Метапредметные технологии обучения смысловому чтению (комментарий к фрагментам интегрированного урока математики и технологии с элементами обучения фин.грамотности)
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и читательские компетенции относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.
Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.
Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны пройти все три фазы:
- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Все мы прекрасно понимаем, что должны знать и уметь учащиеся, но как нужно организовать учебный процесс на уроке, чтобы каждый ученик мог сказать: «Я это знаю и умею»? Считаю, что для этого надо:
1) ребенка на уроке заинтересовать, чтобы ему было понятно, зачем он изучает данный материал и где может применить полученные знания;
2) на уроке создать ситуацию, в которой ученик приобретает знания в процессе активной познавательной деятельности;
3) дать возможность ученику успешно выполнять задания не только по образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация максимально приближена к конкретной жизненной проблеме).
Как же отрабатываются читательские компетенции на уроке математики. Вашему вниманию будет представлен интегрированный урок математикии технологии с элементами обучения финансовой грамотности.
Работа со словарём
На первом этапе работы детям предлагается поработать со словарём (предварительно словарь отрабатывается узкими специалистами-дефектологом или логопедом)
Доклад Прудецкая Н.А.
В начале урока детям раздаются инструкционные карты в виде таблиц. Ставится проблема (скоро в нашей стране праздник «День независимости», в честь этого праздника мы будем проводить чаепитие. Ребята, что мы можем приготовить на праздничный стол?)
Дети предлагают свои варианты праздничных угощений…
Приходим к единому мнению, что нужно приготовить пирог. Он вкусный, сладкий,большой, значит, хватит на всех.
Инструкционная карта ученика
Таблица 1 РЕЦЕПТ
Приготовьте тесто. Для этого слегка подогрейте 200 миллилитров молока. Добавьте столовую ложку сахара и 8 грамм дрожжей. Оставьте массу на 10минут, чтобы дрожжи вспенились. Добавьте ванильный сахар 5 грамм, еще 5 столовых ложек сахара, 1 чайную ложку соли и 60 грамм растопленного сливочного масла. Насыпьте муки в 7 раз больше, чем масла и тщательно перемешайте. Замесите мягкое тесто. Выложите тесто на стол и раскатайте в пласт. Выложите пласт в форму для запекания. Сверху выложите варенье. Смажьте пирог взбитым яйцом. Выпекайте пирог при температуре 180 градусов 45 минут. Готовый пирог достаньте из духовки, охладите и подавайте к чаю. Приятного чаепития!
Таблица 2
Задание 2 Вы решили приготовить пирог. Что нужно сделать для решения этой задачи? Обсудите в группе и выскажите предложения, потом запишите этапы решения задачи во втором столбце данной таблицы | 1. ________________________________________ 2. ________________________________________ 3. ________________________________________ 4. ________________________________________ 5. ______________________________________ |
Дети высказывают свои варианты решения задачи.
Таблица 3
Задание 3
Прочитайте рецепт. Составьте список продуктов и запишите необходимое количество. Обсудите и проверьте результаты вычислений
Продукты | По рецепту (масса, кол-во) |
1.___________ 2.___________ 3.___________ 4.___________ 5.___________ 6.___________ 7.___________ 8.___________ 9.___________ | __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ |
Дети составляют список продуктов, которые находят в текстеи записывают в первый столбик. Во втором столбике записывают массу и кол-во этих продуктов.
На данном этапе работы, дети учатся извлекать необходимую информациюиз текста (поисковый метод).
Таблица 4
Задание 4 Просмотрите прайс-листы магазинов. Рассчитайте стоимость покупки всех необходимых продуктов для приготовления пирога и выберите магазин, в котором покупка продуктов обойдется дешевле. Обсудите и проверьте результаты выбора магазина | Стоимость покупки: Магазин «Самбери» ______________________________ Магазин «Амбар» |
На данном этапе, дети должны воспринять информацию о цене продуктов, извлечь знания и проанализировать стоимость.
Цель данного задания
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области финансов;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансов.
Результаты:
Личностные
развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
регулятивные:
составление простых планов с помощью учителя;
понимание цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
Таблица 5
Задание 5 Прочитайте еще раз рецепт и пронумеруйте этапы приготовления пирога во втором столбце. | Смешать ингредиенты Замесить тесто Раскатать тесто Выложить начинку Поставить в духовку |
Дети анализируют текст, выстраивают порядок правильного приготовления пирога по этапам. Выстраивают логическую цепочку.
Далее переходят непосредственно к приготовлению пирога.После того как испекли пирог обязательно нужно подвести итог урока (т.е. рефлексия)
Вывод.
Как видите, ученики работают с большим текстом в виде рецепта пирога (Таблица1), из которого надо извлечь нужную информацию, перевести её на математический язык, вычислить недостающие данные в тексте. Это большая работа, но всё это можно сделать, если внимательно и осмысленно прочитать текст. В тексте присутствует излишняя числовая информация, что приближает задание к заданиям из ГИА. При работе с прайс-листом (цены в разных магазинах)(Таблица4) ученики также должны увидеть и учесть скидки в одном из магазинов.
Правильно выполнить предложенные задания, учащиеся смогут, применив приёмы смыслового чтения на уроках математики
Таким образом, технологии развития продуктивного чтения способствуют умению работать с информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем. Учащиеся учатся анализировать, применять данную информацию, соотносить новые знания с уже имеющимися представлениями. Уверена, что приемы метапредметных технологий как нельзя лучше впишутся в организацию учебной деятельности по новым стандартам.Целесообразно посвятить данной теме (интегрированный урок математики, технол. и фин.гр.) целый учебный день: получается реализация целостного проекта обьединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления, в процессе которого происходит их взаимопроникновение и взаимовлияние учебного материала.
Тип урока: Урок методологической направленности.
Цель урока: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Задача урока: Совершенствовать навыки смыслового чтения у учащихся в рамках темы «Решение задач».
Педтехнология: практикоориентированная
Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач практического содержания.
развивать умения понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы), понимать сущность алгоритмических предписаний, формировать умение работать в группах.
Предметные: умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)