СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Реализация дополнительной общеобразовательной программы музыкального фольклорного театра "Народная копилка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность общеобразовательной программы музыкального фольклорного театра «Народная копилка» определяется, прежде всего, тем, что художественно-эстетическое развитие – важная сторона воспитания ребенка. Народное творчество, фольклор едва ли не единственная возможность спасти человека от бездуховности, внутренней пустоты. И начинать нужно с детей, ведь если с самого раннего возраста им сделана «прививка» на красоту и творчество, это останется на всю жизнь.

         Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения от взрослых, которые научат малыша любить и понимать окружающий мир.

         Дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» написана в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и рассчитана на  два года обучения. Данная программа является комбинированной, в программу входят основы изучения актерских, песенных навыков, а также обучение навыкам игры на шумовых, духовых народных инструментах, деревянных ложках. Дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» является авторской программой.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Реализация дополнительной общеобразовательной программы музыкального фольклорного театра "Народная копилка"»

Доклад «Реализация программы «Народная копилка».

Актуальность общеобразовательной программы музыкального фольклорного театра «Народная копилка» определяется, прежде всего, тем, что художественно-эстетическое развитие – важная сторона воспитания ребенка. Народное творчество, фольклор едва ли не единственная возможность спасти человека от бездуховности, внутренней пустоты. И начинать нужно с детей, ведь если с самого раннего возраста им сделана «прививка» на красоту и творчество, это останется на всю жизнь.

Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения от взрослых, которые научат малыша любить и понимать окружающий мир.

Дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» написана в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и рассчитана на два года обучения. Данная программа является комбинированной, в программу входят основы изучения актерских, песенных навыков, а также обучение навыкам игры на шумовых, духовых народных инструментах, деревянных ложках. Дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» является авторской программой.

Целевые установки и задачи программы лежат в русле концепции формирования личности через культуру. Одной из образовательных задач, названных в стандарте, является задача «формирование общей культуры личности детей» (ФГОС, с.3).

Содержание художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений детского фольклора (словесного, наглядного, песенного, музыкального), мира природы, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Содержание данной программы направлена на реализацию перечисленных выше содержательных установок: детям дают представление о том, что детский фольклор выражает самые разнообразные чувства человека – радость, нежность, волнение, гнев, удивление и другие. Готовность к совместной деятельности со сверстниками, также являющаяся содержанием социально-коммуникативной образовательной области, эффективно развивается в познании и изучении детского фольклора (совместное пение, игра на духовых и шумовых народных инструментах, народные игры, музыкально-фольклорные праздники).

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, воображения и творческой активности (ФГОС с. 7).

Таким образом, цель программы - формирование духовных

потребностей для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.

Для реализации основной цели программы поставлены следующие задачи:

- дать понятие о жанрах фольклора;

- научить навыкам игры на духовых и шумовых народных инструментах;

- научить детей действовать по ролям;

- научить основам образовательной кинезиологии и пальчиковой гимнастики;

- развивать навыки народного пения;

- прививать интерес к народным играм;

- развивать творческие способности и творческое мышление(креативность);

- развивать память, внимание, воображение, актерское мастерство, речь;

- развивать коммуникативную компетенцию и социальную адаптацию у детей;

- прививать чувства любви к народной музыке, поэзии, к народной песне, к традициям и обычаям своего народа;

- воспитывать умение вести себя в коллективе и доводить начатое дело до конца;

- воспитывать чувство коллективизма, умение сопереживать друг другу;

- отследить динамику личностного роста ребенка.


Занятия группируются по темам. Работа на занятиях носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.

Принцип адаптивности программы предполагает гибкое применение содержание и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка. Допускается вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учетом восприятия и возможностей усвоения произведений детьми.

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях, которые и позволяют выявить отношение детей к услышанному, проявить свою позицию, побуждает к творческой активности в следующих формах:

- музыкально-ритмические движения;

- подпевание, пение;

-игра на детских духовых и шумовых инструментах;

- игра на деревянных ложках;

- чтение, исполнение потешек, прибауток, небылиц, частушек;

- разучивание народных игр;

- проведение фольклорно-развлекательных и познавательных праздников.

Принцип цикличности (повторяемость тем) позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального общего развития, что побуждает к обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, закреплению умений и навыков, что и способствует творческому их использованию.

Ассоциирование посредством слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений позволяет установить более глубокие внутренние взаимосвязи, способствующие постижению выразительности языка детского фольклора. Реализация данного принципа возможна уже в раннем возрасте. Соотнося данные слухового, коммуникативного, речевого, двигательного опыта, ребенок глубже постигает выразительность всех малых жанров фольклора. На ступени дошкольного детства важно накапливать опыт восприятия и проявления эмоционально- оценочного отношения к детскому фольклору, развивать с дошкольного возраста чувство красоты, формировать неравнодушное, эмоционально-оценочное отношение к различным художественным образам.

Оценка эффективности работы по данному направлению осуществляется с помощью диагностики. В группе наблюдается положительная динамика.

Проводимая диагностика по окончанию первого года обучения показала, что из 22 человек обучающихся, художественные навыки «ниже среднего» показали 11 человек, «средней уровень» развития художественных навыков показали - 8 человек, «высокого уровня» достигли – 3 человека. А по окончанию первого полугодия 2017 – 2018 учебного года наблюдается хорошая динамика. Все 11 человек успешно перешли с показателя «ниже среднего» уровня на «средний уровень», «высокий уровень» и даже на эталонный. Из 22 человек по окончанию первого полугодия достигли:

- «среднего уровня» - 8 человек;

- «высокого уровня» - 9 человек;

- «эталонного уровня» - 5 человек.

В результате дети стали наблюдательней, открываются творческие способности, развивается художественный вкус. Ведь главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развивать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес и любовь к музыке. На занятиях ребенок, испытывая ощущение удовлетворенности и удовольствия, самоутверждается, учится мыслить творчески, импровизировать. Если атмосфера на занятиях – успеха, чуда, сказки, праздника, то можно ожидать весьма высокие результаты детского творчества.

Использования разнообразных форм и приемов работы (открытый урок, фольклорно-развлекательные и познавательные праздники, участие в фестивале детского творчества) способствуют вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. Родители активно участвуют в организации и проведении праздников.Большую помощь в создании материальной базы творческого коллектива оказывает родительский комитет. А это непосредственное приобретение: ткани для пошива костюмов, духовых народных инструментов, деревянных ложек.

С точки зрения родителей, наиболее востребованными формами совместной работы являются: индивидуальные и групповые консультации, беседы, родительские собрания, фольклорно-познавательные и развлекательные праздники, участие родителей в создании и оформлении групповой предметно-развивающей среды, участие в планировании и разработке сценариев и их подготовке, оформление и непосредственное участие в занятии, празднике, досуговом мероприятии.

Нельзя сбросить со счетов педагогическую помощь воспитателя данной группы, на базе которой и создан творческий коллектив. А это, в первую очередь – дисциплина на занятиях, повторение пройденного материала, работа с родителями при подготовке к выступлениям.

Благодаря взаимовыгодному интересу к сотрудничеству (между воспитателем группы и педагогом дополнительного образования Центра творчества), коммуникации между социальными партнерами, на сегодняшний день программа детьми подготовительной группы успешно осваивается. Нельзя не сказать о реальных трудностях при выполнении программного материала. Невозможно за короткие сроки получить быстрый результат от сотрудничества. Это работа каждодневного, систематического труда, приносящая свои результаты путем обоюдной работы всем заинтересованным лицам, участвующем в этом педагогическом процессе.

Не могу не сказать, что успех праздничных, показательных мероприятий – это успех всего творческого коллектива Центра творчества. Слаженность, взаимовыручка, переживание за детское мероприятие – это посильный вклад всех педагогов и непосредственно педагога-воспитателя данной подготовительной группы.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет актером, певцом.

Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитие воображения, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. Ведь главная цель работы с детьми – это индивидуальный подход к каждому обучающемуся для максимального раскрытия его творческого потенциала.

Как показывает опыт, дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» успешно применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Она способствует эмоциональному, интеллектуальному, творческому становлению, формированию основ детского фольклора и общей культуры детей.