СПРАВКА
о состоянии преподавания учебной дисциплины «Русский язык»
Цель: анализ и оценка состояния преподавания дисциплины в ГБП ОУ РК «Керченский морской технический колледж» за 2014 – 2015, 2015 – 2016, 2016 – 2017 гг.
Методы и приёмы: анализ учебно-планирующей документации, посещение уроков и внеурочных занятий, проведение контрольных работ, наблюдение, беседы с преподавателями.
Вид контроля: предметный
Методы контроля: Посещение уроков с последующим анализом.
Проведение срезов знаний по дисциплине.
Проверка контрольных и рабочих тетрадей
Проверка журналов учёта теоретического обучения
Преподавание русского языка в ГБП ОУ РК «Керченский морской технический колледж» осуществляют 5 преподавателей, которые имеют высшее педагогическое образование.
Кадровый состав преподавателей русского языка
Ф.И.О. | Образование | Педагогический стаж | Квалификационная категория |
Аблякимова Виктория Валерьевна | высшее | 5 | - |
Кузьменко Ольга Фёдоровна | высшее | 44 | - |
Пономаренко Лариса Леонидовна | высшее | 12 | - |
Ромашова Елена Александровна | высшее | 5 | - |
Чекулаева Яна Васильевна | высшее | 20 | - |
В 2014 - 2015 учебном году преподавание осуществлялось по примерной программе учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, Москва, 2008, одобренной ФГУ ФИРО 10.04.2008 г. Минобрнауки России. Автор: Воителева Т.М., доктор педагогических наук, профессор.
С сентября 2015 года преподавание осуществляется по примерной программе общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, Москва, 2015 г., рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Автор: Воителева Т.М., профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», доктор педагогических наук, профессор.
Все обучающиеся и преподаватели обеспечены учебной литературой по дисциплине.
С целью проверки качества знаний по русскому языку проводились контрольные срезы.
Сравним качество выполнения работ за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 учебные годы.
Слайд 2
Проведённый анализ показал, что в среднем качество обучения составляет 48 %.
Слайд 3
Преподаватель – В.В. Аблякимова
2014-2015 учебный год
№ п/п | № группы | К-во об-ся | Отлично | Хорошо | Удовлетво-рительно | Неудовлетво-рительно | Качество |
кол. | % | кол. | % | кол. | % | кол. | % |
1 | 611 | 24 | 4 | 17 | 6 | 25 | 14 | 58 | - | - | 42 |
2 | 621 | 16 | 3 | 19 | 4 | 25 | 7 | 28 | 2 | 13 | 44 |
Итого | 40 | 7 | 18 | 10 | 25 | 21 | 43 | 2 | 6,5 | 43 |
2015-2016 учебный год
№ п/п | № группы | К-во об-ся | Отлично | Хорошо | Удовлетво-рительно | Неудовлетво-рительно | Качество |
кол. | % | кол. | % | кол. | % | кол. | % |
1 | 211 | 25 | 2 | 8 | 10 | 40 | 12 | 48 | 1 | 4 | 48 |
2 | 111 | 25 | 3 | 12 | 11 | 44 | 8 | 32 | 3 | 12 | 56 |
Итого | 50 | 5 | 10 | 21 | 42 | 20 | 40 | 4 | 8 | 52 |
2016-2017 учебный год
№ п/п | № группы | К-во об-ся | Отлично | Хорошо | Удовлетво-рительно | Неудовлетво-рительно | Качество |
кол. | % | кол. | % | кол. | % | кол. | % |
1 | 2МСМ9-1 | 25 | 2 | 8 | 11 | 44 | 11 | 44 | 1 | 4 | 52 |
2 | 2СС9-1 | 24 | 1 | 4 | 7 | 29 | 14 | 58 | 2 | 8 | 33 |
3 | 2С9-1 | 21 | 2 | 10 | 9 | 43 | 10 | 47 | - | - | 52 |
Итого | 70 | 5 | 7,3 | 27 | 38,7 | 35 | 49,7 | 3 | 4 | 46 |
В среднем качество составляет 47 %.
Слайд 4
Сравнительная таблица успеваемости обучающихся по русскому языку (преподаватель – О.Ф. Кузьменко).
| 2014 – 2015 | 2015 | 2015 – 2016 | 2016 |
сентябрь | К-во | год | К-во | сентябрь | К-во | год | К-во | сентябрь | К-во |
группы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
211 – 221 | - | 5 | 13 | 6 | 1 | 28% | - | - | 10 | 8 | 2 | 50% | | | | | | | - | - | 10 | 8 | 2 | 50% | | | | | | |
811 – 821 | - | 10 | 9 | 6 | - | 24% | - | - | 12 | 12 | | 50% | | | | | | | - | - | 12 | 11 | 2 | 52% | | | | | | |
211- 1П92 | | | | | | | | | | | | | - | 12 | 8 | 5 | - | 25% | - | - | 19 | 6 | - | 24% | - | 3 | 9 | 9 | 1 | 45% |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
В среднем качество обучения составляет 46 %.
Слайд 5
Сравнительная таблица успеваемости обучающихся по русскому языку (преподаватель – Л.Л. Пономаренко)
группа | 2014-2015 |
922 | Сентябрь | качество | Год. | Качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 16 | 6 | 2 | 27% | - | 19 | 10 | 1 | 37% | - | 17 | 12 | 1 | 43% |
923 | Сентябрь | качество | Год. | Качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13 | 7 | 8 | - | 28% | - | 23 | 5 | - | 18% | - | 21 | 7 | - | 25% |
группа | 2015-2016 |
921 | Сентябрь | качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| - | 10 | 7 | 4 | 52% | - | 3 | 8 | 6 | 82% |
922 | Сентябрь | качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| - | 17 | 7 | - | 29% | - | 4 | 17 | 3 | 83% |
923 | Сентябрь | качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| - | 14 | 5 | 1 | 30% | - | 8 | 5 | 5 | 56% |
924 | Сентябрь | качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| - | 22 | 2 | - | 8% | - | 6 | 8 | 62 | 38% |
М-11 | Сентябрь | качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| - | 12 | 10 | 43 | 52% | - | 5 | 14 | 5 | 79% |
С-11 | Сентябрь | качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| - | 19 | 4 | - | 17% | - | 4 | 15 | 4 | 83% |
группа | 2016-2017 |
1СЭУ9-1 | Сентябрь | качество | октябрь | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 9 | 13 | 3 | - | 12% | - | 14 | 8 | 3 | 44% |
2СМС9-1 | Сентябрь | качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| - | 20 | 2 | 1 | 13% | - | 14 | 7 | - | 33% |
2Т9-1 | Сентябрь | качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| - | 10 | 79 | - | 47% | - | 7 | 10 | - | 59% |
2ЭС9-1 | Сентябрь | качество | Экз. | качество |
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| - | 18 | 7 | - | 28% | - | 12 | 10 | - | 45% |
В среднем качество – 50 %.
Слайд 6
Преподаватель – Е.А. Ромашова
2014-2015 учебный год
№ п/п | № группы | К-во об-ся | Отлично | Хорошо | Удовлетв. | Неудовлетворит. | Качество |
кол | % | кол | % | кол | % | кол | % |
1 | 111 | 25 | 2 | 8 | 9 | 36 | 13 | 52 | 1 | 4 | 44 |
2 | 121 | 25 | 2 | 8.4 | 11 | 45.8 | 11 | 45.8 | - | - | 54 |
Итого | 50 | 4 | 8,2 | 20 | 40,9 | 24 | 48,9 | 1 | 2 | 49 |
2015-2016 учебный год
№ п/п | № группы | К-во об-ся | Отлично | Хорошо | Удовлетв. | Неудовлетворит. | Качество |
кол | % | кол | % | кол | % | кол | % |
1 | 411 | 22 | 1 | 4.5 | 9 | 41 | 9 | 41 | 3 | 13.5 | 45 |
2016-2017 учебный год
№ п/п | № группы | К-во об-ся | Отлично | Хорошо | Удовлетв. | Неудовлетворит. | Качество |
кол | % | кол | % | кол | % | кол | % |
1 | 1С9-2 | 17 | - | - | 6 | 35.3 | 9 | 53 | 2 | 11.7 | 35 |
2 | 1С9-1 | 17 | 3 | 17.6 | 8 | 47.1 | 4 | 23.5 | 2 | 11.8 | 65 |
3 | 1СС9-1 | 22 | 2 | 9 | 6 | 27.3 | 10 | 45.5 | 4 | 18.2 | 36 |
4 | 2С9-2 | 20 | - | - | 12 | 60 | 7 | 35 | 1 | 5 | 60 |
Итого | 76 | 5 | 6,7 | 32 | 42,4 | 30 | 39,3 | 9 | 11,7 | 49 |
В среднем качество – 48 %.
Слайд 7
Преподаватель – Я.В. Чекулаева
2016-2017 учебный год
Группа 1М9-1
Количество учащихся | Успеваемость Баллы за контрольную работу | Процент успеваемости | Процент качества знаний |
Всего 21 | 5 | 4 | 3 | 2 | % | % |
Писало 16 | - | 6 чел | 10 чел | - | 100 | 38 |
Группа 1ММ9-1
Количество учащихся | Успеваемость Баллы за контрольную работу | Процент успеваемости | Процент качества знаний |
Всего 25 | 5 | 4 | 3 | 2 | % | % |
Писало 24 | 2 чел | 7 чел | 12 чел | 3 чел | 88 | 38 |
Группа 1СВ9-1
Количество учащихся | Успеваемость Баллы за контрольную работу | Процент успеваемости | Процент качества знаний |
Всего 25 | 5 | 4 | 3 | 2 | % | % |
Писало 20 | 2 чел | 9 чел | 7 чел | 2 чел | 90 | 55 |
Группа 1ЭС9-1
Количество учащихся | Успеваемость Баллы за контрольную работу | Процент успеваемости | Процент качества знаний |
Всего 25 | 5 | 4 | 3 | 2 | % | % |
Писало 23 | 2 чел | 7 чел | 14 чел | - | 100 | 39 |
В среднем качество обучения 43 %.
Преподаватели разработали КОСы для проведения промежуточной аттестации, тесты и дидактический материал по изучаемым темам.
Большое значение в совершенствовании педагогического мастерства преподавателей имеет работа по самообразованию. Практическая реализация работы над методической темой проходит в различных формах: отчет на заседаниях методического объединения, самоанализ деятельности, открытые уроки, творческие отчеты.
Методические темы
№ п/п | Ф.И.О. преподавателя | Тема |
1 | Аблякимова В.В. | Компетеностный подход в изучении русского языка |
2 | Кузьменко О.Ф. | Использование информационных технологий во внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся |
3 | Пономаренко Л.Л. | Развитие навыков использования ИКТ на уроках русского языка и литературы как путь к личностному росту преподавателя и обучающегося |
4 | Ромашова Е.А. | Применение инновационных технологий на уроках русского языка |
5 | Чекулаева Я.В. | Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы |
В I семестре 2014/2015 учебного года В.В. Аблякимова провела открытый урок: “Русский язык в современном мире”, а в I семестре - 2015/2016 “Русская фразеология”.
Преподаватель Кузьменко О.Ф. провела открытые уроки: «Лирика А.Т. Твардовского», бинарные уроки по литературе и истории: «Участие Л.Н. Толстого в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы», «Поэзия шестидесятников».
Преподаватель Пономаренко Л.Л.: открытый урок по русскому языку, посвящённый годовщине воссоединения России и Крыма «Загадки крымских топонимов», урок, проведённый в рамках мероприятий «Наука ковала победу, приуроченный к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Строки, опалённые войной».
Администрация, согласно плану работы образовательного учреждения, осуществляет внутренний контроль работы преподавателей русского языка. Были проверены тетради: контрольные и рабочие всех обучающихся. Сбор информации, её анализ показали, что рабочие тетради проверяются преподавателями регулярно. В целом состояние проверки тетрадей находится на удовлетворительном уровне.
По итогам проверки журналов учёта теоретического обучения сделаны следующие выводы: записи уроков соответствуют календарно-тематическим планам. Запланированные письменные работы проведены своевременно. Журналы ведутся аккуратно, накопляемость оценок хорошая.
Создание на уроке благоприятной среды, доброжелательность, ровные отношения педагогов со студентами - вот все то, что можно увидеть на уроках русского языка.
В учебный материал почти каждого урока входит связный текст, являющийся основным стержнем занятия, вокруг которого строятся задания и упражнения. Диалоговые технологии побуждают обучающихся искать способы для выражения своих мыслей.
Интерес к дисциплине преподаватели вырабатывают многими видами работ: синтаксических, фонетических, морфологических, эффективно применяют в своей практике уроки с использованием компьютерных презентаций.
Компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, поэтому возрастает как объем полученной информации, так и качество её усвоения.
Презентации используются на уроках для демонстрации таблиц, схем, портретов писателей (особенно на уроках-визитках по литературе), иллюстраций к художественным произведениям, видеоролики – отрывки из экранизированных произведений. Большинство презентаций готовят преподаватели, но внеаудиторная самостоятельная работа студентов предусматривает создание мультимедийных продуктов.
Презентации дают два преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа-среда много выше по информационной плотности - «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приёмы:
1) ассоциативный ряд;
2) опорный конспект;
3) мозговая атака;
4) групповая дискуссия;
8 синквейн;
9) эссе;
10) ключевые термины;
11) дидактические игры;
12) лингвистические карты;
13) исследование текста;
14) работа с тестами;
15) задания поискового характера;
16) нетрадиционные формы домашнего задания.
Большое внимание преподаватели уделяют внеклассной работе.
Так, преподаватели В.В. Аблякимова и Е.А. Ромашова провели лингвистические игры «Славянское чудо – русский язык», «Музей слов», интеллектуальный марафон «Читать и говорить по-русски», мероприятие «Легенда о великом Достоевском».
Преподаватель О.Ф. Кузьменко: «Я сердцем никогда не лгу» (к 120-летию С.А. Есенина), «С лейкой и блокнотом » (к 100-летию К. Симонова), «Родные россыпи жемчужин» (Всероссийский словарный урок), «Театр… Театр…», «День славянской письменности», викторина «Своя игра», «День поэзии», «Константин Симонов», «Писатели – провидцы», юмористический литературный конкурс.
Пономаренко Л.Л.: «Что без страданий жизнь поэта?..» (к 200-летию М.Ю. Лермонтова), «Моряки на службе отечеству» (по произведениям В. Пикуля «Реквием каравану РQ-17» и «Мальчики с бантиками»), «Моя лирика жива одной большой любовью…» (к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина), «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» (к 100-летию со дня рождения К. Симонова).
Ко всем мероприятиям создаются мультимедийные презентации.
Принимают участие в региональных и всероссийских конкурсах и акциях: «Родное слово», «Наследники Победы», «Арт-профи», «Литературный марафон», «Читай и смотри».
Решение педсовета:
Считать состояние преподавания дисциплины «Русский язык» удовлетворительным.
Рекомендации:
- использовать информационно-коммуникационные технологии, современные средства обучения.
4