СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Система оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся и развитие механизмов контроля качества подготовки квалифицированных рабочих"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад раскрывает систему оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся. А так же дает представление о механизмах контроля качества подготовки квалифицированных рабочих  в системе профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Система оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся и развитие механизмов контроля качества подготовки квалифицированных рабочих"»

Доклад

на заседании методической комиссии

филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 277


О теоретической значимости новой методической темы «Система оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся и развитие механизмов контроля качества подготовки квалифицированных рабочих»


2020-2021 учебный год наше образовательное учреждение начинает работу над новой методической темой «Система оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся и развитие механизмов контроля качества подготовки квалифицированных рабочих». Данная тема рассчитана на 2 учебных года с 2020-2022.

Необходимость в выборе данной темы возникла в связи с развитием системы качества образования и повышением качества образования.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта - стандарта нового поколения в учреждениях среднего профессионального образования предполагает изменение, прежде всего, результата образования. Под результатами образования в стандарте ФГОС понимаются наборы компетенций - общих и профессиональных - выражающие, что именно обучающийся будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей Основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности. В законе "Об образовании в Российской Федерации" компетенция рассматривается как "готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности".

Основные системы качества подготовки специалиста содержат элементы системы качества, отвечающие требованиям ФГОС и профессиональным стандартам по профессиям: система обеспечения качества, система управления качеством и система контроля качества. Контроль качества неизбежен, так как отслеживание результатов образования необходим для постоянной корректировки выбора целей.

Качество образовательного процесса рассматривают как:

- качество условий – это образовательные программы, педагогические кадры, уровень подготовки обучающихся, материально-техническая база и т.д.

- качество процессов – методики, технологии, сопровождающие процесс обучения.

- качество результатов – качество знаний, умений и навыков обучающихся на различных этапах обучения, компетентности выпускников.

Общие компетенции (далее: ОК) означают совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК - обеспечить успешную социализацию выпускника. Под профессиональными компетенциями ПК понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности. Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

Появление таких новых объектов оценивания, как общие и профессиональные компетенции, обуславливает необходимость применения инновационных подходов к оценке качества подготовки студентов.

Компетентностный подход в профессиональном образовании ставит в центр внимания вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования. В документах Министерства образования и науки РФ отмечается, что "…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций, (являющимися производным от термина "компетенции") обучающихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах". Для ключевых компетенций характерны следующие свойства: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность.

Задача сформированности ключевых компетенций является непростой и решается неодназначно. В этой связи нельзя не согласится с утверждениями с учеными и практиками о том, что реальное введение новых образовательных результатов, "требует в первую очередь формирования средств оценки степени их достижения". На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как и нет единой точки зрения на то, как их измерять и оценивать. Тем не менее, все исследователи отмечают личностную характеристику компетенций и их деятельностную основу.

Определяя какие компетентности лежат в основе развития личности обучающегося, обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных А.В. Хуторским.

Автор выделяет 7 ключевых компетенций: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования. Последовательность освоения компетенций обучающимися, может быть представлена в форме "лесенки", где ценностно-смысловые компетенции, включая компетенции личностного самосовершенствования являются основой, "фундаментом" развития всех других ОК.

Далее идут учебно-познавательные, информационно-коммуникативные, общекультурные и социально-трудовые компетенции Аналогичные результаты отражены в классификации ОК, предложенной И.А. Зимней

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку, как к личности, субъекту деятельности и общения.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека.

Другие авторы классифицируют общие компетенции на такие группы как:

- эмоционально-психологические;

- регулятивные;

- аналитические;

- социально-коммуникативные;

- компетенции самосовершенствования.

Данный подход можно представить в виде таблицы:

Таблица 1. Соотношение психолого-педагогических характеристик обучающегося и общих компетенций среднего профессионального образования


Педагогические характеристики

Компетенции выпускника

Эмоционально-педагогические

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, обогащать свою профессиональную компетентность.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

Регулятивные

ОК 3 Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

Аналитические

ОК 4 Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Социально-коммуникативные

ОК 5 Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.


Компетенции самосовершенствования

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

Также для оценки общих компетенций можно предложить использовать модель оценочной системы результатов реализации основной профессиональной образовательной программы, где перечислены основные типы оценочных средств.

Таблица 2

Общие компетенции

Признаки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении

Определяет социальную значимость профессиональной деятельности

Выполняет самоанализ профессиональной пригодности

Определяет основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда

Определяет перспективы развития в профессиональной сфере

Изучает условия труда и выдвигает предложения по их улучшению

Определяет положительные и отрицательные стороны профессии

Определяет ближайшие и конечные жизненные цели в проф. деятельности

Определяет пути реализации жизненных планов

Определяет перспективы трудоустройства

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств

Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей

Находит способы и методы выполнения задачи

Выстраивает план (программу) деятельности

Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задачи

Анализирует действия на соответствие эталону (нормам) оценки результатов деятельности

Анализирует результат выполняемых действий и выявляет причины отклонений от норм (эталона)

Определяет пути устранения выявленных отклонений

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Описывает ситуацию и называет противоречия

Оценивает причины возникновения ситуации

Определяет субъектов взаимодействия в возникшей ситуации

Находит пути решения ситуации

Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для разрешения ситуации

Прогнозирует развитие ситуации

Организует взаимодействие субъектов-участников ситуации

Берет на себя ответственность за принятое решение

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии)

Выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет

Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи

Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами

Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.)

Сопоставляет информацию из различных источников

Определяет соответствие информации поставленной задаче

Классифицирует и обобщает информацию

Оценивает полноту и достоверность информации

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Устанавливает позитивный стиль общения

Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией

Признает чужое мнение

При необходимости отстаивает собственное мнение

Принимает критику

Ведет деловую беседу в соответствии с этическими нормами

Соблюдает официальный стиль при оформлении документов

Оформляет документы в соответствии с нормативными актами

Выполняет письменные и устные рекомендации руководства

Организует коллективное обсуждение рабочей ситуации

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Ставит задачи перед коллективом

При необходимости аргументирует свою позицию

Осуществляет контроль в соответствии с поставленной задачей

Организует деятельность по выявлению ресурсов команды

Участвует в разработке мероприятий по улучшению условий работы команды

Анализирует собственные сильные и слабые стороны

Определяет перспективы профессионального и личностного развития

Анализирует существующие препятствия для карьерного роста

Определяет этапы достижения поставленных целей

Определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей

Планирует карьерный рост

Владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Владеет методами самообразования

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Определяет технологии, используемые в проф.деятельности

Определяет источники информации о технологиях проф.деятельности

Определяет условия и результаты успешного применения технологий

Анализирует производственную ситуацию и называет противоречия между реальными и идеальными условиями реализации технологического процесса

Определяет причины необходимости смены технологий или их усовершенствования

Указывает этапы технологического процесса, в которых происходят или необходимы изменения



Таблица 3. Контроль и оценка общих компетенций обучающихся среднего профессионального образования

Уровни деятельности

Вид компетенции

Содержание компетенции

Формы контроля и оценки

Эмоционально-психологический

ОК 1

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

Педагогическое анкетирование, наблюдение, собеседование, ролевые игры

Регулятивный

ОК 2





ОК 3

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,

- принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность;

Наблюдение за организацией деятельности в стандартной ситуации

Социальный

ОК 4







ОК 5







ОК 6

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;

- работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

Наблюдение за организацией работы с информацией, за соблюдением технологии изготовления продукта, за организацией коллективной деятельности, общением с клиентами, руководством.

Педагогическое анкетирование.

Аналитический

ОК 10



ОК 11

- готовность к аналитической деятельности;

- способность к рефлексивному и критическому мышлению;

Наблюдение за процессом аналитической деятельности

Творческий

ОК 3



ОК 9

- принимать решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

Наблюдение за организацией деятельности в нестандартной ситуации, выполнение проекта

Самосовершенствования

ОК 2



ОК 7





ОК 8

- оценивать эффективность принятых решений, их качество;

- брать на себя ответственность за результат выполнения задания;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

Наблюдение за процессами оценки и самооценки, видение путей самосовершенствования, стремление к повышению квалификации.

Оценки, журналы обучающихся, выпускная квалификационная работа



Таблица 4. Основные типы оценочных средств

Уровни освоения деятельности

Типы доказательств

Сбор доказательств

Эмоционально - психологический

Мотивы, эмоции, установки, ценностные отношения

Психологическое анкетирование, наблюдение, собеседование, ролевые игры

Регулятивный

Базовые знания, умения, навыки

"Базовые" задания

Социальный (процессуальный)

Демонстрация процесса практической деятельности

Наблюдение за выполнением практического задания, за организацией коллективной деятельности;

педагогическое анкетирование; анализ портфолио

Аналитический

Доказательство знания и понимания

Тест, письменная работа, устный опрос, собеседование, экзамен, научно-исследовательская работа

Творческий

Выполнение проекта

Проект, курсовая работа, задача - модель

Уровень самосовершенствования

Оценка результатов деятельности, предъявление продукта деятельности проектирование "точек роста"

Портфолио, экспертные оценки, изучение продукта профессиональной деятельности журналы обучающихся, выпускная квалификационная работа


Способы оценивания общих компетенций обучающихся:

Для оценки так же можно использовать следующие формы и методы:

Собеседование - это один из наиболее известных способов получения информации непосредственно от обучаемых. Собеседование может быть двусторонним, так как обучаемый тоже может задавать вопросы преподавателю. Собеседование может использоваться как для оценки, так и для оказания помощи в корректировке процесса обучения.

Анкета - это структурное письменное интервью, состоящее из набора вопросов, относящихся к конкретной области деятельности обучаемого. Анкеты особенно подходят для оценки результатов обучения, связанных с отношениями, чувствами, интересами и опытом. Задание в тестовой форме - единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание. компетенция студент оценивание портфолио

Тестирование проверяет знания, но не вид профессиональной деятельности, каковым является компетенция

Формы тестовых заданий:

- закрытая (варианты ответов);

- открытая (ответы, формулировки в свободной форме);

- задания на соответствие;

- задание на установление правильной последовательности.

Преимущества тестирования:

- высокая скорость и объективность контроля знаний;

- высокая дифференцированность оценки.

К негативным моментам тестирования можно отнести то, что трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; велика вероятность случайности; не позволяет проверить творческое применение усвоенных знаний, их применение в ситуации.


Современные подходы к оценке  профессиональных компетенций обучающихся

Как известно, для продуктивной работы обучающихся,  необходимо периодически проводить их аттестацию, а поэтому контроль является неотъемлемой составляющей образовательного процесса, Проблема измерения и оценки результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике, поэтому непрерывно разрабатываются и используются разнообразные, в том числе  и наиболее прогрессивные,  мобильные, объективные и эффективные современные информационные средства контроля. Проблема контроля  компетенций многогранна и в современном образовательном процессе считается актуальной. 

Согласно Разделу 8 требований стандартов третьего поколения «Требования к оцениванию качества освоения ОПОП»: Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка компетенций обучающихся.

По ситуации – оценивание может производиться:

оценивание в процессе обучения;

-специфическое оценивание, проводимое в специально созданных условиях, которое предполагает разработку и использование практических заданий, которые могут быть выполнены в специально созданных или реальных условиях; участники, вовлеченные в данный процесс, осознают важность процесса данной проверки и проводимого оценивания.

По субъектам  - оценивание может быть:

внутреннее – кто учит, тот и оценивает (преподаватель или мастер);

внешнее – оценивает тот, кто не учил (работодатель или эксперт);

самооценивание – оценивает тот, кто учился (сам обучающийся). Это совершенно новые подходы к оцениванию знаний, умений и сформированных компетенций, поэтому  для проведения аттестации необходима определенная нормативная база.

Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода обладает своими особенностями.

Во-первых: оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. В рамках ФГОС СПО оценивание образовательных результатов представляет собой совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых преподаватель или комиссия устанавливает степень соответствия достигнутых образовательных результатов обучающихся требованиям ФГОС. Таким образом, предметом оценки выступают достигнутые обучающимися образовательные результаты: профессиональные и общие компетенции (итоговые результаты), знания, умения, опыт практической деятельности, субкомпетенции (промежуточные результаты).

Во – вторых, оценка базируется на критериях, при этом  критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности.

Целью оценки является установление соответствия имеющихся профессиональных и общих компетенций требованиям ФГОС и требованиям современного рынка труда. Таким образом, оценивание – это не фиксация итогов, а точка, за которой следует новый этап развития и повышения качества образования. Главная задача этой процедуры – улучшение качества работы преподавателей и учебной деятельности обучающихся и, как следствие, достижение нового качества работы всего образовательного учреждения в целом.

Что же такое оценка результатов подготовки?

 Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений понимают процесс сбора свидетельств (доказательств) деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев.

Какие же виды доказательств своей деятельности обучающийся может представить?

Прямое доказательство – преподаватель (экзаменатор) может его услышать или увидеть: наблюдать деятельность; оценить качество продукта; получить ответ на вопросы.

Косвенное доказательство:

а) Свидетельское показание (непосредственное или документированное).

б) Смоделированная ситуация.

Процесс оценивания итоговых и промежуточных результатов освоения ОПОП можно представить в виде следующего алгоритма:

  • определение цели внутреннего или независимого оценивания;

  • выбор объекта и предмета оценивания;

  • выбор метода и инструментов оценивания;

  • собственно процесс оценивания;

  • анализ и толкование результатов оценивания.

Если раньше мы оценивали знания, умения и навыки, то сегодня в качестве объектов оценки в профессиональном образовании  на первом плане выступают:

  • квалификация (как результат), которая оценивается на государственной итоговой аттестации через задания выпускной квалификационной работы;

  • вид профессиональной деятельности (как часть квалификации) – оценивается через показательную работу (продукт или процесс) и / или защиту портфолио на экзамене квалификационном;

  • практический опыт проверяется на промежуточной аттестации по практике через практические задания, направленные на решение локальных профессиональных задач и / или портфолио;

  • умения – проверяются через такой тип аттестации, как текущий контроль на УД, МДК, практике через задания, предполагающие решение типовых учебных и учебно-профессиональных задач;

  • знания – проверяются на текущем контроле, промежуточной аттестации по УД и МДК через тесты, задания на воспроизведение, понимание, анализ информации.

Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования сегодня отсутствуют. Поэтому задача оценивания компетенций решается образовательной организацией  самостоятельно при создании фонда оценочных средств.

Реализация данной методической темы позволит адаптировать систему качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в условиях исправительных учреждений.

Этапы работы:

1. Ознакомление с материалом по теме (срок до 01.12.2020).

2. Формирование новых контрольно-оценочных средств (срок до 01.09.2021).

3. Апробация и внедрение новых технологий (до 01.06.2022).

Реализация заявленной методической темы позволит усилить уровень методической подготовки и творческого потенциала мастерско - преподавательского состава, повысить качество знаний обучаемых, решить задачи подготовки квалифицированных рабочих.

Председатель МК

филиала № 3 ФКП

образовательное учреждение № 277 ___________________ Т.Г.Керн