СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Система поликультурного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Система поликультурного образования"»

Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала ФГОС.



Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.

Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного сообщества. Сверхскоростные воздушные лайнеры сократили до минимума расстояния между странами и континентами, мощные информационные средства позволяют общаться с любой точкой планеты и несут сведения о происходящем в мире, транснациональные корпорации расширяют производство и рынки товаров до глобальных размеров, стимулируя миграцию рабочей силы.

Глобализация мира — явление неоднозначное. С одной стороны, она объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами, с другой — несет угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, что вызывает их сопротивление, стремление защищать и сохранять уникальность своей собственной культуры.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что вторая половина XX века отмечена радикальными изменениями во всех сферах социальной жизни человечества - экономической, трудовой, политической, демографической, культурно-образовательной, духовной и т.д. Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед российской школой, является проблема воспитания у школьников такого важного интегративного качества личности как толерантность. Толерантность, понимая в самом обобщенном виде, как «искусство жить с другими людьми» (А. Г. Асмолов), выражается в способности человека принимать и уважать культурные различия, в готовности вести конструктивный диалог с окружающими, в умении договориться по спорным вопросам.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Вот почему проблема поликультурного образования привлекает все большее внимание отечественных педагогов. Проведенные в последние годы конференции и семинары по указанной проблеме свидетельствуют не только о растущем к ней интересе специалистов, но и дискуссионности многих ее аспектов.

В условиях современного мегаполиса, где проживает множество непохожих по происхождению, национальности, вероисповеданию, языку, культуре, поведению, взглядам на жизнь горожан, необходимость решения означенной проблемы повышается многократно.

Люди, у которых веками складывалась психологическая структура различий «свой - чужой», «я - не я», психологически не готовы мирно и продуктивно жить и трудиться в полиэтничной среде.

Растущее осознание мировой общественностью обострения противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, выдвинуло на первый план направления развития поликультурного образования и воспитания подрастающих поколений.

Основными направлениями поликультурного воспитания в ведущих странах мира, являются: билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Проблема межнациональных отношений в крупнейших российских мегаполисах в последнее время резко актуализировалась. Особое место в этом вопросе отводится образованию: именно сфера образования играет главную роль во включении мигрантов в социальное и культурное пространство принимающей страны.

Педагогика формирования культуры межнационального общения занимается вопросами воспитания российского патриотизма, дружбы народов и веры в терпимость и видит фундамент подобного воспитания вовзаимосвязи местного, национального, общенационального и всечеловеческого компонентов образования.

Наличие поликультурного компонента в воспитательной системе позволяет стимулировать интерес учащихся к новому (другому) и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Оно служит успешной коммуникации и позволяет приобщаться к различным способам мышления, поведения.

Поликультурное воспитание должно быть направлено на создание условий для преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию школьников и установлению между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества.

Каковы же цели, задачи и основные направления реализации поликультурного образования в условиях современной общеобразовательной школы России?

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Поликультурное воспитание - есть способ стать толерантными в отношении

иных субкультур, непримиримым к дискриминации и расизму.

Задачи национального воспитания понимаются нами как привитие любви и

уважения к своему народу, гордости за его культурноисторические достижения; ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов.

Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.

Решение задач поликультурного образования требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. Ведущее место в них занимают творческопоисковая деятельность учащихся, дискуссии, симпозиумы, групповая и индивидуальная, самостоятельная работа, разработка проектов, ролевые игры, драматизация, тренинги, в ходе которых ученик приобретает опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде, и которые направлены на формирование культуры общения.

В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее — к российской и мировой.

Ребенку должна быть предоставлена возможность обучения на родном или родственном ему языке, а также право выбора языка обучения.

В логике поликультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами своего народа в контексте культурного развития России и мира. Это позволит более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и, в конечном счете, способствовать расширению социальной мобильности личности.

Вместе с тем необходимо помочь детям выработать невосприимчивость к худшим образцам зарубежной, в первую очередь поп-культуры, которая насаждает бездуховность, цинизм, жестокость, меркантилизм.

Отечественная наука еще недостаточно полно изучила данную проблему, неизбежно возникающую в многонациональном государстве. Данный феномен неотъемлемая часть современного образования, которое способствует подготовки учащихся к жизни в многонациональном государстве на основе уважения взаимных интересов и терпимости к национальной идентификации народов.

Таким образом, поликультурное воспитание с этих позиций - это воспитание и образование в процессе разнообразного культурного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Главная цель поликультурного воспитания в такой среде состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны ребенку (человеку) для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов. Развивая ребенка в этнокультурной среде, педагоги и воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине.

Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида. Готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с представителями других национальностей.





Учитель русского языка и литературы Омарова А.А.

МКОУ «Мюрегинская СОШ»







МКОУ «СШ МЮРЕГО»









Доклад «Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала ФГОС»





подготовила Омарова А.А., классный руководитель 8 «В» класса.