СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов школы 1 ступени.""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на семинаре.Тема "Системно-деятельностный подход как основа образовательных стандартов школы 1 ступени."

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов школы 1 ступени.""»









Доклад: «Системно-деятельностный подход

как основа новых образовательных стандартов

школы 1 ступени»





































Дзюба Людмила Васильевна

учитель начальных классов













15 ноября 2012


СЛАЙД 1

Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов школы 1 ступени.

СЛАЙД 2 Цель: Распространение опыта использования инновационных технологий при осуществлении системно - деятельностного подхода как основы новых образовательных стандартов школы 1 ступени


Постановка проблемного вопроса

Постараемся ответить на вопрос: почему именно системно - деятельностный подход взят за основу новых образовательных стандартов школы 1 ступени.

(высказывают предположения)

Предлагаю рассмотреть две версии:( предполагаемые ответы)

1)через деятельность происходит более прочное усвоение знаний и развитие умений

2) накоплен богатый практический опыт, который даёт положительные результаты обучения.)

Рассматривая первое предположение, вспоминается притча

На углях стояла сковорода. Мальчик спросил учителя:
— Можно я возьму ее?
— Можно, но она горячая. — ответил учитель.
Мальчик схватился за сковороду, но в тот же момент отбросил ее в сторону и с криком побежал к реке, чтобы сунуть обожженную руку в воду.
Вернувшись назад, он спросил: 
— Учитель, почему Вы не сказали, что горячая сковорода может больно обжечь? 
— Потому что лучше один раз обжечься о горячее и запомнить это на всю жизнь, чем сто раз услышать, что это больно, и столько же раз забыть об этом, — ответил учитель.

Значит познание проходит более эффективно, тогда когда ученик находится в деятельность. Это подтверждают и слова английского писателя драматурга Джорджа Бернарда Шоу, который сказал так, «единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность».

Исходя из сказанного можно дать определение деятельности. СЛАЙД 3 Деятельность - форма активности, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трёх компонентов.

СЛАЙД 4 1.Цели.

Цель должна быть соизмерима на разных этапах урока.

Реальной.

Побудительной, т.е. ставит в состояние успешности все субъекты деятельности.

2.Результат.

Принципиальное отличие стандартов второго поколения, заключается в том, что на первое место выходят требования к результатам.

3.Процесс.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность, т. е. необходим процесс. А результат может быть достигнут только в том случае, если учитываются психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и обратная связь, т.е. для педагогов очень важно, во-первых, овладеть приёмами самоанализа, а во-вторых, научиться осуществлять «обратную связь» с каждым учеником на любом этапе изучения учебной темы. Педагог учит детей рефлексивно-оценочным действиям («всё и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). ВИДЕОРОЛИК (Т.Н. Козлова)

4.Мотив

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности учиться, развивался интерес к учёбе. СЛАЙД 5 Это учебно-познавательные мотивы, (т.е. осознание «почему мне необходимо изучить этот объект»). Какие приёмы используют учителя для развития учебной мотивации предлагаю посмотреть ВИДЕОРОЛИК

СЛАЙД 6 Вывод: Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Каков же должен быть результат, к которому мы так стремимся? СЛАЙД Это развитие умений учиться СЛАЙД 7 через развитие УУД.


Вспомним некоторые требования к

личностным результатам: сформированность учебно-познавательной мотивации, стремление к созидательной деятельности,

метапредметным: регулятивным: умения организовывать свои дела:

ставить цель,

планировать,

получать и оценивать

результат,

познавательным: умения добывать,

преобразовывать,

представлять информацию

коммуникативным: умения доносить свои позиции, понять других, договориться,

что-то сделать сообща

Как выполнить данные требования? В этом помогут технологии: СЛАЙД 8

Технология дистанционного обучения

Проектный метод обучения

Технология использования игровых методов: деловых, ролевых

Технология «критического мышления»

Технология оценивания успехов

Исследовательские методы и приёмы обучения

Разноуровневое обучения

Проблемное обучение

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Развивающее обучение

Информационно-коммуникативные технологии

Здоровьесберегающие технологии


Коротко остановлюсь, на объяснении значения слово «системно» - деятельностный подход. Это значит корректируется вся система образования: от постановки цели, задач, внедрение новых УМК, технологий и т.д. Но новое не обязательно лучше старого, н-р: ввели ОРКСЭ, этот час взяли от литературного чтения, на чтение осталось 2 часа. Как это, хорошо или плохо?

Вводятся новые УМК, н-р, «Планета Знаний» решение уравнений по этой программе вводится только в 4 классе, если раньше учили со второго, по русскому языку есть задания «Определи спряжение глаголов по безударному окончанию» , правописание безударных окончаний имён существительных на конец 1 четверти мы не учили; и таких примеров множество.

Проверим второе предположение: накоплен богатый практический опыт?

Послушаем мнения выпускников нашей школы, чьи дети сейчас учатся в начальных классах. Мы предложили им вопросы:

- Знакомы ли вы с понятием «системно-деятельностный подход»?

-Как вы считаете, раньше учителя использовали «новые» технологии?

И что они могут сказать об использовании инновационных педагогических технологиях сегодня? ВИДЕОРОЛИК

Данные высказывания подтверждают предположения, что и много лет тому назад учителя использовали инновационные технологии Но нельзя отрицать, что основным был «ЗУНовского» подход. Но и на современном технологическом уровне без ЗУНов тоже ничего не получится. Это фундамент образования. Но мы стараемся организовать процесс обучения так, чтобы ЗУНы рождались, развивались в деятельности.Таким образом, компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им (включается в него).

Системно-деятельностный подход должен реально утвердиться в образовании. Такой подход обеспечивает ребенку развития. Соответствующие этому подходу технологии призваны научить ребенка учиться, а не накапливать запас знаний.

Вместе с тем становится понятно, какой учитель нужен современной школе: не «транслятор» знаний, а организатор тщательно спланированной учебной деятельности. А самое главное, учитель должен быть счастливым, что подтверждают мудрые слова притчи: У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

— Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

— Неужто ты такой смиренный?

— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

Вот и учителя, если будут счастливыми, то смогут отшлифовать до блеска своё педагогическое мастерства и качество образовательного процесса, создавая условия успешности обучающихся через использование системно - деятельностного подхода в обучении.















6