СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Состояние преподавания дисциплины "Русский язык"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализировала состояние преподавания дисциплины "Русский язык" в образовательном учреждении за 2014 - 2015, 2015 - 2016, 2016 - 2017 уч. гг.

Пришла к выводу, что состояние преподавания можно считать удовлетворительным, так в среднем качество обучения составляет 50 %, преподаватели большое внимание уделяют внеурочной деятельности.

С данным докладом выступала на заседании педагогического совета.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Состояние преподавания дисциплины "Русский язык"»

СПРАВКА

о состоянии преподавания учебной дисциплины «Русский язык»


Цель: анализ и оценка состояния преподавания дисциплины в ГБП ОУ РК «Керченский морской технический колледж» за 2014 – 2015, 2015 – 2016, 2016 – 2017 гг.

Методы и приёмы: анализ учебно-планирующей документации, посещение уроков и внеурочных занятий, проведение контрольных работ, наблюдение, беседы с преподавателями.

Вид контроля: предметный

Методы контроля: Посещение уроков с последующим анализом.

Проведение срезов знаний по дисциплине.

Проверка контрольных и рабочих тетрадей

Проверка журналов учёта теоретического обучения

Преподавание русского языка в ГБП ОУ РК «Керченский морской технический колледж» осуществляют 5 преподавателей, которые имеют высшее педагогическое образование.


Кадровый состав преподавателей русского языка


Ф.И.О.

Образование

Педагогический

стаж

Квалификационная категория

Аблякимова Виктория Валерьевна

высшее

5

-

Кузьменко Ольга Фёдоровна

высшее

44

-

Пономаренко Лариса Леонидовна

высшее

12

-

Ромашова Елена Александровна

высшее

5

-

Чекулаева Яна Васильевна

высшее

20

-


В 2014 - 2015 учебном году преподавание осуществлялось по примерной программе учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, Москва, 2008, одобренной ФГУ ФИРО 10.04.2008 г. Минобрнауки России. Автор: Воителева Т.М., доктор педагогических наук, профессор.

С сентября 2015 года преподавание осуществляется по примерной программе общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, Москва, 2015 г., рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Автор: Воителева Т.М., профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», доктор педагогических наук, профессор.

Все обучающиеся и преподаватели обеспечены учебной литературой по дисциплине.

С целью проверки качества знаний по русскому языку проводились контрольные срезы.

Сравним качество выполнения работ за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 учебные годы.

Слайд 2

Проведённый анализ показал, что в среднем качество обучения составляет 48 %.

Слайд 3

Преподаватель – В.В. Аблякимова


2014-2015 учебный год


п/п

группы

К-во об-ся

Отлично

Хорошо

Удовлетво-рительно

Неудовлетво-рительно

Качество

кол.

%

кол.

%

кол.

%

кол.

%

1

611

24

4

17

6

25

14

58

-

-

42

2

621

16

3

19

4

25

7

28

2

13

44

Итого

40

7

18

10

25

21

43

2

6,5

43


2015-2016 учебный год


п/п

группы

К-во об-ся

Отлично

Хорошо

Удовлетво-рительно

Неудовлетво-рительно

Качество

кол.

%

кол.

%

кол.

%

кол.

%

1

211

25

2

8

10

40

12

48

1

4

48

2

111

25

3

12

11

44

8

32

3

12

56

Итого

50

5

10

21

42

20

40

4

8

52


2016-2017 учебный год


п/п

группы

К-во об-ся

Отлично

Хорошо

Удовлетво-рительно

Неудовлетво-рительно

Качество

кол.

%

кол.

%

кол.

%

кол.

%

1

2МСМ9-1

25

2

8

11

44

11

44

1

4

52

2

2СС9-1

24

1

4

7

29

14

58

2

8

33

3

2С9-1

21

2

10

9

43

10

47

-

-

52

Итого

70

5

7,3

27

38,7

35

49,7

3

4

46


В среднем качество составляет 47 %.


Слайд 4

Сравнительная таблица успеваемости обучающихся по русскому языку (преподаватель – О.Ф. Кузьменко).


2014 – 2015

2015

2015 – 2016

2016

сентябрь

К-во

год

К-во

сентябрь

К-во

год

К-во

сентябрь

К-во

группы

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

211 – 221

-

5

13

6

1

28%

-

-

10

8

2

50%







-

-

10

8

2

50%







811 –

821

-

10

9

6

-

24%

-

-

12

12


50%







-

-

12

11

2

52%







211-

1П92













-

12

8

5

-

25%

-

-

19

6

-

24%

-

3

9

9

1

45%


































В среднем качество обучения составляет 46 %.


Слайд 5





Сравнительная таблица успеваемости обучающихся по русскому языку (преподаватель – Л.Л. Пономаренко)


группа

2014-2015

922

Сентябрь

качество

Год.

Качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

6

16

6

2

27%

-

19

10

1

37%

-

17

12

1

43%

923

Сентябрь

качество

Год.

Качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

13

7

8

-

28%

-

23

5

-

18%

-

21

7

-

25%


группа

2015-2016

921

Сентябрь

качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5


-

10

7

4

52%

-

3

8

6

82%

922

Сентябрь

качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5


-

17

7

-

29%

-

4

17

3

83%

923

Сентябрь

качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5


-

14

5

1

30%

-

8

5

5

56%

924

Сентябрь

качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5


-

22

2

-

8%

-

6

8

62

38%

М-11

Сентябрь

качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5


-

12

10

43

52%

-

5

14

5

79%

С-11

Сентябрь

качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5


-

19

4

-

17%

-

4

15

4

83%


группа

2016-2017

1СЭУ9-1

Сентябрь

качество

октябрь

качество

2

3

4

5

2

3

4

5


9

13

3

-

12%

-

14

8

3

44%

2СМС9-1

Сентябрь

качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5


-

20

2

1

13%

-

14

7

-

33%

2Т9-1

Сентябрь

качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5


-

10

79

-

47%

-

7

10

-

59%

2ЭС9-1

Сентябрь

качество

Экз.

качество

2

3

4

5

2

3

4

5


-

18

7

-

28%

-

12

10

-

45%


В среднем качество – 50 %.


Слайд 6

Преподаватель – Е.А. Ромашова


2014-2015 учебный год

№ п/п

группы

К-во об-ся

Отлично

Хорошо

Удовлетв.

Неудовлетворит.

Качество

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

1

111

25

2

8

9

36

13

52

1

4

44

2

121

25

2

8.4

11

45.8

11

45.8

-

-

54

Итого

50

4

8,2

20

40,9

24

48,9

1

2

49


2015-2016 учебный год


№ п/п

группы

К-во об-ся

Отлично

Хорошо

Удовлетв.

Неудовлетворит.

Качество

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

1

411

22

1

4.5

9

41

9

41

3

13.5

45


2016-2017 учебный год

№ п/п

группы

К-во об-ся

Отлично

Хорошо

Удовлетв.

Неудовлетворит.

Качество

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

1

1С9-2

17

-

-

6

35.3

9

53

2

11.7

35

2

1С9-1

17

3

17.6

8

47.1

4

23.5

2

11.8

65

3

1СС9-1

22

2

9

6

27.3

10

45.5

4

18.2

36

4

2С9-2

20

-

-

12

60

7

35

1

5

60

Итого

76

5

6,7

32

42,4

30

39,3

9

11,7

49


В среднем качество – 48 %.


Слайд 7

Преподаватель – Я.В. Чекулаева


2016-2017 учебный год

Группа 1М9-1

Количество учащихся

Успеваемость

Баллы за контрольную работу

Процент успеваемости

Процент качества знаний

Всего 21

5

4

3

2

%

%

Писало 16

-

6 чел

10 чел

-

100

38



Группа 1ММ9-1

Количество учащихся

Успеваемость

Баллы за контрольную работу

Процент успеваемости

Процент качества знаний

Всего 25

5

4

3

2

%

%

Писало 24

2 чел

7 чел

12 чел

3 чел

88

38



Группа 1СВ9-1

Количество учащихся

Успеваемость

Баллы за контрольную работу

Процент успеваемости

Процент качества знаний

Всего 25

5

4

3

2

%

%

Писало 20

2 чел

9 чел

7 чел

2 чел

90

55



Группа 1ЭС9-1

Количество учащихся

Успеваемость

Баллы за контрольную работу

Процент успеваемости

Процент качества знаний

Всего 25

5

4

3

2

%

%

Писало 23

2 чел

7 чел

14 чел

-

100

39

В среднем качество обучения 43 %.


Преподаватели разработали КОСы для проведения промежуточной аттестации, тесты и дидактический материал по изучаемым темам.

Большое значение в совершенствовании педагогического мастерства преподавателей имеет работа по самообразованию. Практическая реализация работы над методической темой проходит в различных формах: отчет на заседаниях методического объединения, самоанализ деятельности, открытые уроки, творческие отчеты.


Методические темы


№ п/п

Ф.И.О. преподавателя

Тема

1

Аблякимова В.В.

Компетеностный подход в изучении русского языка

2

Кузьменко О.Ф.

Использование информационных технологий во внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся

3

Пономаренко Л.Л.

Развитие навыков использования ИКТ на уроках русского языка и литературы как путь к личностному росту преподавателя и обучающегося

4

Ромашова Е.А.

Применение инновационных технологий на уроках русского языка

5

Чекулаева Я.В.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы


В I семестре 2014/2015 учебного года В.В. Аблякимова провела открытый урок: “Русский язык в современном мире”, а в I семестре - 2015/2016 “Русская фразеология”.

Преподаватель Кузьменко О.Ф. провела открытые уроки: «Лирика А.Т. Твардовского», бинарные уроки по литературе и истории: «Участие Л.Н. Толстого в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы», «Поэзия шестидесятников».

Преподаватель Пономаренко Л.Л.: открытый урок по русскому языку, посвящённый годовщине воссоединения России и Крыма «Загадки крымских топонимов», урок, проведённый в рамках мероприятий «Наука ковала победу, приуроченный к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Строки, опалённые войной».

Администрация, согласно плану работы образовательного учреждения, осуществляет внутренний контроль работы преподавателей русского языка. Были проверены тетради: контрольные и рабочие всех обучающихся. Сбор информации, её анализ показали, что рабочие тетради проверяются преподавателями регулярно. В целом состояние проверки тетрадей находится на удовлетворительном уровне.

По итогам проверки журналов учёта теоретического обучения сделаны следующие выводы: записи уроков соответствуют календарно-тематическим планам. Запланированные письменные работы проведены своевременно. Журналы ведутся аккуратно, накопляемость оценок хорошая.

Создание на уроке благоприятной среды, доброжелательность, ровные отношения педагогов со студентами - вот все то, что можно увидеть на уроках русского языка.

В учебный материал почти каждого урока входит связный текст, являющийся основным стержнем занятия, вокруг которого строятся задания и упражнения. Диалоговые технологии побуждают обучающихся искать способы для выражения своих мыслей.

Интерес к дисциплине преподаватели вырабатывают многими видами работ: синтаксических, фонетических, морфологических, эффективно применяют в своей практике уроки с использованием компьютерных презентаций.

Компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, поэтому возрастает как объем полученной информации, так и качество её усвоения.

Презентации используются на уроках для демонстрации таблиц, схем, портретов писателей (особенно на уроках-визитках по литературе), иллюстраций к художественным произведениям, видеоролики – отрывки из экранизированных произведений. Большинство презентаций готовят преподаватели, но внеаудиторная самостоятельная работа студентов предусматривает создание мультимедийных продуктов.

Презентации дают два преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа-среда много выше по информационной плотности - «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приёмы:

1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

8 синквейн;

9) эссе;

10) ключевые термины;

11) дидактические игры;

12) лингвистические карты;

13) исследование текста;

14) работа с тестами;

15) задания поискового характера;

16) нетрадиционные формы домашнего задания.

Большое внимание преподаватели уделяют внеклассной работе.

Так, преподаватели В.В. Аблякимова и Е.А. Ромашова провели лингвистические игры «Славянское чудо – русский язык», «Музей слов», интеллектуальный марафон «Читать и говорить по-русски», мероприятие «Легенда о великом Достоевском».

Преподаватель О.Ф. Кузьменко: «Я сердцем никогда не лгу» (к 120-летию С.А. Есенина), «С лейкой и блокнотом » (к 100-летию К. Симонова), «Родные россыпи жемчужин» (Всероссийский словарный урок), «Театр… Театр…», «День славянской письменности», викторина «Своя игра», «День поэзии», «Константин Симонов», «Писатели – провидцы», юмористический литературный конкурс.

Пономаренко Л.Л.: «Что без страданий жизнь поэта?..» (к 200-летию М.Ю. Лермонтова), «Моряки на службе отечеству» (по произведениям В. Пикуля «Реквием каравану РQ-17» и «Мальчики с бантиками»), «Моя лирика жива одной большой любовью…» (к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина), «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» (к 100-летию со дня рождения К. Симонова).

Ко всем мероприятиям создаются мультимедийные презентации.

Принимают участие в региональных и всероссийских конкурсах и акциях: «Родное слово», «Наследники Победы», «Арт-профи», «Литературный марафон», «Читай и смотри».

Решение педсовета:

Считать состояние преподавания дисциплины «Русский язык» удовлетворительным.

Рекомендации:

- использовать информационно-коммуникационные технологии, современные средства обучения.

4