Роль внеклассных мероприятий в экологическом образовании и воспитании студентов.
О.В.Долинко, преподаватель географии, биологии
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
г. Саратов (Россия)
Ключевые слова: экологическое воспитание студентов; экологическое образование; экологическая культура; окружающая среда; экологическое мировоззрение; внеклассные мероприятия.
Аннотация: В данной статье рассматривается необходимость организации экологического образования и воспитания студентов через систему внеклассных мероприятий, раскрываются формы организации внеклассной работы по экологическому воспитанию.
В основных направлениях государственной политики в области экологического развития России, принятой на период до 2030 года, подчеркивается, что процесс воспитания и обучения в образовательных учреждениях должен быть направлен на формирование экологически ответственного поведения. И вопросы формирования экологической культуры, экологического воспитания необходимо включить в государственные, федеральные и региональные программы. О необходимости развития экологического образования говорится в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012)
[ 6,с.18].
Иванова Т.С. считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха [1,с.55]. Экологическое воспитание – это не одно из направлений деятельности педагогов, а целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Формирование у студентов ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком [3, http://thelib. ru/books/].
Полякова Н.И. говоря о роли экологического воспитания в решении проблем экологического кризиса, хорошо определила этот термин. Она считала, что экологическое воспитание и образование надо понимать как процесс постоянного приобретения экологических знаний, понятий и способностей, одновременно развивая экологическое сознание, культуру и формы экологического поведения в рабочей и жизненной среде в целях сохранения, защиты и, было бы желательно, продвигаться к будущему.[4,с 445].Конечная цель экологического образования – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего свое место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами.
В ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» уделяется большое внимание экологическому воспитанию студентов, в ходе которого успешно решаются задачи формирования у обучающихся экологического сознания и создания условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, природоохранительной деятельности, осуществление действенной заботы об окружающей среде. При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся по предмету «Экология» составляет 54 часа, аудиторная 36 часов. Поэтому при наличии такого минимального аудиторного количества часов, экологическое образование и воспитание студентов не должно ограничиваться только рамками учебных занятий, а должно продолжаться во внеклассной работе. Формы и методы такой работы самые разнообразные:
- Сотрудничество с библиотекой №10 Ленинского района. Во все времена деятельность детских библиотек была немыслима без тесной связи с общеобразовательными учреждениями. В идеале - душа каждого должна пребывать в гармонии с собой и миром. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Главная задача педагога и библиотекаря раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой, научить чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле. В.Ковалёв писал: «Так повелось, что в омуте беды сплотить должны сильнее нас на век: охрана окружающей среды, библиотека, книга, человек! Формы организации работы, которые мы выбираем в нашей совместной работе, разнообразны. Так, например в 2017 году, который был объявлен годом экологии, совместно с библиотекой №10 были проведены такие мероприятия:
Экологический час набат» За чистоту родной Земли»; Гость мероприятия Борис Андреевич Софинский - руководитель детской общественной экологической организации "Союз юных экологов Саратовской области", организатор летних школьных экологических лагерей в национальном парке "Хвалынский" Саратовской области. Продолжил с ребятами разговор о глобальном экологическом кризисе, угрожающем нашей планете, о том, что и растения, и животные, и вся окружающая природа нуждаются в нашей защите, охране. Итогом мероприятия стало решение организовать в середине апреля совместную акцию с привлечением депутатов городской и областной Дум " Почистим Родники.
экологический урок «Русский лес – край чудес»; Россия – лесная страна. В лес мы ходим за ягодами и грибами, здесь заготавливаем древесину и многие лекарственные растения, здесь отдыхаем душой и телом. Хорошо просто погулять по лесу, пройтись по лесным тропинкам, постоять на лесных полянках, полюбоваться яркими, скромными, милыми сердцу цветами, зелеными древесными кронами.
слайд путешествие по экологии из экологического цикла «Ступеньки в мир природы» «Посмотри вокруг себя – просит помощи Земля!»;
экологический праздник к Международному дню птиц «Вестники радости и весны»;
виртуальный слайд экскурсия ко Дню заповедников и национальных парков «Путешествие по паркам и заказникам Саратовской области»;
эколого – краеведческая игра» Тропинками родного края»;
познавательная игра «Родники Земли Саратовской»;
литературно – музыкальный час « Край родной в стихах и песнях;
экологический театрализованный праздник ко дню Волги «Волга - Матушка - река» и другие.
Эстетический вкус и экологическое мировоззрение воспитывается в библиотеке не только книгами, мероприятиями, но и изделиями мастеров, работающих в разных жанрах: лесная скульптура, флористика, природные поделки. Выставленные в читальном зале экспонаты доступны для обзора и «оживают» в руках ребят. Можно примерить рябиновые бусы или посвистеть в глиняные свистульки. Объемные картины флористов пробуждают фантазию и доставляют огромное наслаждение.
- Участие в экологических акциях и субботниках. Экологическая акция "Волге - чистые берега", организованная Министерством природных ресурсов и экологии региона. Место проведения - Андреевские пруды. Акция в первую очередь была направлена на очистку Андреевских прудов от самопроизвольной свалки и мусора в местах где отдыхаем, мы – саратовцы. В микрорайоне Улеши эта же акция была направлена на изучение прибрежной зоны Волги и очищение территории от мусора. Наведение порядка на берегу Волги. Результат проведенного мероприятия, очищено от мусора 600кв.м территории.
- Эколого - краеведческая форма внеклассной работы включает в себя экскурсии в музеи, выставочные залы. Культурно выставочный центр «Радуга» города Саратов, является центром эколого – эстетического воспитания. Такие занятия по темам, как «Заповедной тропой Хвалынского парка», «Природа родного края. Реки». Студенты знакомятся с репродукциями художников: Гора Богданиха, фотопейзажи: Меловая сосна, прострел раскрытый, сон-трава, крушеница обыкновенная, бабочка-лимонница, муравейник на экологической тропе, Родник 4 - Дачная и т.д. Экскурсия в краеведческий музей по теме «Красная книга». Студенты узнали о истории создании Красных книг – международной, российской, областной. Познакомились с охраняемыми видами растений и животных Саратовской области. Мероприятие сопровождалось демонстрацией слайдов, видеофильмов.
- Проведение уроков – мужества. В Саратовской области проживают 2796 человек, подвергшихся воздействию радиационных и техногенных катастроф, в том числе 2546 граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС(1281 ликвидатор, 692 инвалида, 280 переселенцев с зараженных территорий, 280 членов семей умерших инвалидов и ликвидаторов). Об этом студентам рассказал полковник в отставке, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, Холявко Владимир Петрович.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий. Внеклассное мероприятие по теме «Прекрасного касайся осторожно», направлено на формирование экологической культуры личности студентов через произведения искусства (танцы, музыка, поэзия, мультипликация).
Появились особые жанры в искусстве, ориентированные на экологию. Это экологическая художественная фотография, экологические плакаты, экспозиции из которых собирают сегодня огромное количество людей. Существует экологическое кино, эко-живопись. Экология оставила свой след даже в моде – сейчас довольно быстро обретают популярность наряды из натуральных тканей, а также флористика в дизайне одежды.
Советский сатирический мультфильм «Это совсем не про это»(1984) изначально создавался для взрослых. В центре сюжета трёхминутного мультика – корова, которая изо дня в день пасётся на мусорной свалке. Здесь она питается объедками и мусором, пьёт воду из реки, в которую сливают производственные отходы, дышит воздухом с ядовитыми заводскими газами. Вскоре за коровой приходит хозяйка в противогазе, чтобы забрать её домой и подоить. Но какое молоко может дать животное после такой прогулки? Вместо свежего напитка хозяйке удаётся надоить только канистру бензина. Полученное топливо она заливает в свою машину и уезжает по делам. Мультик в ироничной манере напоминает людям о том, что загрязнение окружающей среды не проходит бесследно и чревато серьёзными, зачастую, необратимыми последствиями. (Фрагмент показать
«Путешествие по Красной книге», цель данного внеклассного мероприятия обобщить, закрепить и углубить экологические знания обучающихся, полученные на занятиях по экологии, сформировать представление учащихся о Красной книге, о животных занесённых в Красную книгу. Выяснить, по какой причине многие животные и растения оказались на страницах книги.
-Экологический проект («Природные красители, как экологически чистый материал», «Влияние комнатных растений на здоровье обучающихся», «Глобальные проблемы Саратовской области») направлены на формирование учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Основная цель экологических проектов – развитие у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в колледже, в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам.
Раскрывая педагогическую значимость метода проекта, И. В. Цветкова [2,с.37] подчеркивает, что метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Частично организацию проектно - исследовательской деятельности студентов осуществляем через кружок «Юный исследователь».
Использование различных педагогических технологий способствует экологическому воспитанию студентов, формирование у них нравственных качеств. Которые проявляются в позитивных свойствах личности, как доброта, забота о ближнем, ответственность за свои поступки, бережное отношение к природе, любви к родному городу.
Настало время, когда человечеству необходимо пересмотреть свое отношение к природе и организовать должное воспитание и образование нового поколения.
Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определённый круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, «объём» и «качество» её взаимодействия с окружающей средой. Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание – мышление - знание – деятельность», а экологическое воспитание - «ценности – отношение – поведение».
Список литературы:
1. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. СПБ, 2003. С 55
2. Модели экологического воспитания детей: метод. пособие для педагогов/под общ. ред. Д.Л. Теплова, И.В. Цветковой. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
3. Николаева С.И. Система экологического воспитания дошкольников /С.Н. Николаева. Режим доступа: http://thelib. ru/books/
4. Полякова Н.И. Экологическое образование и воспитание в современной школе. В сборнике: Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения. Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017.
5. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , доступ http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf.