СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Самоопределение и профориентация обучающихся, как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С докладом выступила на областном вебинаре.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Самоопределение и профориентация обучающихся, как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ"»

Доклад

«Самоопределение и профориентация обучающихся, как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ»

Слайд №1

На основании выше сказанного стало очевидно, что профориентационную работу в школе нужно привести в единую систему. Поэтому было принято решение о создание программы по профориентации.

Рабочая программа составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», учебным планом СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». На основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» и письма Министерства образования РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации каждого обучающегося образовательного учреждения». Указано на необходимость подготовки каждого обучающегося как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии. Решение этой проблемы является актуальной задачей.

Формула “подготовка к жизни” и заключается в том, чтобы воспитаннику дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.

Слайд №2

Для профориентационной работы в рамках сетевого взаимодействия привлекаются работники различных служб:

Работниками Социальной защиты проводятся беседа о правах на соц. пакет, льготы, выплаты;

Работниками Пенсионного фонда предоставляется информационно – ознакомительная беседа «Школьникам о пенсиях» с целью формирования у учащихся пенсионной культуры, знаний о пенсионной и социальной грамотности;

Работниками Центра занятости предоставляется информация о состоянии рынка труда, содержании и перспективах его развитии, содержании и перспективах развития рынка профессий, потребностях в квалифицированных кадрах, оказывается консультативная помощь в выборе профессии, разъясняется порядок постановки на учёт.

Работники больницы проводят беседы «Порядок продления инвалидности», «Порядок обращения в больницу, льготное лечение»

Работники Коллегии адвокатов – проводят разъяснительную работу по правам и обязанностям детей. В нашей школе есть устоявшаяся традиция посещения выпускников адвокатами 20 ноября на Всемирный день прав ребёнка. В этот день они проводят занятие и дарят памятные подарки;

Работники полиции – регулярно ведут работу с цель профилактики преступности в молодёжной среде, а так же других правонарушений и преступлений, говорят о дисциплине труда.

Работники Отдела воинской комиссии, МЧС и другие органы.

Слайд №3

Общая характеристика учебного курса

Данная программа рассчитана на 11 лет (1-11 классы). С 1-4 класса происходит знакомство с миром профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры.

С 5 по 9 класс учащиеся осваивают материал по штукатурно-малярному, столярному и швейному делу и обслуживающему труду. Происходит формирование мотивации и положительного отношения к трудовой деятельности, выбору будущей профессии.

Работа по профориентации продолжается и в 10-11 классах. Учащиеся этих классов более углубленно изучают материал по штукатурно-малярному, швейному делу и обслуживающему труду. Происходит развитие у учащихся сознательного отношения к выбору профессии.

Слайд №4

Цель данной программы:

Создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.

Слайд №5

Задачи:

  • Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.

  • Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями города.

  • Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.

  • Сформировать познавательную активность, любознательность.

  • Развивать самостоятельность, самосознание.

  • Научить детей правильному профессиональному самоопределению.

Слайд №6

Ожидаемые результаты:

  • достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;

  • сфрмированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;

  • сформированность самопознания школьника то есть (изучение школьником своих профессионально важных качеств);

  • наличие у учащихся обоснованного профессионального плана то есть (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);

  • сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.

Слайд №7

Организация и контроль реализации программы:

  • выделение направлений профориентационной работы и определение профориентационных задач;

  • включение в реализацию программы всех участников образовательного процесса (классные руководители, воспитатели, педагоги-предметники, учителя технологии, педагога - психолога, социального педагога, зам. директора по УЧ и старшего воспитателя, родителей обучающихся);

  • анализ промежуточных и итоговых результатов профориентационной работы;

  • сбор данных о дальнейшем профессиональном определении, трудоустройстве, социальной адаптации выпускников школы;

  • координация деятельности по реализации программы заместителем директора по УЧ и старшим воспитателем.

Слайд №8

Диагностика эффективности программы:

- диагностика склонностей и интересов;

- анализ поступлений учащихся школы в учебные заведения и дальнейшего их самоопределения.

Слайд №9

Содержание программы

Этапы:

1.Подготовительный этап.

-анализ психолого-педагогической литературы, интернет ресурсов

-составление плана

- консультация с администрацией школы

-собеседование с классными руководителями, воспитателями, с учителями трудового обучения и внеурочной деятельности трудовой направленности, социальным педагогом, психологом, руководителями кружков трудовой направленности, библиотекарем.

2.Диагностический этап

Диагностика возможностей, потребностей и склонностей (беседы, анкетирование).

Составление мониторинга профессиональных ориентаций выпускников на начало и конец учебного года.

3.Информационный этап.

Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения;

Проведение бесед, тренингов, дискуссий, конкурсов, практических занятий, экскурсий.

4. Аналитический этап

Обработка и анализ результатов диагностики;

Соотнесение интересов склонностей и возможностей;

Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий

5.Обобщающий этап

Работа с выпускниками по анализу основного и запасного вариантов выбора профессии.

Проведение серии индивидуальных консультаций.

Беседа с классным руководителем по результатам работы по профориентации.

Слайд №10

Основные формы реализации программы

Формы работы:

- Экскурсии;

В учебном плане за счёт часов школьного компонента введён курс «Человек в мире труда» с 5 по 9 классы в задачи которого входит знакомство с разнообразием мира профессий, формирование конкретно – наглядных представлений, существенных сторонах профессий.

Мы ежегодно проводим экскурсии на швейное и деревообрабатывающее производство, в коммунальное хозяйство, учебные заведения. Это экскурсии на предприятие «Духовщинский леспромхоз», швейное предприятие «Узоры» в Смоленске, Духовщинское ЖКХ, филиал СОГБУ «Смоленск Автодор» Центр занятости населения, Духовщинский аграрно – строительный колледж», Касплянский филиал техникума отраслевых технологий и т. д. В этом году мы хотим расширить посещение организаций, поэтому на май у нас планируется 2 экскурсии: в цех по сборки мебели и Строительный колледж в г. Смоленске.

- уроки (включение в урочную деятельность упражнений и заданий профориентационной направленности, знакомство с профессиями и т.д.).

- классные часы;

Проводятся по классам в соответствии с планом данной программы.

- анкетирование;

С выпускниками я провожу опросник «К выбору профессий».

- встречи со специалистами различных профессий;

Эта работа проходит в форме классных часов. Приглашаются работники больницы, столовой, ЖКХ и т. д.

- изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;

Проводится в форме индивидуальных бесед психолога, анкетирования. В своей работе я использую дифференциально – диагностический опросник Евгения Александровича Климова. Из многообразия тестов я выбрала именно его, т.к. вопросы в нём более доступны для обучающихся с ОВЗ и опросник « К выбору профессии»

С детьми 4 класса я использую опросник «В мире профессий».

- проводятся родительские собрания;

- встречи с представителями учебных заведений; Проходят в мае. К нам приезжают представители Духовщинского аграрно – строительного колледжа», Касплянского филиала «Техникума отраслевых технологий»

- регулярно проходят предметные недели.

Так как на ребёнка большое влияние оказывают родители, их мнение, их профессии, мы ведём активную работу и с ними. Такую как общешкольные и классные собрания. В основном они приурочены к началу и концу учебного года, а так же в конце четвертей, когда родители приезжают забирать детей на каникулы. И конечно же проводятся индивидуальные беседы с ними.

Слайд №11

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

- Правила выбора профессии;

- Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

- Иметь представления о создании профессионального плана;

- Правильно оценивать свои психофизиологические ресурсы при выборе профессии.

Слайд №12

Обучающиеся должны уметь:

- Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Слайд №13

Анализируя результаты анкетирования выпускников начальной школы по годам, я сделала вывод, что дети знакомы с различными профессиями. Это то, чего мы и хотели добиться. Они не могут соотносить свои возможности и способности с заявленной профессией. Например, хочу быть учителем или доктором и т. д.

Анализируя результаты анкетирования выпускников 9 класса по годам, я сделала вывод, что вначале учебного года примерно 50% процентов выпускников ещё не определились с выбором. Например, на вопрос, куда я собираюсь пойти после окончания 9 класса дети выдавали неоднозначный ответ – продолжить обучение или работать. Или та такой вопрос как, какую профессию я решил избрать для себя, выходили ответы – садовник или маляр. Но анализ опроса в конце учебного года показывает, что все дети определились с выбором и примерно половина учащихся продолжают обучение в школе в 10 классе.

Слайд №14

Анализируя результаты работы школы по профориентации по годам я сделала вывод, что проследить тенденцию социализации довольно сложно.

Оказывается, показатели опроса выпускников по профессиональным типам личности напрямую зависят от контингента учащихся, а точнее количества мальчиков и девочек в выпускных классах. Например, в этом году выпуск 9 класса на 100% состоит из мальчиков. Соответственно такой тип личности как «Человек – техника» практически доминирует. Тогда как в предыдущие годы прослеживался высокий процент такого типа личности как «человек – природа». Но общий вывод сделать всё же можно - выпускники отдают предпочтения рабочим профессиям, которыми мы обучает в школе. Большинство детей находят себя в строительных профессия, ещё есть кондуктор, няня в детском саду, официантки, билетёр, техслужащие, скотник, работник кухни. Один ребёнок заканчивает первый год обучения на автомеханика. Несколько выпускников работает в коммунальной сфере.

Слайд №15

Сделав общестатистический вывод по годам, я пришла к следующим результатам: примерно 50% учащихся продолжают обучение в 10 классе. 20% учащихся продолжают обучение в Касплянском, Духовщинском техникумах и Строительном колледже в Смоленске, 20% и примерно 5% приходится на детей, которые ведут домашнее хозяйство (родители держат животное подворье) и 5% тех, кто не трудоустроен и не работают.

К сожалению, наблюдается стойкая тенденция роста выпускников – инвалидов. К ним относятся примерно 20% выпускников. В предыдущие года мы выпускали по одному такому ребёнку, в прошлом году было 8 таких детей, в этом году – три причём их форма инвалидности не представляет возможности трудоустройства, а в следующем выпуске у нас уже 5 таких детей, что вдвойне усложняет задачу их социализации.

Резюме учащегося 11 класса Новикова Геннадия приняла логистическая компания г. Москвы для дальнейшего его трудоустройства.

Во время обучения в школе учащиеся имеют возможность пройти обучение на водителя. В настоящее время два наших выпускника воспользовались этой возможностью и параллельно с обучением в школе, во внеурочное время прошли обучение в автошколе ДСАФ в г. Ярцево и получили права.

После окончания школы мы прослеживаем дальнейшую судьбу наших выпускников. Оказываем необходимую помощь и консультации. Не теряем связь с их родителями.

Слайд №16

Подводя итоги профориентационной работы в школе можно сделать вывод:

В образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества и эта работа приносит видимые результаты.