СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Ребусы и головоломки как средство развития логического мышления дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей.

И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника.

В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Ребусы и головоломки как средство развития логического мышления дошкольников»»

Развитие ребенка особенно эффективно,

когда оно начинается в раннем возрасте

Детям свойственны огромная познавательная активность,

уникальная способность к восприятию нового. 

Интеллектуальное развитие ребенка не предопределено заранее;

это процесс, который можно остановить, замедлить

или ускорить в зависимости от обстоятельств.

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей.

И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника.

В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций ребенка.


Особенности интеллектуального развития дошкольников.

Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать и не востребовать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны. Интеллектуальное развитие ребенка не предопределено заранее; это процесс, который можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств.

Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».

Интеллект у детей – это система развития познавательных процессов относительно возрастной нормы, обеспечивающая адаптацию ребенка в социуме. Адаптация в социуме предполагает, прежде всего, возможности ребенка развиваться и обучаться в среде сверстников, взаимодействовать с окружающими, отвечая социальным нормам поведения.

Значение занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация и др.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой – области познания.

Педагоги широко используют занимательность в педагогическом процессе. Наиболее эффективные результаты может дать использование занимательности при обучении дошкольников  математике.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка зависит успешность обучения не только математике.

Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания детей: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.

Дошкольники  с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.

                              Что же такое моделирование?

Интеллектуальное развитие дошкольников  через решение ребусов, кроссвордов, головоломок должна базироваться на следующих принципах:

- безоценочность (любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках);

- отсутствие соревновательного момента;

- создание мотивации по типу игровой;

- наличие элементов занимательности;

- доступность по изложению;

- красочность оформления;

- эмоциональная окрашенность занятий.

Рассмотрим игры, которые педагоги могут организовать с целью интеллектуального развития дошкольников.

Игры на комбинирование: игры-головоломки или геометрические конструкторы (танграм, пифагор и др.), игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. - предусматривающие умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия следует осуществить раньше, а какие - позже.

Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять определенные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предметы по принципу «из чего состоит, что делает».

Логические игры: головоломки, кроссворды и т.д. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки представлены арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (на разрезание, с проволокой), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады) и т.д.; рассчитанными на игру фантазии и воображения.

             Игры с буквами: ребусы, кроссворды, головоломки

Головоломки – очень занимательный и популярный вид задач.  Головоломки вызывают большой интерес у детей, независимо от возраста. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Они учат детей логически мыслить.

Головоломка – это сложная, порой трудноразрешимая загадка, задача.

К примеру, загадка – мудреный, замысловатый вопрос, в котором то, что загадано, всегда скрывается под «маской», на предмет загадывания лишь делается намек. Загадка – это средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Предмет загадки должен быть информативен, можно рассказать о его создании, о его действиях, о том, что с ним делают и т.п.

Следующий вид головоломок, который очень нравится детям – кроссворды. Если в кроссворде через вопросы предполагается сформировать у обучаемых новые знания, то это кроссворд познавательного характера. Такие кроссворды можно предлагать на этапе первичного осмысления.

Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза закодированы в виде рисунков, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка.

Игры

«Пифагор». Квадрат размером 7×7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 – больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур – частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

«Колумбово яйцо». Логическая игра «Колумбово яйцо» – это головоломка – пазл, состоящая из геометрических фигур, которые в свою очередь образуют яйцо. Цель игры создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.

«Волшебный круг». Логическая игра «Волшебный круг» – это головоломка, состоящая из геометрических фигур, которые в свою очередь образуют круг.

Цель игры такая же, как и в предыдущей игре.

«Архимедова игра»  головоломка очень похожа на «Танграм». Главное отличие заключается в числе и форме кусочков, из которых они составлены. Если части «Танграма» получаются разрезанием квадрата, то в «Архимедовой игре» разрезается прямоугольник.

«Пентамино» – пятиклеточные полимино, то есть плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами («ходом ладьи»). Этим же словом иногда называют головоломку, в которой такие фигуры требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!