СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль домашних заданий в подготовке к международному исследованию PISA"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

   Сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Особый интерес представляет анализ международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь школьников. Одним из ведущих международных организаций системы мониторинга качества образования в мире является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в числе приоритетных образовательных проектов которого находится PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment).

   Международное исследование PISA направлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами или образовательными областями. Инструментарий исследования преследует цель оценить сформированности общеучебных умений в решении проблем, с которыми учащиеся могут встретиться в жизни и эффективно функционировать в современном обществе.

   Естественнонаучная грамотность  иметапредметные  образовательные результаты характеризуют новое обобщенное качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями, поэтому достижение хороших результатов можно ожидать и при эффективном использовании домашних заданий в преподавании естественнонаучных дисциплин.

   Актуальность темы проекта обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума. И одним из способов формирования функциональной грамотности является эффективное использования домашнего задания, через которое формируются навыки самостоятельной работы.

   Цель и задачи проекта.

   Развитие профессиональных  компетенций учителей по стратегиям активного обучения учащихся естественнонаучной грамотности через организацию домашних заданий в подготовке к международному исследованию PISA. 

   Задачи.

1.Изучить теоретический материал, типы заданий международного исследования PISA – 2015.

2. Изучить стратегию «нестандартное домашнее задание» для дальнейшего применения в практике в целях развития естественнонаучной грамотности учащихся.

3. Сформировать навыки составления примеров для заданий в соответствии с требованиями PISA.

   Ожидаемый результат.

Стимулировать учителей к использованию нестандартных домашних заданий, которые подготовят учащихся к международному исследованию PISA.

Роль домашних заданий в подготовке учащихся к международному исследованию PISA.

          Одним из путей совершенствования процесса обученияявляется улучшение содержания и организации домашних заданий по школьным дисциплинам.  Целесообразная система домашних заданий  в каждом классе и совокупности всех классов – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала. Разнообразие содержания программного материала по предметам позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий в зависимости от изучаемого материала для развития естественнонаучной грамотности учащихся.

   Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – развитие функциональной грамотности учащихся.

   О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают (и, возможно, небезосновательно), что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но личные наблюдения и исследования функциональной грамотности учащихся показывают, что домашнее задание в повышении компетентности учащихся занимает не последнее место.

   Огромный вклад в разработку проблемы обучения через домашнее задания внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К. Д. Ушинский (1824- 1871). Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения «без домашних уроков учение может продвигаться вперед лишь очень медленно». К. Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:

  1. домашнее задание должно быть посильным;
  2. домашнее задание не должно быть большим по объему;
  3. домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока  учащиеся не научатся работать  самостоятельно.

Цели,виды и уровни  домашних  заданий

Выделяют шесть главных  целей  домашних   заданий:

1.Усвоениефактическогоматериала.Впервуюочередьздесьпредлагаетсязакреплениезнанийинавыков,полученныхнауроке.Этодостигаетсяразличными письменнымиупражнениями,решениемзадач,работойнадтекстомучебника,наблюдениямизаокружающимиявлениями.

2.Усвоениезнанийвсистеме.Имеютсяввидутакиезаданиякоторыетребуютустановленияпричинно-следственныхидругихсвязейиотношениймеждуизучаемымиявлениямиилипроцессами.Учащиесядолжнывыделитьвизучаемомматериаленаиболеесущественныепонятияилизакономерности,определитьпоследовательностьсобытий,классифицироватьфактическиеданные.

3.Формированиеобобщения.Здесьречьидетосложноймыслительнойработе,предполагающейдостаточнопрочныенавыкииумения,связанныесприменениеммыслительныхопераций,особенносравнения,анализа,синтеза,обобщения.Ученикдолженсамостоятельноизучитьматериал,выделитьизнегосущественное,установитьимеющиесясвязимеждурассматриваемымиявлениямиисделатьобобщающиевыводы.

4.Применениезнаний.Здесьречьидеторазличныхпрактическихработах,позволяющихустановитьтеснуюсвязьмеждутеориейипрактикой.Обычноподобныезаданиязавершаютизучениетеоретическогоматериалаитребуютотучащихсяцелогорядапрактическихуменийинавыков,которыевырабатываютсякаквклассной,таки вовнекласснойработе.

5.Контрользнанийучащихся.Здесьпредполагаютсятакиезадания,которыеспециальнопредназначеныдляпроверкизнаний,уменийинавыков.Отучащихсятребуетсянетолькознаниефактовипонятий,ноидостаточноглубокоеихосознание,умениеприменятьзнаниявразличныхусловиях,устанавливатьнеобходимыесвязиит.д

6.Нравственноевоспитаниеучащихся.Речьидетозаданиях;специальнонаправленныхнаформированиенаучногомировоззренияучащихсяинанравственноевоспитаниеих.Несомненно,чтопочтивсевидызаданийспособствуютрешениюэтойзадачи,новданномслучаеучительподчеркиваетспециальнуюцельиприпроверкезаданияакцентируетнанейвниманиеучащихся.

К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования.

  •  Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. Опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.

 

  •  Домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. Чтобы выполнить это требование, необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить   изобретательность, самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.

 

  •  Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведет к потере интереса, так как ученик, хорошо овладевший способом решения отдельных примеров и задач, вынужден в таком случае снова решать ставшие известными ему задачи и примеры. Содержание программного материала позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.

 

  • Домашние задания должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных малодоступных теорий.

 

  • Давая домашнее задание, учителю в некоторых случаях следует провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.

 

  •  В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

   Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий   способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки, учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.

   Домашние задания могут быть обязательными для выполнения всеми учащимися, индивидуальными или заданиями «для желающих», – в любом случае они оказываются дифференцированными, т.к. каждый учащийся работает в соответствии со свои способностями и возможностями.

Например:

1.      Придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления и т.п

2.      Составить задачу по теме.

3.      Составить кроссворд по теме.

4.      Написать рассказ, стихотворение, поэму.

5.      Придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства.

6.      Составить тест.

7.      Придумать контрольные вопросы для проверки знаний по теме.

8.      Предложить способ... (экономии электрической или тепловой энергии дома);

9.      Исследовать зависимость...

10.  Усовершенствовать прибор или техническую установку, например, приборы школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты и т.п.).

11. Составить синквейн,  кластер по теме …….

12. Написать эссе по теме…..

   Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития естественнонаучной грамотности школьников, их познавательной деятельности, что является принципом методики преподавания предметов на современном этапе.

Виды домашних заданий по физике, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности учащихся.

Работа с книгой.

   В начальный момент обучения после изложения нового материала необходимо на уроке не только указать ученикам, какой параграф задается на дом, но и научить найти его, пол, какие задачи решать. Если подобную работу провести несколько раз, то учащиеся научатся самостоятельно выделять главное в тексте параграфа, выбирать из большого объема основное содержание для заучивания. Именно работа с учебником способствует самостоятельному изучению нового материала по учебнику. Отбирая параграфы для самостоятельного изучения, нужно помнить, что ученики должны понять содержание прочитанного, уметь выделить главные моменты, уметь приводить примеры, находить связь с предыдущим материалом, изложить прочитанное. Полезно требовать от учеников делать записи последовательных этапов изложения материала, выводов, выполнять чертежи.

Самостоятельное изучение материала учебника труднее, чем его восприятие со слов учителя, но лишь в ходе преодоления трудностей ученик сможет развить свои умственные способности.

   Широкие возможности для самостоятельной работы учащихся с книгой дома – это подготовка докладов к урокам.

Сочинения.

         Одним из видов домашних заданий, развивающих самостоятельность мышления школьников и умение кратко изложить текст в письменной форме, является сочинение. При написании сочинения учащиеся проделывают полезную работу – изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большого из большого материала необходимый минимум.

Составление задач.

Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессах, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью. В школьной практике указанный вид домашней работы не находит широкого применения. Между тем, самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемый материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты. При составлении задач у учащихся вырабатывается навык творческой работы. Давая возможность учащимся внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, мы не только побуждаем их работать упорнее, но, и развиваем у них желательный склад ума.

Практические работы.

Большие возможности в приобретении навыков в прикладной физике предоставляют домашние практические работы учащихся. В процессе их выполнения, учащиеся совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться ими, обнаруживают связь физики с жизнью.

 

Примеры практических работ:

 

  1. Вычисление объемов и площадей тел;
  2. Вычерчивание диаграмм;
  3. Измерительные работы на местности;
  4. Моделирование.

 

Лабораторные работы.

Положительную роль в развитии мышления школьников играют лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые физические определения. Учитель должен стремиться к тому, чтобы в процессе домашней работы учащиеся как можно больше открыли сами. Проведение лабораторных работ на уроках дает возможность широко практиковать этот вид домашнего задания. Учителю необходимо тщательно отбирать факты, которые учащиеся смогут открыть самостоятельно в процессе выполнения домашней лабораторной работы, и предоставить им такую возможность.

С точки зрения формирования осознанных умений большую роль играют домашние наблюдения и опыты на «подручных» материалах и простейших самодельных приборах. Домашние опыты пробуждают творческую мысль, заставляют решать несложные конструктивные задачи.

 

Экспериментальные задания

 

           Исключительный интерес вызывают у школьников задания типа экспериментальных задач. Вот один пример. В классе (при изучении темы «Свободное падение») можно поставить экспериментальную задачу по определению быстроты реакции отдельных учеников. Учитель ладонью прижимает к стене метровую линейку. Отвлекая рядом стоящего ученика разговором, в какой-то момент времени отпускает линейку. Линейка падает, а ученик должен ударом руки остановить её, прижав к стене. После измерения пути, пройденного линейкой при падении, по формуле  подсчитывается время падения. Таково и время реакции. Попутно можно выяснить, люди каких профессий должны обладать хорошей быстротой реакции. Работу можно продолжить во время перемен и дома.

     К категории заданий, при разумном применении которых не создаётся дополнительная нагрузка и вместе с тем досуг школьника становится интересным, надо отнести чтение научно-популярной литературы по физике.

 

Использование разных видов домашних заданий по физике формируют у учащихся следующие компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция.

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция.

7. Компетенция личностного самосовершенствования.

8. Природоведческая и здоровьесберегающая компетенция.

 

Мнение учителей-практиков о роли домашнего задания

1. Домашнее задание необходимо. Оно дисциплинирует учащихся, приучает их к самостоятельности. Но задание на дом должно играть творческий характер, стимулировать у учащихся интерес к учебе.

2. Домашнее задание не должно быть "наказанием" для ребенка. Творческие домашние задания, интересные формы дают более прочный результат, развивают самостоятельность учащихся. Без домашних заданий никак нельзя.

3.Роль домашних заданий ясна. Они, конечно же, должны быть. Домашнее задание ребёнок выполняет легче, когда он его понимает, и оно ему  интересно.

4. Выполнению домашней  работы надо учить, за неё надо ребёнка поощрять, её надо обсуждать перед классом, задания должны способствовать росту самостоятельности ребёнка, работа должна быть интересной и творческой. Домашние задания могут преследовать разные цели: приучить к усидчивости, сплотить коллектив, приобщить родителей к участию в жизни класса, выявить лидеров, развить творческие способности, мышление...

5. Домашнее задание необходимо именно для того, чтобы ребёнок не "отключился", а смог повторить и закрепить изученный материал. Но домашнее задание должно быть посильно для ребёнка, ибо мы его задаём именно для ученика, а не для его родителей.

 

           Так, прибегая к разнообразным по форме и содержанию видам домашних заданий, всемерно связывая их с жизнью, можно вызвать неподдельный интерес учащихся и охотное выполнение ими домашних заданий. И это способствует развитию функциональной грамотности школьников и подготовку к международному исследованию PISA.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг, Астана, 2011 г.
  2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг., Астана, 2012 г.
  3. "Популярная психология для родителей", под редакцией А.А.Бодалева, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой, изд. "Флинта", 1998 г.
  4. АлланФромм, Томас Гордон "Популярная педагогика", Екатеринбург АРД ЛТД, 1997.
  5. Хрестоматия по возрастной психологии, Москва, Институт практической психологии, 1996.
  6. А.С. Макаренко "Лекции о воспитании детей", Минск "Народная асвета", 1978.
  7. К.В. Бардин "Чтобы ребенок успешно учился", Москва "Педагогика", 1988.
  8. Р. Фахрутдинова "Совершенствование процесса обучения", №15 газеты "Математика", 2004.
  9. А.О. Дробинская "Школьные трудности нестандартных детей", Москва, "Школа - Пресс", 1999.

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Роль домашних заданий в подготовке к международному исследованию PISA"»

Введение

Сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Особый интерес представляет анализ международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь школьников. Одним из ведущих международных организаций системы мониторинга качества образования в мире является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в числе приоритетных образовательных проектов которого находится PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment).

Международное исследование PISA направлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами или образовательными областями. Инструментарий исследования преследует цель оценить сформированности общеучебных умений в решении проблем, с которыми учащиеся могут встретиться в жизни и эффективно функционировать в современном обществе.

Естественнонаучная грамотность иметапредметные образовательные результаты характеризуют новое обобщенное качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями, поэтому достижение хороших результатов можно ожидать и при эффективном использовании домашних заданий в преподавании естественнонаучных дисциплин.

Актуальность темы проекта обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума. И одним из способов формирования функциональной грамотности является эффективное использования домашнего задания, через которое формируются навыки самостоятельной работы.

Цель и задачи проекта.

Развитие профессиональных  компетенций учителей по стратегиям активного обучения учащихся естественнонаучной грамотности через организацию домашних заданий в подготовке к международному исследованию PISA. 

Задачи.

1.Изучить теоретический материал, типы заданий международного исследования PISA – 2015.

2. Изучить стратегию «нестандартное домашнее задание» для дальнейшего применения в практике в целях развития естественнонаучной грамотности учащихся.

3. Сформировать навыки составления примеров для заданий в соответствии с требованиями PISA.

Ожидаемый результат.

Стимулировать учителей к использованию нестандартных домашних заданий, которые подготовят учащихся к международному исследованию PISA.

Роль домашних заданий в подготовке учащихся к международному исследованию PISA.

Одним из путей совершенствования процесса обученияявляется улучшение содержания и организации домашних заданий по школьным дисциплинам. Целесообразная система домашних заданий в каждом классе и совокупности всех классов – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала. Разнообразие содержания программного материала по предметам позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий в зависимости от изучаемого материала для развития естественнонаучной грамотности учащихся.

Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – развитие функциональной грамотности учащихся.

О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают (и, возможно, небезосновательно), что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но личные наблюдения и исследования функциональной грамотности учащихся показывают, что домашнее задание в повышении компетентности учащихся занимает не последнее место.

Огромный вклад в разработку проблемы обучения через домашнее задания внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К. Д. Ушинский (1824- 1871). Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения «без домашних уроков учение может продвигаться вперед лишь очень медленно». К. Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:

  • домашнее задание должно быть посильным;

  • домашнее задание не должно быть большим по объему;

  • домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не научатся работать самостоятельно.

Цели,виды и уровни домашних заданий

Выделяют шесть главных целей домашних заданий:

1.Усвоениефактическогоматериала.Впервуюочередьздесьпредлагаетсязакреплениезнанийинавыков,полученныхнауроке.Этодостигаетсяразличными письменнымиупражнениями,решениемзадач,работойнадтекстомучебника,наблюдениямизаокружающимиявлениями.

2.Усвоениезнанийвсистеме.Имеютсяввидутакиезаданиякоторыетребуютустановленияпричинно-следственныхидругихсвязейиотношениймеждуизучаемымиявлениямиилипроцессами.Учащиесядолжнывыделитьвизучаемомматериаленаиболеесущественныепонятияилизакономерности,определитьпоследовательностьсобытий,классифицироватьфактическиеданные.

3.Формированиеобобщения.Здесьречьидетосложноймыслительнойработе,предполагающейдостаточнопрочныенавыкииумения,связанныесприменениеммыслительныхопераций,особенносравнения,анализа,синтеза,обобщения.Ученикдолженсамостоятельноизучитьматериал,выделитьизнегосущественное,установитьимеющиесясвязимеждурассматриваемымиявлениямиисделатьобобщающиевыводы.

4.Применениезнаний.Здесьречьидеторазличныхпрактическихработах,позволяющихустановитьтеснуюсвязьмеждутеориейипрактикой.Обычноподобныезаданиязавершаютизучениетеоретическогоматериалаитребуютотучащихсяцелогорядапрактическихуменийинавыков,которыевырабатываютсякаквклассной,таки вовнекласснойработе.

5.Контрользнанийучащихся.Здесьпредполагаютсятакиезадания,которыеспециальнопредназначеныдляпроверкизнаний,уменийинавыков.Отучащихсятребуетсянетолькознаниефактовипонятий,ноидостаточноглубокоеихосознание,умениеприменятьзнаниявразличныхусловиях,устанавливатьнеобходимыесвязиит.д

6.Нравственноевоспитаниеучащихся.Речьидетозаданиях;специальнонаправленныхнаформированиенаучногомировоззренияучащихсяинанравственноевоспитаниеих.Несомненно,чтопочтивсевидызаданийспособствуютрешениюэтойзадачи,новданномслучаеучительподчеркиваетспециальнуюцельиприпроверкезаданияакцентируетнанейвниманиеучащихся.

К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования.

  • Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. Опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.



  • Домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. Чтобы выполнить это требование, необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить изобретательность, самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.



  • Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведет к потере интереса, так как ученик, хорошо овладевший способом решения отдельных примеров и задач, вынужден в таком случае снова решать ставшие известными ему задачи и примеры. Содержание программного материала позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.



  • Домашние задания должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных малодоступных теорий.



  • Давая домашнее задание, учителю в некоторых случаях следует провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.



  • В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки, учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.

Домашние задания могут быть обязательными для выполнения всеми учащимися, индивидуальными или заданиями «для желающих», – в любом случае они оказываются дифференцированными, т.к. каждый учащийся работает в соответствии со свои способностями и возможностями.

Например:

1. Придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления и т.п

2. Составить задачу по теме.

3. Составить кроссворд по теме.

4. Написать рассказ, стихотворение, поэму.

5. Придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства.

6. Составить тест.

7. Придумать контрольные вопросы для проверки знаний по теме.

8. Предложить способ... (экономии электрической или тепловой энергии дома);

9. Исследовать зависимость...

10. Усовершенствовать прибор или техническую установку, например, приборы школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты и т.п.).

11. Составить синквейн, кластер по теме …….

12. Написать эссе по теме…..

Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития естественнонаучной грамотности школьников, их познавательной деятельности, что является принципом методики преподавания предметов на современном этапе.

Виды домашних заданий по физике, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности учащихся.

Работа с книгой.

В начальный момент обучения после изложения нового материала необходимо на уроке не только указать ученикам, какой параграф задается на дом, но и научить найти его, пол, какие задачи решать. Если подобную работу провести несколько раз, то учащиеся научатся самостоятельно выделять главное в тексте параграфа, выбирать из большого объема основное содержание для заучивания. Именно работа с учебником способствует самостоятельному изучению нового материала по учебнику. Отбирая параграфы для самостоятельного изучения, нужно помнить, что ученики должны понять содержание прочитанного, уметь выделить главные моменты, уметь приводить примеры, находить связь с предыдущим материалом, изложить прочитанное. Полезно требовать от учеников делать записи последовательных этапов изложения материала, выводов, выполнять чертежи.

Самостоятельное изучение материала учебника труднее, чем его восприятие со слов учителя, но лишь в ходе преодоления трудностей ученик сможет развить свои умственные способности.

Широкие возможности для самостоятельной работы учащихся с книгой дома – это подготовка докладов к урокам.

Сочинения.

Одним из видов домашних заданий, развивающих самостоятельность мышления школьников и умение кратко изложить текст в письменной форме, является сочинение. При написании сочинения учащиеся проделывают полезную работу – изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большого из большого материала необходимый минимум.

Составление задач.

Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессах, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью. В школьной практике указанный вид домашней работы не находит широкого применения. Между тем, самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемый материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты. При составлении задач у учащихся вырабатывается навык творческой работы. Давая возможность учащимся внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, мы не только побуждаем их работать упорнее, но, и развиваем у них желательный склад ума.

Практические работы.

Большие возможности в приобретении навыков в прикладной физике предоставляют домашние практические работы учащихся. В процессе их выполнения, учащиеся совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться ими, обнаруживают связь физики с жизнью.



Примеры практических работ:



  • Вычисление объемов и площадей тел;

  • Вычерчивание диаграмм;

  • Измерительные работы на местности;

  • Моделирование.



Лабораторные работы.

Положительную роль в развитии мышления школьников играют лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые физические определения. Учитель должен стремиться к тому, чтобы в процессе домашней работы учащиеся как можно больше открыли сами. Проведение лабораторных работ на уроках дает возможность широко практиковать этот вид домашнего задания. Учителю необходимо тщательно отбирать факты, которые учащиеся смогут открыть самостоятельно в процессе выполнения домашней лабораторной работы, и предоставить им такую возможность.

С точки зрения формирования осознанных умений большую роль играют домашние наблюдения и опыты на «подручных» материалах и простейших самодельных приборах. Домашние опыты пробуждают творческую мысль, заставляют решать несложные конструктивные задачи.



Экспериментальные задания



Исключительный интерес вызывают у школьников задания типа экспериментальных задач. Вот один пример. В классе (при изучении темы «Свободное падение») можно поставить экспериментальную задачу по определению быстроты реакции отдельных учеников. Учитель ладонью прижимает к стене метровую линейку. Отвлекая рядом стоящего ученика разговором, в какой-то момент времени отпускает линейку. Линейка падает, а ученик должен ударом руки остановить её, прижав к стене. После измерения пути, пройденного линейкой при падении, по формуле подсчитывается время падения. Таково и время реакции. Попутно можно выяснить, люди каких профессий должны обладать хорошей быстротой реакции. Работу можно продолжить во время перемен и дома.

К категории заданий, при разумном применении которых не создаётся дополнительная нагрузка и вместе с тем досуг школьника становится интересным, надо отнести чтение научно-популярной литературы по физике.



Использование разных видов домашних заданий по физике формируют у учащихся следующие компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция.

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция.

7. Компетенция личностного самосовершенствования.

8. Природоведческая и здоровьесберегающая компетенция.



Мнение учителей-практиков о роли домашнего задания

1. Домашнее задание необходимо. Оно дисциплинирует учащихся, приучает их к самостоятельности. Но задание на дом должно играть творческий характер, стимулировать у учащихся интерес к учебе.

2. Домашнее задание не должно быть "наказанием" для ребенка. Творческие домашние задания, интересные формы дают более прочный результат, развивают самостоятельность учащихся. Без домашних заданий никак нельзя.

3.Роль домашних заданий ясна. Они, конечно же, должны быть. Домашнее задание ребёнок выполняет легче, когда он его понимает, и оно ему интересно.

4. Выполнению домашней работы надо учить, за неё надо ребёнка поощрять, её надо обсуждать перед классом, задания должны способствовать росту самостоятельности ребёнка, работа должна быть интересной и творческой. Домашние задания могут преследовать разные цели: приучить к усидчивости, сплотить коллектив, приобщить родителей к участию в жизни класса, выявить лидеров, развить творческие способности, мышление...

5. Домашнее задание необходимо именно для того, чтобы ребёнок не "отключился", а смог повторить и закрепить изученный материал. Но домашнее задание должно быть посильно для ребёнка, ибо мы его задаём именно для ученика, а не для его родителей.



Так, прибегая к разнообразным по форме и содержанию видам домашних заданий, всемерно связывая их с жизнью, можно вызвать неподдельный интерес учащихся и охотное выполнение ими домашних заданий. И это способствует развитию функциональной грамотности школьников и подготовку к международному исследованию PISA.











Список использованной литературы:


  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг, Астана, 2011 г.

  2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг., Астана, 2012 г.

  3. "Популярная психология для родителей", под редакцией А.А.Бодалева, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой, изд. "Флинта", 1998 г.

  4. АлланФромм, Томас Гордон "Популярная педагогика", Екатеринбург АРД ЛТД, 1997.

  5. Хрестоматия по возрастной психологии, Москва, Институт практической психологии, 1996.

  6. А.С. Макаренко "Лекции о воспитании детей", Минск "Народная асвета", 1978.

  7. К.В. Бардин "Чтобы ребенок успешно учился", Москва "Педагогика", 1988.

  8. Р. Фахрутдинова "Совершенствование процесса обучения", №15 газеты "Математика", 2004.

  9. А.О. Дробинская "Школьные трудности нестандартных детей", Москва, "Школа - Пресс", 1999.







7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!