Доклад: «Системно-деятельностный подход
как основа новых образовательных стандартов
школы 1 ступени»
Дзюба Людмила Васильевна
учитель начальных классов
15 ноября 2012
СЛАЙД 1
Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов школы 1 ступени.
СЛАЙД 2 Цель: Распространение опыта использования инновационных технологий при осуществлении системно - деятельностного подхода как основы новых образовательных стандартов школы 1 ступени
Постановка проблемного вопроса
Постараемся ответить на вопрос: почему именно системно - деятельностный подход взят за основу новых образовательных стандартов школы 1 ступени.
(высказывают предположения)
Предлагаю рассмотреть две версии:( предполагаемые ответы)
1)через деятельность происходит более прочное усвоение знаний и развитие умений
2) накоплен богатый практический опыт, который даёт положительные результаты обучения.)
Рассматривая первое предположение, вспоминается притча
На углях стояла сковорода. Мальчик спросил учителя:
— Можно я возьму ее?
— Можно, но она горячая. — ответил учитель.
Мальчик схватился за сковороду, но в тот же момент отбросил ее в сторону и с криком побежал к реке, чтобы сунуть обожженную руку в воду.
Вернувшись назад, он спросил:
— Учитель, почему Вы не сказали, что горячая сковорода может больно обжечь?
— Потому что лучше один раз обжечься о горячее и запомнить это на всю жизнь, чем сто раз услышать, что это больно, и столько же раз забыть об этом, — ответил учитель.
Значит познание проходит более эффективно, тогда когда ученик находится в деятельность. Это подтверждают и слова английского писателя драматурга Джорджа Бернарда Шоу, который сказал так, «единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность».
Исходя из сказанного можно дать определение деятельности. СЛАЙД 3 Деятельность - форма активности, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трёх компонентов.
СЛАЙД 4 1.Цели.
Цель должна быть соизмерима на разных этапах урока.
Реальной.
Побудительной, т.е. ставит в состояние успешности все субъекты деятельности.
2.Результат.
Принципиальное отличие стандартов второго поколения, заключается в том, что на первое место выходят требования к результатам.
3.Процесс.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность, т. е. необходим процесс. А результат может быть достигнут только в том случае, если учитываются психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и обратная связь, т.е. для педагогов очень важно, во-первых, овладеть приёмами самоанализа, а во-вторых, научиться осуществлять «обратную связь» с каждым учеником на любом этапе изучения учебной темы. Педагог учит детей рефлексивно-оценочным действиям («всё и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). ВИДЕОРОЛИК (Т.Н. Козлова)
4.Мотив
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности учиться, развивался интерес к учёбе. СЛАЙД 5 Это учебно-познавательные мотивы, (т.е. осознание «почему мне необходимо изучить этот объект»). Какие приёмы используют учителя для развития учебной мотивации предлагаю посмотреть ВИДЕОРОЛИК
СЛАЙД 6 Вывод: Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Каков же должен быть результат, к которому мы так стремимся? СЛАЙД Это развитие умений учиться СЛАЙД 7 через развитие УУД.
Вспомним некоторые требования к
личностным результатам: сформированность учебно-познавательной мотивации, стремление к созидательной деятельности,
метапредметным: регулятивным: умения организовывать свои дела:
ставить цель,
планировать,
получать и оценивать
результат,
познавательным: умения добывать,
преобразовывать,
представлять информацию
коммуникативным: умения доносить свои позиции, понять других, договориться,
что-то сделать сообща
Как выполнить данные требования? В этом помогут технологии: СЛАЙД 8
Технология дистанционного обучения
Проектный метод обучения
Технология использования игровых методов: деловых, ролевых
Технология «критического мышления»
Технология оценивания успехов
Исследовательские методы и приёмы обучения
Разноуровневое обучения
Проблемное обучение
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Развивающее обучение
Информационно-коммуникативные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Коротко остановлюсь, на объяснении значения слово «системно» - деятельностный подход. Это значит корректируется вся система образования: от постановки цели, задач, внедрение новых УМК, технологий и т.д. Но новое не обязательно лучше старого, н-р: ввели ОРКСЭ, этот час взяли от литературного чтения, на чтение осталось 2 часа. Как это, хорошо или плохо?
Вводятся новые УМК, н-р, «Планета Знаний» решение уравнений по этой программе вводится только в 4 классе, если раньше учили со второго, по русскому языку есть задания «Определи спряжение глаголов по безударному окончанию» , правописание безударных окончаний имён существительных на конец 1 четверти мы не учили; и таких примеров множество.
Проверим второе предположение: накоплен богатый практический опыт?
Послушаем мнения выпускников нашей школы, чьи дети сейчас учатся в начальных классах. Мы предложили им вопросы:
- Знакомы ли вы с понятием «системно-деятельностный подход»?
-Как вы считаете, раньше учителя использовали «новые» технологии?
И что они могут сказать об использовании инновационных педагогических технологиях сегодня? ВИДЕОРОЛИК
Данные высказывания подтверждают предположения, что и много лет тому назад учителя использовали инновационные технологии Но нельзя отрицать, что основным был «ЗУНовского» подход. Но и на современном технологическом уровне без ЗУНов тоже ничего не получится. Это фундамент образования. Но мы стараемся организовать процесс обучения так, чтобы ЗУНы рождались, развивались в деятельности.Таким образом, компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им (включается в него).
Системно-деятельностный подход должен реально утвердиться в образовании. Такой подход обеспечивает ребенку развития. Соответствующие этому подходу технологии призваны научить ребенка учиться, а не накапливать запас знаний.
Вместе с тем становится понятно, какой учитель нужен современной школе: не «транслятор» знаний, а организатор тщательно спланированной учебной деятельности. А самое главное, учитель должен быть счастливым, что подтверждают мудрые слова притчи: У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
— Будь счастлив.
Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
— Неужто ты такой смиренный?
— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.
Вот и учителя, если будут счастливыми, то смогут отшлифовать до блеска своё педагогическое мастерства и качество образовательного процесса, создавая условия успешности обучающихся через использование системно - деятельностного подхода в обучении.
6