Доклад по теме:
«Системно-деятельностный подход - методологическая основа ФГОС».
Подготовила: Банкина Светлана Николаевна-
учитель математики
МБОУ Мечетинской СОШ
2016 год
Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.
В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Реализация требований нового стандарта может быть обеспечена при условии использования всех компонентов учебно-методического комплекта по математике для 5-6 классов.
В соответствии с требованиями ФГОС учебно-методический комплект дополнен мультимедийными приложениями – диском для учителя (для использования при работе в классе) и диском для ученика (для использования в домашних условиях). Диск для ученика содержит теоретический материал, образцы записи вычислений, образцы оформления решения задач, задания для устных и письменных вычислений, поданные в игровой форме. В связи с этим, учебники математики дополнены соответствующими указаниями: где, когда, в какой теме использовать те или иные ресурсы этого диска. Ссылки на мультимедийное приложение отмечены специальным символом.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, в соответствии с чем, одним из важнейших требований ФГОС является организация познавательной деятельности учащихся через поисковую, исследовательскую, проектную деятельность. С целью реализации этого требования в учебники включены учебно-познавательные задания (задачи). Эти задания также отмечены специальным значком.
Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. В настоящее время существует три различные версии теории деятельности: психологическая (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), социологическая (Г.П. Щедровицкий) и методологическая (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие.
Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Перспектива», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Процесс внедрения федерального государственного образовательного стандарта в учебный процесс должен быть последовательным и целенаправленным. И мы осознаем, что основная ответственность за успех в этом деле лежит в первую очередь на администрации школы, регулирующей образовательный процесс в ОУ.
Когда мы читали предварительные публикации о стандарте и получили принятый стандарт, сравнили его со старым, было ощущение, что поменяться должно все. Текст встревожил всех. Но когда подробно изучили документ, разобрались в идеологии нового образовательного стандарта, поняли, что нам не придется начинать с нуля.
Стандарт аккумулирует все лучшее, что было разработано за последние годы, предполагает ряд серьезных инноваций в образовательном процессе, а наша школа и так работает уже много лет в режиме развития. Нам помогало все: и пять лет работы педколлектива над внедрением метода проектов, технологии дистанционного обучения в образовательный процесс, и обобщение опыта работы школы по здоровьесберегающим технологиям, и активизация исследовательской деятельности со школьниками, и презентации материалов новых стандартов для учителей на семинарах и педсоветах, и разъяснение содержания новых образовательных стандартов среди родителей.
Имеющийся опыт стал важным подспорьем на пути к достижению цели: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности. При определении стратегии действия педагогическим коллективом был определён ряд задач и мероприятий по их решению:
1. Обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя: реализация программы перехода начальной школы на ФГОС нового поколения. Решая эту задачу, мы в первую очередь организовали обучение всего педагогического коллектива на курсах Прикамского социального института по теме «Психолого-педагогическое обеспечение реализации ФГОС» и на курсах ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» по теме «ФГОС общего образования: идеология, содержание, технологии введения», несколько педагогов прошли курсы повышения квалификации как тьюторы. Это позволило настроить педагогов на готовящиеся изменения в системе образования, определить роль педагога в процессе реализации новых стандартов и вооружить их инструментом (первоначально - на теоретическом уровне, а затем и на практике).
2. Приведение методического обеспечения учебных предметов, учебных планов и программ в соответствие с требованиями ФГОС. Административной командой и коллективом учителей проделана большая работа по совершенствованию методического обеспечения реализации ФГОС: разработана модель введения новых стандартов в ОУ, подготовлен пакет документов для педагогов, реализующих стандарты второго поколения на I и II ступени общего образования; разработаны и утверждены соответствующие локальные акты (например, положение о рабочей программе). Это стало нормативно-правовой базой деятельности.
3. Совершенствование материально-технической базы. Эта одна из серьёзнейших задач каждого руководителя постепенно решается и в нашем ОУ. В соответствии с требованиями к материально-техническому обеспечению образовательного процесса оборудованы кабинеты в начальной школе, оснащены лабораторным оборудованием кабинеты химии и физики, совершенствуется оснащённость и других учебных кабинетов. В 2013-2014 учебном году, благодаря поддержке краевого министерства спорта, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы» в школе будет построен современный стадион, что существенно улучшит качество проводимых спортивных мероприятий.
4. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Процесс учения мы рассматриваем как процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Поэтому и моделируем образовательное пространство под ученика и ориентируем на саморазвитие и самосовершенствование обучающегося путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Отсюда – программный подход к решению всех задач и реализации всех направлений работы школы, здесь берёт начало активное использование технологии исследовательской деятельности в учебной деятельности и во внеклассной работе, метод проекта, практикоориентированные курсы и занятия.
5. Оптимизация учебных и внеклассных занятий за счет использования новых педагогических технологий (ИКТ, проблемного обучения, метода проектов и др.) в образовательном процессе. Метод проекта за три минувших года стал одним из ведущих в системе организации не только учебных занятий, но и во внеклассной деятельности. За два последних года школа дважды стала победителем конкурса социальных и культурных проектов ООО «ЛУКойл» в номинации «Экология». В 2012 году за счёт средств гранта был преобразован ландшафт у парадного входа в здание школы: совместными усилиями учащихся и педагогов пришкольный участок был вскопан, подготовлен к посадке и засажен декоративными растениями. Уход за ним в течение летних каникул осуществляли сами ребята. В 2013 году состоялась торжественная закладка яблоневого сада. Это и дань уважения традиции (когда-то в нашей школе такой сад был), и включение учащихся и учителей в практическую деятельность в рамках реализации проекта. Нужно отметить, что и сами учащиеся пробуют свои силы в разработке проектов. Так, благодаря победе одиннадцатиклассницы Кобелевой Юлии в районном конкурсе социальных проектов, в 2013 году в школе появился настоящий, оборудованный современной техникой радиоузел.
6. Повышение эффективности проведения всех видов учебных занятий, качества обучения учащихся. Для решения поставленной задачи мы привлекли учителей к изучению технологий, отвечающих требованиям ФГОС. С 2012 года педагогами МБОУ «СОШ №1» на муниципальном уровне ведётся работа двух проблемно-творческих групп (по технологии исследовательской деятельности и технологии РКМЧП). В этих группах идёт активное изучение теории по определённой технологии и введение её приёмов в практику преподавания. Это позволяет учителям настроиться на то новое содержание, которое диктует стандарт; познакомиться с современными образовательными технологиями; апробировать новые знания на практике. Внутри групп и сегодня идёт интересная работа: проводятся мастер-классы, идут открытые уроки, изучается опыт коллег через вебинары и видеоуроки. Одним из результатов можно считать повышение мотивации у учащихся к выполнению домашних работ, положительная динамика качества знаний. Кроме того, школа является участником реализации ряда программ краевого и муниципального уровня: мы активно используем форму дистанционного обучения в работе с детьми с ОВЗ, со старшеклассниками (проект «Телешкола»), с учащимися 9-11 классов школ района (проведение сетевых дистанционных курсов для учащихся школ района – с 2009 года).
7. Совершенствование технологий и методик работы с творческими и одаренными детьми, системная подготовка к предметным олимпиадам. Среди приоритетных направлений развития школы – работа с одарёнными детьми. В ОУ разработана соответствующая программа, согласно которой ведётся исследовательская и проектная деятельность, работают творческие объединения, реализуются программы элективов, курсов по выбору и т.д. У каждого классного руководителя на руках – план индивидуального развития личности учащегося (ПИРЛ), который моделируется, корректируется в триединстве учителя, обучающегося и его родителей. Этот документ – основа деятельности в течение года, маршрутный лист ученика. Результатом такого подхода является то, что учащиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников, активно принимают участие в предметных молодёжных чемпионатах и становятся их призёрами на муниципальном уровне, результативно участвуют в очных и дистанционных конкурсах. Кроме того, растёт количество детей, занятых дополнительным образованием в школе, что является показателем правильно смоделированной деятельности.
Что следует считать результатом нашей работы? Пока говорить о конкретном результате сложно. Но всё, что было сделано до введения нового стандарта, стало благоприятной почвой для дальнейшего развития. А проводимые администрацией мониторинги свидетельствуют о росте учебной мотивации у детей, повышении мотивации педагогов к освоению новых технологий, о низком уровне тревожности учащихся при переходе со ступени на ступень, об удовлетворённости обучающихся и их родителей результатами нашего общего труда.
Использованная литератураЛитература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. «Просвещение», 2010 г.
Л.Г.Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г.Петерсон – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010
Учебно-методический портал. http://www.uchmet.ru/library/material/145058/