СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. РУМО. «Проблемы формирования общих и профессиональных компетенций»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На следующий учебный год я доработала рабочую программу учебной дисциплины ЕН.01 Математика  для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство») в соответствии с требованиями Профессионального стандарта по профессии «Бухгалтер», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 г. №1061н. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад. РУМО. «Проблемы формирования общих и профессиональных компетенций»»

ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»


Доклад 

на тему:


«Проблемы формирования общих и профессиональных компетенций»

Подготовила: Ярцева О.А., преподаватель дисциплины ЕН.01 Математика.



Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.

В новых требованиях к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений СПО. Поэтому подготовку специалистов необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, что, безусловно, требует нового подхода в подготовке будущего профессионала.

Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:

- потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;

- необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО.

Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий , имеющихся в образовательных учреждениях ", разработанных в соответствии с ФГОС.

С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций?

Каждый педагог неоднократно задавал себе вопросы: чему учить? и ради чего учить?, как обновить содержание учебной дисциплины, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности.

Встает правомерный вопрос: как учить? Отвечая на этот вопрос с уверенностью скажем, необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами.

Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины.

Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных учреждений среднего профессионального образования устанавливает следующие общие компетенции:


ОК 1

-

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

-

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

-

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

-

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

-

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

-

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

-

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий

ОК 8

-

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

-

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности



При формировании общих компетенций большое значение в учебном процессе приобретают  творческие способности студентов (совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого к нестандартному решению учебных задач). Можно более детально перечислить творческие характеристики, профессионально значимые для специалиста на уровне умений: - самостоятельно осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию;- видеть новую проблему в традиционной ситуации;- разработать структуру объекта; - учитывать альтернативы при решении проблемы;- комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы.

На уроках математики наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными занятиями, например заключительное занятие-викторина.

При организации учебного процесса оптимально использовать интернет – ресурсы в следующем:

Использование содержания интернет - ресурсов при проведении занятий разного типа (занятие - изучение нового материала; закрепление материала; отработка изученного материала; проверка сформированных навыков и т.д.). Частично использую содержание интернет-ресурсов в зависимости от потребностей в дополнительном учебном материале: тестовые задания, теоретический материал (поиск биографии математиков, а также понятий новых математических терминов).

Использование инновационных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

Наиболее часто в педагогической деятельности применяются следующие образовательные технологии: учебный элемент на основе электронного учебника, проектный и исследовательский методы обучения, тестовый контроль знаний, компьютерная презентация урока, технология интегрированного обучения, технология игр. 

Тестирование на занятиях сегодня применяю не только я, но и, пожалуй, каждый преподаватель. Тестирование на сегодняшний день одна из самых распространённых форм контроля, т.к. обеспечивает объективность и достоверность оценки, позволяет проконтролировать большее количество обучающихся, ставит тестируемых в равные условия за счёт использования единых критериев оценивания, экономит время при ответе.

Кроме того, в своей работе я использую электронное приложение учебника Колмогорова А.Н. «Алгебра и начала анализа 10-11 класс», + СD – это электронное издание, содержащее систематизированный материал по математике. Применение электронного учебника имеет ряд преимуществ. Используются различные каналы восприятия: звук, текст, видео, графика, анимация. Посредством гиперссылок, которыми дополнен электронный учебник, студенты могут обратиться к любому дополнительному материалу по теме занятия. Студенты имеют возможность открыть соответствующие страницы теории в электронном виде. Работая на занятии над содержанием текста теории, используются функциональные возможности интерактивной доски, а именно инструменты выделения текста, с целью акцентировать внимание ребят на самом главном и что на этих страницах необходимо запомнить.

Это электронное приложение легко скачивается с сайта Просвещение, поэтому студенты тоже могут его скачать и установить на своем компьютере. Затем самостоятельно изучить тему занятия, даже если оно было пропущено, пройти тест или выполнить контрольное задание.

Учебное занятие – основное звено процесса обучения. От того, как он построен, чем насыщен, сколь активен, интересен и динамичен, зависит его результат. Сегодня преподавателю даётся право на творчество, при создании учебного занятия. Творческий поиск просто необходим: нельзя ждать от учёных и методистов, что они разработают все возможные варианты занятий. Поэтому мы должны искать изобретать, но не упускать в этом важном процессе главного: занятие есть занятие, и каждый студент должен получить обязательный минимум знаний, определённый программой курса, в полном объёме.

Т.О., сегодня традиционный подход оказывается недостаточным, сегодня социуму нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенция” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

В современном обществе, если речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план должны выходить потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Также как и в ситуации оценивания креативности, этим требованиям не отвечают традиционные экзамены и тесты. Для решения этой проблемы, внимание педагога должно быть направлено на формирование у студентов профессиональных компетенций.

Хорошим помощником в этом вопросе является Профессиональный стандарт - документ, который формулирует требования работодателей к работникам, а тем, кто хотел начать свою деятельность – показывает, что они должны освоить, чтобы сдать квалификационный экзамен (по сути получить допуск в профессию) в профессиональном сообществе. Профессиональные стандарты разрабатываются объединениями работодателей, профессиональными сообществами с участием образовательных организаций профессионального образования. Наша задача – доработать рабочую программу дисциплины по ФГОС в соответствии с требованиями Профессионального стандарта.

Напомню, что ПС состоит из обобщенных трудовых функций, которые в свою очередь состоят из нескольких трудовых функций. Трудовые функции из трудовых действий, а трудовые действия из необходимых умений и знаний.

На следующий учебный год я доработала рабочую программу учебной дисциплины ЕН.01 Математика для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство») в соответствии с требованиями Профессионального стандарта по профессии «Бухгалтер», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 г. №1061н.

И вот что у меня получилось:

Чтобы сформировать у студентов ПК 1.3.(Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы) на уроках математики ЕН цикла, изучим Профессиональный стандарт по профессии «Бухгалтер».


Профессиональный стандарт по профессии «Бухгалтер» содержит две обобщенные трудовые функции.

Обобщенные трудовые функции:

А. Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации - 5)

В. Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации – 6)

Для моей рабочей программы я выбрала обобщенную трудовую функцию А, т.к. наш техникум выпускает специалистов уровня квалификации – 5.

Трудовые функции:

      1. Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта.

      2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни.

      3. Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.

Трудовые действия:

  1. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и осуществление соответствующих бухгалтерских записей.

  2. Регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета.

  3. Отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки объектов бухгалтерского учета, пересчета в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств.

  4. Составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой экономического субъекта.

  5. Сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей.

Необходимые умения:

  1. Вести регистрацию и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе.

  2. Применять правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, способы начисления амортизации, принятые в учетной политике экономического субъекта.

  3. Составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта.

  4. Владеть методами калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта.

  5. Исчислять рублевый эквивалент выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств.

  6. Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

Необходимые знания:

  1. Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, о социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства.

  2. Практика применения законодательства Российской Федерации по вопросам денежного измерения объектов бухгалтерского учета.

  3. Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

  4. Методы учета затрат продукции (работ, услуг).

  5. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, а также по вопросам оплаты труда.

  6. Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте.

  7. Основы информатики и вычислительной техники.



  1. В паспорте рабочей программы учебной дисциплины ЕН.01 Математика для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (отрасль – «Сельское хозяйство») указано, что Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Математика доработана в соответствии с требованиями Профессионального стандарта по профессии «Бухгалтер», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 г. №1061н

  2. В результате освоения учебной дисциплины «Математика» обучающийся должен

знать:

- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;

- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

- основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры (методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), методы учета затрат продукции (работ, услуг)), теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;

- основы интегрального и дифференциального исчисления.

3) Раздел 4. Элементы линейной алгебры и теории комплексных чисел.

Тема 4.1. Элементы линейной алгебры

уметь

- выполнять операции над матрицами;

- решать системы линейных уравнений;

- решать экономические задачи методом Крамера, методом Гаусса;

- вычислять себестоимость продукции с помощью обратной матрицы.

4) В 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика

Тема 4.1. Элементы линейной алгебры

Определение матрицы и ее обозначения. Виды матриц. Определитель матрицы. Линейная функция и ее график. Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Линейные уравнения. Метод Гаусса решения систем линейных уравнений. Использование системы линейных уравнений при решении экономических задач. (Метод Крамера. Матричный метод. Метод Гаусса.)

Практические занятия:

    1. Вычисление определителей 2-го и 3-го порядка. Выполнение операций над матрицами.

    2. Решение систем линейных уравнений. Решение экономических задач методом Крамера, методом Гаусса. Вычисление себестоимости продукции с помощью обратной матрицы.


5) В КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ также добавляем в знать - уметь

- решать экономические задачи методом Крамера, методом Гаусса;

- вычислять себестоимость продукции с помощью обратной матрицы.

Таким образом, работая по программе, доработанной в соответствии с ПС, мы имеем больше возможностей для формирования профессиональных компетенций у студентов.

Литература:

1.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО.

3. Профессиональный стандарт по профессии «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 г. №1061

Интернет-ресурсы:

- http://nenuda.ru/ доклад-современные-образовательные-технологии-формирования.html