Метод работы в группах.
Эвристические методы:
метод мозгового штурма;
извлечения скрытых знаний (метод Сократа);
индивидуальной образовательной траектории;
рефлексии и др.
Метод проектов.
Проектный метод обучения, как никакой другой, позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, нестандартно подходить к решению задач. Но это – тема отдельного исследования.
Приемы обучения:
слушания и рассматривания;
наблюдения;
планирования работы с ТСО;
оперирования образами, представлениями, понятиями, суждениями;
оперирования умозаключениями и действиями;
естественного эксперимента;
выполнения творческих работ;
решения нестандартных задач;
игровые приемы и др.
С помощью таких методов и приемов работы дети из «безликой серой массы» превращаются в «букет» индивидуальностей, где нет сильных и слабых, и где каждый по-своему хорош!
Средства обучения:
учебники различных авторов;
методические пособия по отдельным программным продуктам;
презентации, подготовленные учителем и детьми по различным темам курса;
разработки творческих уроков;
компьютеры с программным обеспечением, необходимым для каждого занятия;
мультимедиа-проектор, экран;
тестовые задания и т.д.
Комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческой активности на уроках информатики.
Начальный (пропедевтический) курс
В курсе информатики учащиеся 5 – 6 знакомятся с множеством новых терминов и понятий: алгоритм, информация, курсор, процессор и т.д. Дети этого возраста способны хорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее – «вызубрить», то есть изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой.
Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления.
Один из методов, способствующих осознанию материала, – его образное представление. Большинство детей хорошо воспринимают информацию, которая представлена в виде занимательного сюжета. Еще больше им нравится сочинять самим, причем творческая фантазия детей очень плодотворна. Они очень любят рисовать. Предлагаемые детям задания не являются чисто теоретическими, они связаны с реальными жизненными ситуации, что поддерживает мотивацию школьников к изучению предмета.
В заключение хотелось бы отметить, что при организации подобных форм творческой работы учащихся появляется возможность использовать результаты детского творчества при обучении «следующего» поколения, причем авторы работ знают об этом, а иногда и сами выступают перед другими школьниками. Для ребят это переход в позицию взрослого который дает большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого.
Выработка критериев оценки результатов творческой работы ученика.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Оценки за творческую деятельность предполагаются только положительные. При желании можно устроить коллективные (экспертные) просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне. При выставлении оценки также может быть учтено мнение учащихся.
Тем не менее, возможен более формализованный подход к оценке результата творческих работ.
Оценка кроссворда.
Требования к ученическим кроссвордам следующие:
Максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв.
Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей учащегося.
Кроссворд должен быть представлен следующим образом:
Сетка кроссворда.
Вопросы по вертикали и горизонтали.
Заполненная сетка (она позволяет ученику не допускать орфографические ошибки).
При проверке кроссвордов применяется 100-балльная шкала.
Критерии оценки кроссворда объявляются учащимся при выдаче задания.
Ученик должен уметь объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены при изучении темы.
Оценивается также красота кроссворда: оригинальность сетки, симметричность ее.
За хорошую сетку начисляется 20 баллов.
Оценка повышается, если пересечение слов не по одной букве, а на двух и более. За каждое слово с двумя пересечениями дается 3 балла, три пересечения - 8 баллов, четыре пересечения - 15 баллов, пять пересечений - 20 баллов.
На оценку влияет количество слов, использованных автором.
За каждое слово сверх заданного минимума оценивается в 10 баллов.
За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляется по 10 штрафных баллов.
Результат вычисляется по формуле:
S=3*N2+8*N3+15*N4+20*N5+10*M+20-10*P, где
N2 - количество слов с двумя пересечениями,
N3 - количество слов с тремя пересечениями,
N4 - количество слов с четырьмя пересечениями;
N5 - количество слов с пятью пересечениями
M - количество слов, превышающих минимально заданное,
P - число фактических ошибок в вопросах,
20 баллов начисляется только за красивую сетку кроссворда.
При результате больше 100 - "отлично",
60-100 баллов - "хорошо",
менее 60 - "удовлетворительно".
Оценка доклада.
Логика изложения доклада:
a.. Доклад построен неграмотно, не дает представления об основной идее и итогах работы – 0.
b.. Доклад построен логично, но имеются отдельные недостатки – 1
c.. Доклад выстроен логично, грамотно, дает ясное представление о работе, ее структуре, итогах и достоинствах -2.
Качество наглядных (раздаточных, демонстрационных) материалов:
a.. Наглядные материалы отсутствуют - 0.
b.. Наглядные материалы присутствуют, но не совсем адекватны логике доклада - 1.
c.. Наглядные материалы ярко иллюстрируют основную идею доклада - 2.
Компетентность в проблеме исследования
a.. Автор работы не показал компетентность в проблеме исследования - 0.
b.. Автор работы в среднем показал компетентность в проблеме исследования - 1.
c.. Автор работы продемонстрировал высокую эрудицию и компетентность в проблеме исследования - 2.
Качество аргументации при ответах на вопросы:
a.. Ответы на вопросы нечеткие, путанные, не дают представления о точке зрения автора - 0.
b.. Ответы на вопросы в среднем дают представления о точке зрения автора - 1.
c.. Автор продемонстрировал способность формулировать и отстаивать собственную точку зрения по вопросам исследования - 2.
Перевод количественной оценки в качественную
Количественная оценка Качественная оценка
7 - 8 баллов 5
5 - 6 баллов 4
Менее 5 балла 3
Оценка презентации.
Критерии оценки
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
· Титульный слайд с заголовком 5
· Минимальное количество - 10 слайдов 10
· Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) 10
СОДЕРЖАНИЕ
· Использование эффектов анимации 15
· Вставка графиков и таблиц 10
· Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных 10
· Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов 10
ОРГАНИЗАЦИЯ
· Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы 10
· Слайды представлены в логической последовательности 5
· Красивое оформление презентации 10
· Слайды распечатаны в формате заметок. 5
ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100
Перевод количественной оценки в качественную
Количественная оценка Качественная оценка
90 - 100 баллов 5
70 -89 баллов 4
50 - 69 баллов 3
менее 50 баллов 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий в процессе обучения информатике. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.
Подводя итог, хочу сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.
Реализую заявленную цель через использование:
современных образовательных информационных технологий;
различных форм организации познавательной деятельности учащихся (групповую - парную);
методов и приёмов, максимально раскрывающих творческие способности учащихся (интерактивные методы);
организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач.
Хочется отметить, что использование моего опыта работы требует от участников учебно-воспитательного процесса определенных временных и интеллектуальных затрат (постоянное изучение новой литературы, изучение новых сред и языков программирования, определение индивидуальной траектории развития каждого учащегося посредством педагогических средств, мониторинг уровня достижений учеников). Однако вложенный труд, время учителя компенсируются полученным результатом.
7