Доклад «Реализация программы «Народная копилка».
Актуальность общеобразовательной программы музыкального фольклорного театра «Народная копилка» определяется, прежде всего, тем, что художественно-эстетическое развитие – важная сторона воспитания ребенка. Народное творчество, фольклор едва ли не единственная возможность спасти человека от бездуховности, внутренней пустоты. И начинать нужно с детей, ведь если с самого раннего возраста им сделана «прививка» на красоту и творчество, это останется на всю жизнь.
Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения от взрослых, которые научат малыша любить и понимать окружающий мир.
Дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» написана в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и рассчитана на два года обучения. Данная программа является комбинированной, в программу входят основы изучения актерских, песенных навыков, а также обучение навыкам игры на шумовых, духовых народных инструментах, деревянных ложках. Дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» является авторской программой.
Целевые установки и задачи программы лежат в русле концепции формирования личности через культуру. Одной из образовательных задач, названных в стандарте, является задача «формирование общей культуры личности детей» (ФГОС, с.3).
Содержание художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений детского фольклора (словесного, наглядного, песенного, музыкального), мира природы, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Содержание данной программы направлена на реализацию перечисленных выше содержательных установок: детям дают представление о том, что детский фольклор выражает самые разнообразные чувства человека – радость, нежность, волнение, гнев, удивление и другие. Готовность к совместной деятельности со сверстниками, также являющаяся содержанием социально-коммуникативной образовательной области, эффективно развивается в познании и изучении детского фольклора (совместное пение, игра на духовых и шумовых народных инструментах, народные игры, музыкально-фольклорные праздники).
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, воображения и творческой активности (ФГОС с. 7).
Таким образом, цель программы - формирование духовных
потребностей для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.
Для реализации основной цели программы поставлены следующие задачи:
- дать понятие о жанрах фольклора;
- научить навыкам игры на духовых и шумовых народных инструментах;
- научить детей действовать по ролям;
- научить основам образовательной кинезиологии и пальчиковой гимнастики;
- развивать навыки народного пения;
- прививать интерес к народным играм;
- развивать творческие способности и творческое мышление(креативность);
- развивать память, внимание, воображение, актерское мастерство, речь;
- развивать коммуникативную компетенцию и социальную адаптацию у детей;
- прививать чувства любви к народной музыке, поэзии, к народной песне, к традициям и обычаям своего народа;
- воспитывать умение вести себя в коллективе и доводить начатое дело до конца;
- воспитывать чувство коллективизма, умение сопереживать друг другу;
- отследить динамику личностного роста ребенка.
Занятия группируются по темам. Работа на занятиях носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
Принцип адаптивности программы предполагает гибкое применение содержание и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка. Допускается вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учетом восприятия и возможностей усвоения произведений детьми.
Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях, которые и позволяют выявить отношение детей к услышанному, проявить свою позицию, побуждает к творческой активности в следующих формах:
- музыкально-ритмические движения;
- подпевание, пение;
-игра на детских духовых и шумовых инструментах;
- игра на деревянных ложках;
- чтение, исполнение потешек, прибауток, небылиц, частушек;
- разучивание народных игр;
- проведение фольклорно-развлекательных и познавательных праздников.
Принцип цикличности (повторяемость тем) позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального общего развития, что побуждает к обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, закреплению умений и навыков, что и способствует творческому их использованию.
Ассоциирование посредством слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений позволяет установить более глубокие внутренние взаимосвязи, способствующие постижению выразительности языка детского фольклора. Реализация данного принципа возможна уже в раннем возрасте. Соотнося данные слухового, коммуникативного, речевого, двигательного опыта, ребенок глубже постигает выразительность всех малых жанров фольклора. На ступени дошкольного детства важно накапливать опыт восприятия и проявления эмоционально- оценочного отношения к детскому фольклору, развивать с дошкольного возраста чувство красоты, формировать неравнодушное, эмоционально-оценочное отношение к различным художественным образам.
Оценка эффективности работы по данному направлению осуществляется с помощью диагностики. В группе наблюдается положительная динамика.
Проводимая диагностика по окончанию первого года обучения показала, что из 22 человек обучающихся, художественные навыки «ниже среднего» показали 11 человек, «средней уровень» развития художественных навыков показали - 8 человек, «высокого уровня» достигли – 3 человека. А по окончанию первого полугодия 2017 – 2018 учебного года наблюдается хорошая динамика. Все 11 человек успешно перешли с показателя «ниже среднего» уровня на «средний уровень», «высокий уровень» и даже на эталонный. Из 22 человек по окончанию первого полугодия достигли:
- «среднего уровня» - 8 человек;
- «высокого уровня» - 9 человек;
- «эталонного уровня» - 5 человек.
В результате дети стали наблюдательней, открываются творческие способности, развивается художественный вкус. Ведь главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развивать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес и любовь к музыке. На занятиях ребенок, испытывая ощущение удовлетворенности и удовольствия, самоутверждается, учится мыслить творчески, импровизировать. Если атмосфера на занятиях – успеха, чуда, сказки, праздника, то можно ожидать весьма высокие результаты детского творчества.
Использования разнообразных форм и приемов работы (открытый урок, фольклорно-развлекательные и познавательные праздники, участие в фестивале детского творчества) способствуют вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. Родители активно участвуют в организации и проведении праздников.Большую помощь в создании материальной базы творческого коллектива оказывает родительский комитет. А это непосредственное приобретение: ткани для пошива костюмов, духовых народных инструментов, деревянных ложек.
С точки зрения родителей, наиболее востребованными формами совместной работы являются: индивидуальные и групповые консультации, беседы, родительские собрания, фольклорно-познавательные и развлекательные праздники, участие родителей в создании и оформлении групповой предметно-развивающей среды, участие в планировании и разработке сценариев и их подготовке, оформление и непосредственное участие в занятии, празднике, досуговом мероприятии.
Нельзя сбросить со счетов педагогическую помощь воспитателя данной группы, на базе которой и создан творческий коллектив. А это, в первую очередь – дисциплина на занятиях, повторение пройденного материала, работа с родителями при подготовке к выступлениям.
Благодаря взаимовыгодному интересу к сотрудничеству (между воспитателем группы и педагогом дополнительного образования Центра творчества), коммуникации между социальными партнерами, на сегодняшний день программа детьми подготовительной группы успешно осваивается. Нельзя не сказать о реальных трудностях при выполнении программного материала. Невозможно за короткие сроки получить быстрый результат от сотрудничества. Это работа каждодневного, систематического труда, приносящая свои результаты путем обоюдной работы всем заинтересованным лицам, участвующем в этом педагогическом процессе.
Не могу не сказать, что успех праздничных, показательных мероприятий – это успех всего творческого коллектива Центра творчества. Слаженность, взаимовыручка, переживание за детское мероприятие – это посильный вклад всех педагогов и непосредственно педагога-воспитателя данной подготовительной группы.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет актером, певцом.
Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитие воображения, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. Ведь главная цель работы с детьми – это индивидуальный подход к каждому обучающемуся для максимального раскрытия его творческого потенциала.
Как показывает опыт, дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» успешно применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Она способствует эмоциональному, интеллектуальному, творческому становлению, формированию основ детского фольклора и общей культуры детей.