СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД «Система формирования первичных представлений о безопасном поведении в быту, в социуме, в природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД «Система формирования первичных представлений о безопасном поведении в быту, в социуме, в природе»»

МБДОУ «Детский сад № 31 «Дюймовочка»









ДОКЛАД

«Система формирования первичных представлений о безопасном поведении в быту, в социуме, в природе»



















Подготовила воспитатель:

Фалько Е.Б.





майкоп, 2022 год



Детский сад играет особую роль в развитии ребенка. Дошкольник не способен самостоятельно оценить и определить весь риск, но в то же время дошкольники открыты для нового опыта и чувствительны к последствиям, которые позволяют детям закладывать основы безопасного поведения. Поэтому особую роль в организации образовательного процесса играет ознакомление с основами безопасного поведения ребенка, с окружающими его взрослыми, которые должны рационально помогать детям избежать травматизма. Необходимо выработать привычку к аккуратному ношению вещей, обращению с животными, езде на велосипеде, поведению во дворе, на улице и дома. Необходимо познакомить детей с поведением и навыками в типичных ситуациях, которые встречаются чаще всего. Должны быть созданы все образовательные условия для ознакомления детей с различными опасностями.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому для достижения цели, необходимо решить ряд задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Основными направлениями работы по ОБЖ являются:

- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения.

- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.

- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения

- Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке.

- Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке.

- Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил.

- Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

Забота о навыках безопасного поведения у дошкольников осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир с помощью любознательности, наглядно-образного мышления и сиюминутной осведомленности. Отдавайте предпочтение индивидуальным и групповым формам работы с детьми.

Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели.

 Чтобы помочь лицам, осуществляющим уход, была запущена программа безопасности Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа состоит из 6 разделов: "дети и другие люди", "дети и природа", "дети дома", "здоровье детей", "психическое благополучие ребенка", "дети на улицах города. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.

По мнению Н.Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Старкиной, задача учителей и родителей - не только оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к столкновению с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать,

А где надо - на помощь позвать.

Т.Г. Хромцова


 Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса – совместная деятельность детей и взрослых. Это:

- организованная деятельность детей (занятия, экскурсии, тренинги)

- познавательная деятельность взрослых и детей (драматизации сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, использование ИКТ);

- свободная самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры под наблюдением и в сопровождении взрослых).

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям? и т. д, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»).

В ходе утренних и вечерних прогулок можно организовать наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения, осуществления различных видов деятельности. При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года.

Знакомство с художественной литературой: - литература заставляет ребенка думать и чувствовать то, что для него трудно и невозможно в повседневной жизни. Литературные произведения служат примером для детей:

- сказки: "сестра Аленушка и брат Иванушка", "Кот, Петух и лиса", "Красная Шапочка".

- короткие рассказы:" история неизвестного героя " С. Я.Маршак, Е. пермяк "как огонь женился на воде". - Е. Хоринская "спичка-невеличка". Г. Остер "Вредные советы". "семь коз и Серый волк", "Белоснежка" и др.

Как показывают современные исследования по обучению детей безопасному поведению"... "большинство известных историй содержат, по крайней мере, один элемент грубого нарушения правил личной безопасности. Поэтому на примере литературных персонажей анализируется их поведение и поступки, решается, как бы они повели себя в данной ситуации.

Использование ИКТ (компьютеров, аудио носителей) является неотъемлемой частью этих событий. Использование компьютерных технологий позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы представления нового материала. Можно показать детские образовательные фильмы: "уроки тети совы", "уроки Аркадия Паровосова", "Барбоскины", "Лунтик" и др.

Вы также можете предложить детям презентации на темы: «опасные предметы», «кто стучит в дверь», «спасем себя от неприятностей».

Нам нужно работать с семьями детей. Трудно переоценить развитие видов родительских собраний, консультаций, роль семьи в воспитании детей. Никто не может представить не дисциплинированных родителей дома, на улице, т.к. своим поведением они учат своих детей правилам безопасности. Родители ребенка - это образец поведения. Тогда, с возрастом, появится способность критически оценивать действия и их эффективность.

Работа детского учреждения по усвоению правил безопасного поведения в повседневной жизни, в обществе и на природе может быть успешной только в том случае, если оно будет сотрудничать в этом вопросе с родителями.

Дошкольный возраст является одним из наиболее важных этапов формирования личности и закладывания прочной основы жизненного опыта и здорового образа жизни. Дошкольники в силу своих физиологических особенностей не могут самостоятельно определить в полной мере степень опасности, окружающей их. Вот почему природа поручила взрослым заботиться о своем ребенке. Безопасность детей зависит от НАС, взрослых.