СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад " Совершенствование концепции педагога"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад " Совершенствование концепции педагога"»

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС


В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности учителя.

В «Профессиональном стандарте педагога» говорится: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». Следовательно, важным условием успешного введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать профессиональные проблемы.

Быть компетентным означает умение использовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.

1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, связанная с готовностью решать профессиональные задачи.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

3. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

4. ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

5. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

6. РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

7. ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, связанная с умением работать в сфере ИКТ технологий.

8. КОМПЕТЕНЦИЯ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, характеризующая учителя как экспериментатора.

9. КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.



Что должен уметь компетентный педагог: (ОСНОВНОЕ)

1. Успешно решать проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.

2. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам.

3. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся.

4. Закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике.

5. Планировать учебные занятия с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы

6. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.

7. Оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств.



При этом Педагог должен понимать, что:

1. Нужно быть готовым к постоянным переменам.

2. Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.

3. Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя.

4. Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.



Но, Педагог должен остерегаться:

  1. По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.

В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создает для этого условия. Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.


Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности, т.е. :

  • Система повышения квалификации.

  • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

  • Самообразование педагогов.

  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

  • Инновационная деятельность

Я остановлюсь на некоторых пунктах подробнее.

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации раз в три года и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов и приоритетным направлениям, определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования.

Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

  • принятие идеологии ФГОС общего образования;

  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Одним из путей повышения профессиональной компетентности является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда.

Принимая активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов учитель получает возможность совершенствовать свое профессиональное мастерство, поделиться опытом с коллегами. Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность педагогов в школе может быть представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.

Итак, я остановилась только на нескольких направлениях развития профессиональной компетентности педагога. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!