Доклад
«Самоопределение и профориентация обучающихся, как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ»
Слайд №1
На основании выше сказанного стало очевидно, что профориентационную работу в школе нужно привести в единую систему. Поэтому было принято решение о создание программы по профориентации.
Рабочая программа составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», учебным планом СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». На основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» и письма Министерства образования РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации каждого обучающегося образовательного учреждения». Указано на необходимость подготовки каждого обучающегося как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии. Решение этой проблемы является актуальной задачей.
Формула “подготовка к жизни” и заключается в том, чтобы воспитаннику дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.
Слайд №2
Для профориентационной работы в рамках сетевого взаимодействия привлекаются работники различных служб:
Работниками Социальной защиты проводятся беседа о правах на соц. пакет, льготы, выплаты;
Работниками Пенсионного фонда предоставляется информационно – ознакомительная беседа «Школьникам о пенсиях» с целью формирования у учащихся пенсионной культуры, знаний о пенсионной и социальной грамотности;
Работниками Центра занятости предоставляется информация о состоянии рынка труда, содержании и перспективах его развитии, содержании и перспективах развития рынка профессий, потребностях в квалифицированных кадрах, оказывается консультативная помощь в выборе профессии, разъясняется порядок постановки на учёт.
Работники больницы проводят беседы «Порядок продления инвалидности», «Порядок обращения в больницу, льготное лечение»
Работники Коллегии адвокатов – проводят разъяснительную работу по правам и обязанностям детей. В нашей школе есть устоявшаяся традиция посещения выпускников адвокатами 20 ноября на Всемирный день прав ребёнка. В этот день они проводят занятие и дарят памятные подарки;
Работники полиции – регулярно ведут работу с цель профилактики преступности в молодёжной среде, а так же других правонарушений и преступлений, говорят о дисциплине труда.
Работники Отдела воинской комиссии, МЧС и другие органы.
Слайд №3
Общая характеристика учебного курса
Данная программа рассчитана на 11 лет (1-11 классы). С 1-4 класса происходит знакомство с миром профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры.
С 5 по 9 класс учащиеся осваивают материал по штукатурно-малярному, столярному и швейному делу и обслуживающему труду. Происходит формирование мотивации и положительного отношения к трудовой деятельности, выбору будущей профессии.
Работа по профориентации продолжается и в 10-11 классах. Учащиеся этих классов более углубленно изучают материал по штукатурно-малярному, швейному делу и обслуживающему труду. Происходит развитие у учащихся сознательного отношения к выбору профессии.
Слайд №4
Цель данной программы:
Создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.
Слайд №5
Задачи:
Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.
Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями города.
Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.
Сформировать познавательную активность, любознательность.
Развивать самостоятельность, самосознание.
Научить детей правильному профессиональному самоопределению.
Слайд №6
Ожидаемые результаты:
достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;
сфрмированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;
сформированность самопознания школьника то есть (изучение школьником своих профессионально важных качеств);
наличие у учащихся обоснованного профессионального плана то есть (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);
сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.
Слайд №7
Организация и контроль реализации программы:
выделение направлений профориентационной работы и определение профориентационных задач;
включение в реализацию программы всех участников образовательного процесса (классные руководители, воспитатели, педагоги-предметники, учителя технологии, педагога - психолога, социального педагога, зам. директора по УЧ и старшего воспитателя, родителей обучающихся);
анализ промежуточных и итоговых результатов профориентационной работы;
сбор данных о дальнейшем профессиональном определении, трудоустройстве, социальной адаптации выпускников школы;
координация деятельности по реализации программы заместителем директора по УЧ и старшим воспитателем.
Слайд №8
Диагностика эффективности программы:
- диагностика склонностей и интересов;
- анализ поступлений учащихся школы в учебные заведения и дальнейшего их самоопределения.
Слайд №9
Содержание программы
Этапы:
1.Подготовительный этап.
-анализ психолого-педагогической литературы, интернет ресурсов
-составление плана
- консультация с администрацией школы
-собеседование с классными руководителями, воспитателями, с учителями трудового обучения и внеурочной деятельности трудовой направленности, социальным педагогом, психологом, руководителями кружков трудовой направленности, библиотекарем.
2.Диагностический этап
Диагностика возможностей, потребностей и склонностей (беседы, анкетирование).
Составление мониторинга профессиональных ориентаций выпускников на начало и конец учебного года.
3.Информационный этап.
Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения;
Проведение бесед, тренингов, дискуссий, конкурсов, практических занятий, экскурсий.
4. Аналитический этап
Обработка и анализ результатов диагностики;
Соотнесение интересов склонностей и возможностей;
Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий
5.Обобщающий этап
Работа с выпускниками по анализу основного и запасного вариантов выбора профессии.
Проведение серии индивидуальных консультаций.
Беседа с классным руководителем по результатам работы по профориентации.
Слайд №10
Основные формы реализации программы
Формы работы:
- Экскурсии;
В учебном плане за счёт часов школьного компонента введён курс «Человек в мире труда» с 5 по 9 классы в задачи которого входит знакомство с разнообразием мира профессий, формирование конкретно – наглядных представлений, существенных сторонах профессий.
Мы ежегодно проводим экскурсии на швейное и деревообрабатывающее производство, в коммунальное хозяйство, учебные заведения. Это экскурсии на предприятие «Духовщинский леспромхоз», швейное предприятие «Узоры» в Смоленске, Духовщинское ЖКХ, филиал СОГБУ «Смоленск Автодор» Центр занятости населения, Духовщинский аграрно – строительный колледж», Касплянский филиал техникума отраслевых технологий и т. д. В этом году мы хотим расширить посещение организаций, поэтому на май у нас планируется 2 экскурсии: в цех по сборки мебели и Строительный колледж в г. Смоленске.
- уроки (включение в урочную деятельность упражнений и заданий профориентационной направленности, знакомство с профессиями и т.д.).
- классные часы;
Проводятся по классам в соответствии с планом данной программы.
- анкетирование;
С выпускниками я провожу опросник «К выбору профессий».
- встречи со специалистами различных профессий;
Эта работа проходит в форме классных часов. Приглашаются работники больницы, столовой, ЖКХ и т. д.
- изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
Проводится в форме индивидуальных бесед психолога, анкетирования. В своей работе я использую дифференциально – диагностический опросник Евгения Александровича Климова. Из многообразия тестов я выбрала именно его, т.к. вопросы в нём более доступны для обучающихся с ОВЗ и опросник « К выбору профессии»
С детьми 4 класса я использую опросник «В мире профессий».
- проводятся родительские собрания;
- встречи с представителями учебных заведений; Проходят в мае. К нам приезжают представители Духовщинского аграрно – строительного колледжа», Касплянского филиала «Техникума отраслевых технологий»
- регулярно проходят предметные недели.
Так как на ребёнка большое влияние оказывают родители, их мнение, их профессии, мы ведём активную работу и с ними. Такую как общешкольные и классные собрания. В основном они приурочены к началу и концу учебного года, а так же в конце четвертей, когда родители приезжают забирать детей на каникулы. И конечно же проводятся индивидуальные беседы с ними.
Слайд №11
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
- Правила выбора профессии;
- Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- Иметь представления о создании профессионального плана;
- Правильно оценивать свои психофизиологические ресурсы при выборе профессии.
Слайд №12
Обучающиеся должны уметь:
- Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Слайд №13
Анализируя результаты анкетирования выпускников начальной школы по годам, я сделала вывод, что дети знакомы с различными профессиями. Это то, чего мы и хотели добиться. Они не могут соотносить свои возможности и способности с заявленной профессией. Например, хочу быть учителем или доктором и т. д.
Анализируя результаты анкетирования выпускников 9 класса по годам, я сделала вывод, что вначале учебного года примерно 50% процентов выпускников ещё не определились с выбором. Например, на вопрос, куда я собираюсь пойти после окончания 9 класса дети выдавали неоднозначный ответ – продолжить обучение или работать. Или та такой вопрос как, какую профессию я решил избрать для себя, выходили ответы – садовник или маляр. Но анализ опроса в конце учебного года показывает, что все дети определились с выбором и примерно половина учащихся продолжают обучение в школе в 10 классе.
Слайд №14
Анализируя результаты работы школы по профориентации по годам я сделала вывод, что проследить тенденцию социализации довольно сложно.
Оказывается, показатели опроса выпускников по профессиональным типам личности напрямую зависят от контингента учащихся, а точнее количества мальчиков и девочек в выпускных классах. Например, в этом году выпуск 9 класса на 100% состоит из мальчиков. Соответственно такой тип личности как «Человек – техника» практически доминирует. Тогда как в предыдущие годы прослеживался высокий процент такого типа личности как «человек – природа». Но общий вывод сделать всё же можно - выпускники отдают предпочтения рабочим профессиям, которыми мы обучает в школе. Большинство детей находят себя в строительных профессия, ещё есть кондуктор, няня в детском саду, официантки, билетёр, техслужащие, скотник, работник кухни. Один ребёнок заканчивает первый год обучения на автомеханика. Несколько выпускников работает в коммунальной сфере.
Слайд №15
Сделав общестатистический вывод по годам, я пришла к следующим результатам: примерно 50% учащихся продолжают обучение в 10 классе. 20% учащихся продолжают обучение в Касплянском, Духовщинском техникумах и Строительном колледже в Смоленске, 20% и примерно 5% приходится на детей, которые ведут домашнее хозяйство (родители держат животное подворье) и 5% тех, кто не трудоустроен и не работают.
К сожалению, наблюдается стойкая тенденция роста выпускников – инвалидов. К ним относятся примерно 20% выпускников. В предыдущие года мы выпускали по одному такому ребёнку, в прошлом году было 8 таких детей, в этом году – три причём их форма инвалидности не представляет возможности трудоустройства, а в следующем выпуске у нас уже 5 таких детей, что вдвойне усложняет задачу их социализации.
Резюме учащегося 11 класса Новикова Геннадия приняла логистическая компания г. Москвы для дальнейшего его трудоустройства.
Во время обучения в школе учащиеся имеют возможность пройти обучение на водителя. В настоящее время два наших выпускника воспользовались этой возможностью и параллельно с обучением в школе, во внеурочное время прошли обучение в автошколе ДСАФ в г. Ярцево и получили права.
После окончания школы мы прослеживаем дальнейшую судьбу наших выпускников. Оказываем необходимую помощь и консультации. Не теряем связь с их родителями.
Слайд №16
Подводя итоги профориентационной работы в школе можно сделать вывод:
В образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества и эта работа приносит видимые результаты.