СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Роль классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Затрагиваются основные вопросы духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Музыка- самое сильное эмоциональное воздействие на возможности развития творчества человека.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Роль классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения"»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 5»


ДОКЛАД

"РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ"

«Назначение первичного воспитания в том, чтобы вовремя разжечь божественные огоньки, таящиеся под телесной оболочкой» Я.А. Каменский.


Учитель музыки

первой квалификационной категории

Мишагина Надежда Юрьевна



г.Балашиха 2020г.

В наше время в вопросе духовности подрастающего поколения должна преобладать развивающая парадигма. Она предполагает воспитание как помощь ребенку в его развитии, становлении внутреннего потенциала, причем обе стороны (педагог и ученик) выступают равноправными субъектами процесса. В настоящее время набирает все большую силу гуманистическая тенденция в области нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание понимается как процесс и результат формирования у детей, подростков, молодежи духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).


Вопросы духовно-нравственной культуры подрастающего поколения

России на сегодня актуальны и востребованы. Все мы знаем, чем живет сейчас

наше общество, что пропагандируется СМИ, как обстоит дело в образовании,

культуре и как влияют эти негативные процессы на воспитание молодого поклонения. Мы озабочены нынешним положением и состоянием нашего общества, поэтому добрые начинания по изменению ситуации к лучшему необходимо воплощать в жизнь. История свидетельствует, что лидирующие позиции в мире занимают те страны, у которых цели основаны на приоритетах духовно-нравственной культуры общества и направлены на созидание и консолидацию.

В настоящее время в области среднего общего образования, к сожалению, приходится сталкиваться с низким уровнем потребности молодежи до 13-15 лет в чтении литературы, сомнительного содержания, которой завалены полки в книжных магазинах, а именно классической литературы. Ведь что означает слово «классическая»? Это значит – образцовая, превосходная, примерная. Классические произведения всегда несут печать своего времени, исторического содержания. Они концентрируют накопленные веками вечные истины, вечные ценности. Эти произведения с годами не теряют насущного интереса и художественного значения. В классических произведениях, так или иначе, проявляется стремление к максимальному отражению истины, добра и красоты в жизнь. Они написаны замечательным русским литературным языком, которые затрагивают коренные вопросы жизни, отражают национально-исторический и всечеловеческий духовный опыт.

Под духовностью подразумевается естественное свойство полноценного

человека, таким он предстает перед нами и во всей русской культуре. Духовность – это неотъемлемое качество истинной культуры. «Вся духовная жизнь наша, - писал В.Г. Белинский, имея в виду мирскую действительность, - до сих пор и еще долго будет сосредотачиваться исключительно в литературе: она живой источник, из которого просачиваются в общество все человеческие чувства и понятия» [1, стр.40]. Духовность проистекает из убеждения в том, что в мире есть нечто более высокое, чем материальные, вещественные ценности, чем то, что проверяется опытом. Наши православные предки понимали под духовностью незримую связь человека с Богом. Взгляд духовной личности более высок, чем обычная беготня человека; он может созерцать действительность с одухотворенной высоты. «Состояние духовности сливает воедино веру, ум, волю, смирение, любовь, доброделание, отрезвление, целомудрие, простосердечие, покаяние и послушание » [2, стр. 45]. Вдумываясь в эти слова, начинаешь понимать, чего не хватает некоторым представителям нашей молодежной среды.

Не случайно в Законе РФ «Об образовании» и ряде последующих документов установлены приоритетные качества, которыми должен обладать современный выпускник. Это – духовность, нравственность, самостоятельность,

инициативность, толерантность и еще ряд черт, которые в российском сознании всегда почитались как главные. Это свидетельствует о назревании потребности в возрождении традиций отечественного воспитания. «Духовно-нравственное воспитание, восходящее к отечественному культурному, прежде всего, православному наследию обеспечивает условия для становления человека», готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру и самого себя» [3, стр.18].

«Нравственность – это компонент духовности, это – способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это – способы передачи окружающим своего внутреннего духовного мира» [4, стр. 19].

Духовности и нравственности существуют в неразрывном единстве, нравственные чувства у человека – это чувство совести, долга, веры, ответственности, патриотизма.

Уже давно известно, что самым прямым и сильным эмоциональным воздействием на возможности в развитии творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте, является – музыка. Музыка – это один из видов искусства, подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служить взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрасти смысл жизни, люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет, и формирует личность ребенка всю жизнь. Дети, они так восприимчивы! Ребенок впитывает материнскую песню вместе с ее существом, ее образом и напев колыбельной песни, мелодичной и душевной, соединившись с голосом матери, остается в детской памяти навсегда. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, он с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам, игрушкам, предметам. В его жизнь входит слово «красиво». Он слышит детские песни, сказки, разглядывает картинки, красота восприятия ребенком музыки становится эстетической только тогда, когда она эмоционально окрашена. А что может действовать на чувства ребенка больше и эмоциональнее, чем музыка? И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Психологи отмечают: большая часть приобретенных качеств души усваивается именно в раннем возрасте и запоминается на долгие года, порой до конца жизни.

Быстрее других способностей у человека развиваются его музыкальные

способности: эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух проявляются с

первых месяцев жизни ребенка. Малыш способен откликаться на веселую или

способную музыку, он сосредотачивается или затихает, если слышит звуки колыбельной, когда раздается веселая плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляются движения. Это говорит о том, что можно с первых месяцев жизни ребенка ставить воспитательную цель музыки, то есть приобщение его к музыкальной культуре, которая способна воздействовать на всестороннее развитие личности, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям. Влияние музыки объединяет детей в едином переживании, становиться средством общения между ними. Учитывая возможности, склонности и интересы детей,музыкальный руководитель самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в различные моменты жизни, а они с большим удовольствием слушают песни, инструментальную музыку на дисках и кассетах. Сказка гораздо быстрее и интереснее будет восприниматься детьми, если параллельно ей будут использоваться музыкальные произведения и музыкальные инструменты. Это поможет детям понять характер героев, особенности персонажей.

Влияние музыки, непосредственно воздействующей на чувства ребенка,

формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывают подчас более

сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию, песня о родном крае пробуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки обогащают переживания детей, их духовные мир. Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Большое значение для воспитания души ребенка психологи уделяют

именно пению, музыка бывает вокальной (песня, романс, ария) и предназначена для исполнения человеческим голосом с инструментальным сопровождением или без него. Пение – это основное средство музыкального воспитания ребенка.

«Нет такой песни в мире, где было бы столько радости и столько грусти, как в

русской песне. Не может русская душа быть равнодушной, когда слышит ее

родные звуки. Тогда она либо выпрыгивает наружу от восторга, либо плачет. И если этого не происходит, значит, с ней творится что-то неладное. Ведь песня –это память народная, которая несет в себе всю боль, всю скорбь и радость прошлых лет» [5, стр.48]. Исполняя песни, человек глубже воспринимает музыку и активно выражает свои переживания и чувства. Текст помогает понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Таким образом, можно сделать вывод, что раннее музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни, развивается гармонично, накапливая духовные богатства.

Вопросом первостепенной важности в подрастающем поколении является

вопрос духовно-нравственного и музыкального воспитания. Популярная ныне

массовая музыкальная культура преподносит детям и взрослым сомнительные

образы легкой музыки, а истинно ценная самобытная русская музыка, построенная на лучших образцах церковного пения, только начинает возрождаться.

Но как открыть молодежи школьного возраста всю ценность художественной

музыки? Как воспитать их интерес именно к ней? От чего возникает негативное отношение к серьезной музыке у многих подростков фактически еще до того, как им начинают рассказывать о красоте классической музыки, о глубине музыкальных образов и многообразии музыкальных инструментов, создающих эти образы? Подобные вопросы давно волнуют педагогов музыкальных образовательных учреждений, ведущих музыкантов, дирижеров хоров и оркестров, духовенство Русской Православной церкви.

Как было сказано выше, музыкальные способности принадлежат к наиболее рано проявляющимся и развивающимся, то есть музыкальное воспитание

начатое в раннем возрасте дает, как правило, наиболее эффективные результаты. Поэтому начальному этапу музыкальной работы в школе следует придавать особо важное значение. От него в значительной мере будет зависеть последующее отношение к музыке у подростков, их сложнее приобщить к музыке, если они ранее не получили должной подготовки и не привыкли к музыкальному языку. В этих классах ребятам необходимо раскрывать современность лучших произведения прошлого, независимо от даты их написания, показать их глубину, эмоциональную силу. Для этого нужен такой импульс, который вызвал бы интерес, желание слушать и исполнять такую музыку. Особое впечатление на учащихся производят не выдуманные истории, а подлинные факты, показывающие, какую огромную роль играла, прежде всего, именно духовная и классическая музыка в разные исторические периоды.

На ряду, с музыкальным воспитанием очень важно развивать воспитание

религиозное. Необходимо рассказывать подросткам о святых, Двунадесятых

праздниках, о богослужении и церковном пении – это один из интересных путей приобщения детей к духовной музыке. Так они узнают об исторических

людях, причисленных к лику святых, об обрядах в русской православной церкви, о духовной музыке и многом другом, что касается православия в контексте русской истории. На уроках музыки нужно рассказывать и разучивать песнопения, посвященные в честь Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского и других. Так подрастающее поколение узнает о том, что Сергий Радонежский, один из самых почитаемых русских святых, был выдающимся политическим деятелем, выступавшим за примирение русских князей, за сплочение отдельных княжеств в сильное русское государство. Следует подчеркнуть связь русской истории с православной культурой, рассказать о том,что образ Александра Невского накануне Великой Отечественной войны привлек внимание композитора Сергея Прокофьева, написавшего кантату «Александр Невский», а немного позже художник П. Корин создал живописное полотно, на котором запечатлен героический образ русского полководца. Подвиги князя воспеты и русским православием: он был причислен к лику святых и в его честь сложены песнопения. После такого вступления и объяснения с большим интересом слушается «Величание князю Александру Невскому». Таким образом, русская духовная музыка, являясь искусством прошлым веков, естественно воспринимается в определенной исторической перспективе.

В некоторых общеобразовательных школах, учитывая огромную роль музыки и духовных песнопений в духовно-нравственном воспитании школьников,

в учебные планы ввели такой предмет, как «Основы православной культуры».

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда

идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как

общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание общества. Такой подход требует государственного, народного и национального воспитания и образования, сочетающегося с тысячелетней православной традицией России, что является главной научно-педагогической проблемой в нашем Отечестве.

В общеобразовательной школе достаточный объем времени отводится слушанию светской музыки С. Рахманинова, А. Скрябина, Ф. Шопена, Ф. Листа, но помимо этого детей необходимо приобщать к духовной музыке, которую создавали целый ряд русских композиторов на протяжении многих веков: Н. Дилецкий, А. Ведель, М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Кастальский, П. Чесноков, С. Калинников, А. Архангельский, А. Гречанинов, С. Рахманинов, П. Чайковский, Г. Свиридов.

На уроках, где будет рассматриваться духовная музыка, необходимо настроить

молодежь на серьезный тон беседы, в которой будут затрагиваться нравственные вопросы о любви, уважении, сострадании к людям, помощи больным, слабым, заботы о ближнем, о добре и зле. Каждое песнопение необходимо объяснять с точки зрения содержания канонического текста. Приобщение к богатству и красоте духовных песнопений поможет понять мир красоты духовной музыки, являющейся первостепенной в духовно-нравственном становлении молодого поколения.

Необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Педагогу должно быть присуще всё лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Преподаватель должен понимать, что на пути успешного развития у учащихся духовно-нравственных качеств является личный пример учителя. Он посредник между ребёнком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-эстетические нормы несут в себе личностные черты учителя. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передаёт им свой характер, предстаёт перед ними, как образец человечности, формирует их духовный мир. Для ребёнка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребёнок входит в мир знаний, осваивает духовно-нравственные ценности общества.

Мы живем в непростое время, и в вопросе воспитания духовности все должны объединить усилия: и семья, и школа, и церковь, и каждый педагог в отдельности. Это очень важно для педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его ученики, став взрослыми людьми.




















Список литературы и источников


1. Белинский В.Г. Мысли и заметки о русской литературе // собр.соч.:

9т. – М., 1982. – Т.8. – с. 40.


2. Троицкий В.Ю. Научно-методический журнал «Литература в школе» 5.

2000, М. «О классике, о духовности, об идеале и нигилизме», с. 45.


3. Игумен Киприан (Ященко). Учебно-методическое пособие «Духовно нравственная культура в школе». Альманах 2. М. 2009. с.18.


4. Игумен Киприан (Ященко). Учебно-методическое пособие «Духовно нравственная культура в школе». Альманах 2. М. 2009. с.19.


5. Протоиерей Николай Германский. И каяться, и верить, и любить. Духовные стихи и проза. Воронеж. 2012. с. 148.


6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!