Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей
(Доклад родительского собрания)
Учитель начальных классов Киселева В.И.
МКОУ «Липецкая ОШ»
Смоленская область, Новодугинский район
Сегодня я хочу начать своё выступление с упражнения – «воображалки». Сделайте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что на ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом, прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?
Вы уже догадались, что речь идёт о наших любимых детях, а уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.
На становление вашего ребёнка как личности влияют многие факторы: наследственность, семья, школа, социум.
Но на первом плане, конечно же, стоит семья.
Вот сегодня мы и поговорим о межличностных отношениях в семье и их влиянии на формирование личности и поведения детей.
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. И в дальнейшем как бы мы красиво не говорили, что хорошо, а что плохо, модель своих отношений дети будут копировать со своей семьи.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности. Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, а самосовершенствования личности.
Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии - антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга.
Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.
Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Один ребенок сказал мне: «А что я? Вы же не знаете, что у меня в жизни нет ничего интересного». И мне за него стало страшно. Мы долго беседовали с ним по этому поводу, чтобы убедить его в обратном. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.
В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.
Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей. Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.
Для формирования собственного "я" решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.
Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи.
К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье. А.Л.Барто писала, что если ребенок нервный, то прежде всего, надо лечить его родителей.
Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой.
В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара - отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. И у нас уже на сегодняшний день – это не только мать-одиночка, но и отец, который один в семье воспитывает детей. И этому уже никто не удивляется. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление - существенная общественно-воспитательная проблема.
Вот вы сейчас слушаете меня и, наверное, в своем большинстве думаете, что это-то точно не про моего, ведь про своего-то ребенка я знаю все… Но поверьте, видя ребенка только дома, мы видим только одну его сторону. Мы не знаем, как ведут себя наши дети в других ситуациях, когда нет вас рядом и когда думают, что их никто не видит. Поэтому прежде всего учите детей, сдержанности, вежливости, уважению к другим, вежливым словам и поступкам и прежде всего на своем личном примере, т.к. в первую очередь дети будут поступать так, как поступаете вы. Хорошие слова сказала Коко Шанель: «Все в наших руках, поэтому никогда их не опускайте».
Но какой бы не был ребенок, у него есть свои мечты, радости, разочарования, огорчения, переживания. И у каждого своё представление о счастье. Я хочу прочитать вам, что говорят о счастье ваши дети, что есть для них счастье.
Что такое счастье?
Счастье – это радость от проведенного времени вместе с папой и мамой, а еще, когда есть бабушка и дедушка.
Счастье – это когда радостно. Моё счастье, когда я хожу на рыбалку с близкими, играю с родителями, провожу время с родными.
Счастье – это, когда я получаю хорошие оценки, когда я здорова и когда сплю.
Счастье – это когда люди не грешат.
Счастье – это, когда я стану отличником и с отличием окончу школу, с красным дипломом окончу институт и получу высшее образование. Никогда не болеть и долго жить.
Счастье – это, когда наступают праздники, когда в игре достаются хорошие вещи, когда с родными.
Счастье – это, когда все родные рядом и когда не болеем. И когда выходные после школы.
Счастье – это, когда я окончу школу и пойду в армию.
Счастье – это, когда мама и папа рядом, когда все живы. Когда тебе хорошо со своими близкими, когда никто не болеет. Когда всем-всем хорошо. Вот это и есть счастье!
Счастье – это крепкая и дружная семья.
Счастье – это, когда ты живешь, близкие рядом, когда справедливость, когда нет бедных.
Счастье – это взаимопонимание с окружающими, любовь к ближнему, радость от прожитого дня.
Счастье – это, когда все родные рядом с тобой, когда у тебя в жизни все хорошо. Это любить кого-то.
Я считаю, что счастье – это когда в семье есть любовь, забота, взаимопонимание. Чтобы было здоровье.
Это высказывания ваших детей, порой наивные, но это то, что они чувствуют.
Мы провели анонимное анкетирование и подсчитали результаты, с которыми я вас хочу познакомить.
Анкета
С кем в семье особенно ты дружен?
Кому ты доверяешь свои секреты?
Всё ли знают о тебе твои родители?
Понимают ли тебя мама и папа?
Всегда ли в семье к тебе справедливы?
Кому первому та расскажешь о своих огорчениях?
Кого ты позовёшь на помощь, если попадёшь в беду?
Вы, родители тоже отвечали на вопросы анкеты. А теперь сравните свои ответы с ответами своих детей.
Анкета
Доверяют ли вам дети свои секреты?
Всегда ли вы справедливы к детям?
С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребёнок?
Кому из членов семьи рассказывает ребёнок о своих бедах?
В конце своего выступления хочу вам пожелать:
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
При подготовке использованы материалы интернета