СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Системно-деятельностный подход в обучении математике как способ формирования и развития универсальных и предметных учебных действий"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматриваются основные УУД, формируемые на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Системно-деятельностный подход в обучении математике как способ формирования и развития универсальных и предметных учебных действий"»

Системно-деятельностный подход в обучении математике

как способ формирования и развития универсальных и предметных учебных действий.

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
 а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
 
Г. Лихтенберг

 Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
 в) какие методы и средства обучения выбрать;
 г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
 д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Мне хочется рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении математике.

При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями.

а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
 в) запоминание (создание образа);
 г) самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Все действия с натуральными числами”. 5 класс

Типология урока: комплексное применение знаний и способов действий.

Цели:

Образовательные: формировать практические умения по данной теме (показать практическое приложение изучаемой теории, систематизировать знания, совершенствовать полученные навыки.

Воспитательные: формирование активности, взаимопомощи, самостоятельности, самоконтроля, коллективизма, творческого отношения к делу.

Развивающие: выделять смысловые опорные пункты, обобщать, оперировать математическими понятиями.

Этапы урока:

1 - устная работа;

2 - работа в парах;

3 - самостоятельная работа;

4 - фронтальная работа

5 - заключительный этап: итог урок( рефлексия, самооценка)

Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку уч-ся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике.

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап:самостоятельное подведение итогов урока,самоанализ и самооценка.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Смысловые акценты УУД Математика

Личностные смыслообразование

Регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

Познавательные общеучебные моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Познавательные

логические

анализ, синтез, сравнение, группировка,

причинно-следственные связи, логические

рассуждения, доказательства, практические

действия

Коммуникативные использование средств языка и речи для

получения и передачи информации, участие в

продуктивном диалоге; самовыражение:

монологические высказывания разного типа.

Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть

сформированы четыре основных вида УУД.

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Основные виды УУД

Универсальные

учебные действия 10

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – система ценностных ориентаций школьника,

отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам

окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа»,

«Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет

ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник»,

«собеседник», «пешеход» и др.).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить

учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель,

мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания

окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска,

исследования и совокупность операций по обработке, систематизации,

обобщению и использованию полученной информации.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД – способность обучающегося

осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения

в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация

речевой деятельности в устной и письменной форме.

 Основные виды УУД

Виды УУД Содержание Виды заданий

Самоопределение

(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности);

Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);

Нравственно-эстетическое оценивание(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор)

 участие в проектах;

 подведение итогов урока;

 творческие задания;

 мысленное воспроизведение картины, ситуации;

 самооценка события;

 дневники достижений

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно);

Планирование(определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

Прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик);

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным )

 преднамеренные ошибки;

 поиск информации в предложенных источниках;

 взаимоконтроль;

 «ищу ошибки»13эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к

волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению

препятствий)

общеучебные(формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;

знаково-символические; моделирование);

логические

(анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как

составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований

и критериев для сравнения, классификаций объектов; подведение под понятие,

выведение следствий; установление причинно-следственных связей;

 «на что похоже?»;

 поиск лишнего;

 «лабиринты»;

 упорядочивание

 «цепочки»;

 хитроумные решения;

 составление схем-опор;

 работа с разного вида таблицами;

 составление и распознавание диаграмм14 построение логической цепи

рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование);

действия постановки и решения проблем(формирование проблемы; самостоятельное

создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать

внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал .планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);

постановка вопросов(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

разрешение конфликтов(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);

 составь задание партнѐру;

 отзыв на работу товарища;

 групповая работа по составлению кроссворда;

 «отгадай, о ком говорим»;

 диалоговое слушание;

 «подготовь рассказ…»,

«опиши устно…»15управление поведением партнера точностью

выражать свои мысли

(контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли).

1.Личностные универсальные учебные действия

 Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, странегосударству;

 Проявлять внимание и уважение к ценностям культур других народов;

 Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

 Различать основные нравственно-эстетические понятия;

 Оценивать свои и чужие поступки;

 Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

 Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

 Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие

внимательность;

 Выражать положительное отношение к процессу познания;

 Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

 Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,

самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;