СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Смысловое чтение на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные технологии обучения смысловому чтению (комментарий к фрагментам интегрированного урока математики и технологии с элементами обучения фин.грамотности)

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Смысловое чтение на уроках математики»»

Метапредметные технологии обучения смысловому чтению (комментарий к фрагментам интегрированного урока математики и технологии с элементами обучения фин.грамотности)


В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и читательские компетенции относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Процесс чтения состоит из трех фаз.

 Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. 

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. 

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны пройти все три фазы:

- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;

- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

Все мы прекрасно понимаем, что должны знать и уметь учащиеся, но как нужно организовать учебный процесс на уроке, чтобы каждый ученик мог сказать: «Я это знаю и умею»? Считаю, что для этого надо:

1) ребенка на уроке заинтересовать, чтобы ему было понятно, зачем он изучает данный материал и где может применить полученные знания;

2) на уроке создать ситуацию, в которой ученик приобретает знания в процессе активной познавательной деятельности;

3) дать возможность ученику успешно выполнять задания не только по образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация максимально приближена к конкретной жизненной проблеме).

Как же отрабатываются читательские компетенции на уроке математики. Вашему вниманию будет представлен интегрированный урок математикии технологии с элементами обучения финансовой грамотности.

Работа со словарём

На первом этапе работы детям предлагается поработать со словарём (предварительно словарь отрабатывается узкими специалистами-дефектологом или логопедом)

Доклад Прудецкая Н.А.

В начале урока детям раздаются инструкционные карты в виде таблиц. Ставится проблема (скоро в нашей стране праздник «День независимости», в честь этого праздника мы будем проводить чаепитие. Ребята, что мы можем приготовить на праздничный стол?)

Дети предлагают свои варианты праздничных угощений…

Приходим к единому мнению, что нужно приготовить пирог. Он вкусный, сладкий,большой, значит, хватит на всех.

Инструкционная карта ученика

Таблица 1 РЕЦЕПТ

Приготовьте тесто. Для этого слегка подогрейте 200 миллилитров молока. Добавьте столовую ложку сахара и 8 грамм дрожжей. Оставьте массу на 10минут, чтобы дрожжи вспенились. Добавьте ванильный сахар 5 грамм, еще 5 столовых ложек сахара, 1 чайную ложку соли и 60 грамм растопленного сливочного масла. Насыпьте муки в 7 раз больше, чем масла и тщательно перемешайте. Замесите мягкое тесто. Выложите тесто на стол и раскатайте в пласт. Выложите пласт в форму для запекания. Сверху выложите варенье. Смажьте пирог взбитым яйцом. Выпекайте пирог при температуре 180 градусов 45 минут. Готовый пирог достаньте из духовки, охладите и подавайте к чаю. Приятного чаепития!

Таблица 2

Задание 2

Вы решили приготовить пирог. Что нужно сделать для решения этой задачи? Обсудите в группе и выскажите предложения, потом запишите этапы решения задачи во втором столбце данной таблицы

1. ________________________________________

2. ________________________________________

3. ________________________________________

4. ________________________________________

5. ______________________________________

Дети высказывают свои варианты решения задачи.


Таблица 3

Задание 3

Прочитайте рецепт. Составьте список продуктов и запишите необходимое количество. Обсудите и проверьте результаты вычислений 


Продукты

По рецепту (масса, кол-во)

 

1.___________

2.___________

3.___________

4.___________

5.___________

6.___________

7.___________

8.___________

9.___________

 

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________



Дети составляют список продуктов, которые находят в текстеи записывают в первый столбик. Во втором столбике записывают массу и кол-во этих продуктов.

На данном этапе работы, дети учатся извлекать необходимую информациюиз текста (поисковый метод).

Таблица 4

Задание 4

Просмотрите прайс-листы магазинов. Рассчитайте стоимость покупки всех необходимых продуктов для приготовления пирога и выберите магазин, в котором покупка продуктов обойдется дешевле. Обсудите и проверьте результаты выбора магазина




Стоимость покупки:



Магазин «Самбери»


______________________________



Магазин «Амбар»

  


На данном этапе, дети должны воспринять информацию о цене продуктов, извлечь знания и проанализировать стоимость.

Цель данного задания  

  • развитие экономического образа мышления;

  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области финансов;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансов.


Результаты:

Личностные 

  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные 

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

регулятивные:

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • понимание цели своих действий;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

  • умение слушать собеседника и вести диалог;



Таблица 5


Задание 5

Прочитайте еще раз рецепт и пронумеруйте этапы приготовления пирога во втором столбце.

  • Смешать ингредиенты

  • Замесить тесто

  • Раскатать тесто

  • Выложить начинку

  • Поставить в духовку


Дети анализируют текст, выстраивают порядок правильного приготовления пирога по этапам. Выстраивают логическую цепочку. 

Далее переходят непосредственно к приготовлению пирога.После того как испекли пирог обязательно нужно подвести итог урока (т.е. рефлексия)


Вывод.

Как видите, ученики работают с большим текстом в виде рецепта пирога (Таблица1), из которого надо извлечь нужную информацию, перевести её на математический язык, вычислить недостающие данные в тексте. Это большая работа, но всё это можно сделать, если внимательно и осмысленно прочитать текст. В тексте присутствует излишняя числовая информация, что приближает задание к заданиям из ГИА. При работе с прайс-листом (цены в разных магазинах)(Таблица4) ученики также должны увидеть и учесть скидки в одном из магазинов.

Правильно выполнить предложенные задания, учащиеся смогут, применив приёмы смыслового чтения на уроках математики

Таким образом, технологии развития продуктивного чтения способствуют умению работать с информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем. Учащиеся учатся анализировать, применять данную информацию, соотносить новые знания с уже имеющимися представлениями. Уверена, что приемы метапредметных технологий как нельзя лучше впишутся в организацию учебной деятельности по новым стандартам.Целесообразно посвятить данной теме (интегрированный урок математики, технол. и фин.гр.) целый учебный день: получается реализация целостного проекта обьединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления, в процессе которого происходит их взаимопроникновение и взаимовлияние учебного материала.


Тип урока: Урок методологической направленности.

Цель урока: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Задача урока: Совершенствовать навыки смыслового чтения у учащихся в рамках темы «Решение задач».

Педтехнология: практикоориентированная

Планируемые результаты

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач практического содержания.

  • развивать умения понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы), понимать сущность алгоритмических предписаний, формировать умение работать в группах. 

Предметные: умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!