В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые навыки, которые помогают молодому поколению быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи.
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе,
основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Практика показывает, что указанные требования к образованности молодого поколения не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Оно все больше нуждается в дополнительном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, которое дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, достижение успеха в соответствии с собственными способностями независимо от уровня успеваемости. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание, форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический климат, который положительно влияет и на учебную деятельность.
В нашем учреждении дополнительное образование реализуется руководителями детских объединений по интересам, которые обязательно руководствуются дополнительными общеразвивающими программами. Охват обучающихся дополнительным образованием в 2015-2016 учебном году составляет 27,1% (330 человек).
В ДПиШ функционируют 7 д/о, в которых работают 5 педагогов дополнительного образования. Все педагоги постоянно повышают уровень своей квалификации. В текущем учебном году один педагог был аттестован на 1 квалификационную категорию, 3 педагога прошли курсы повышения квалификации по теме: «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС».
В МБОУ ДОД ДПиШ реализуются 7 программ дополнительного образования следующих направленностей:
-художественно-эстетическая;
-туристско-краеведческая;
- социально-педагогическая;
- эколого-биологическая.
Одна из сторон развития сближения основного и дополнительного образования является сотрудничество ДПиШ с образовательными учреждениями района. Это прекрасная возможность включения школьников в художественную, экологическую, краеведческую, исследовательскую и другую деятельность. Сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования. Дом пионеров и школьников так же сотрудничает с библиотекой, отделом культуры, спорта и молодежной политики администрации Краснинского района; отделом социальной защиты населения; ОГИБДД М ОМВД России (Лебедянский); ЛИРО г. Липецк; Центром дополнительного образования Липецкой области, ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» г. Липецк, Центром развития добровольчества; ЛООО СПДО; Детским оздоровительно-образовательным центром
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования ДПиШ в 2015-2016 уч.году являются:
- творческие достижения обучающихся (организация и участие в краеведческой конференции «Отечество», познавательной игре «Кладоискатели» с.Двуречки Грязинский район (руководитель Чуканова Т.Н.);
- участие и победы обучающихся в районных, областных, всероссийских конкурсах, таких как «Дорога глазами детей », « Безопасное колесо», « Дорожная азбука» (руководитель Соколова Т.В.) « Шедевры из чернильницы», « Я люблю Россию!», «Зеленая планета-2016», «Смотр детского творчества по противопожарной безопасности» (руководитель Шаронина А.С.), «Хоровод традиций», « Юность России», «Мой Пушкин», «Охрана труда глазами детей» (руководители Дружинина Л.В., Михайлова Е.П); всего за учебный год было организовано 39 мероприятий конкурсного характера и лучшие работы были отправлены для участия в региональных, Всероссийских этапах конкурсов.
- в спортивно-оздоровительной работе (участие в слете ЮИД «Мы выбираем жизнь» г. Задонск) ;
- в воспитательной работе (участие в мероприятиях муниципального уровня «День района», «9 мая», «День защиты детей», «Дни защиты от экологической опасности»; акции: «Георгиевская ленточка», «День борьбы со СПИДом», «День пожилых людей», «День памяти жертв ДТП», «Внимание-дети!».)
- в организации методической работы (семинары-совещания для организаторов и вожатых, педагогов дополнительного образования, лидеров детских пионерских организаций).
К сожалению, слабое материально-техническое оснащение учреждения тормозит развитие дополнительного образования в нашем районе. Ни для кого не секрет, что сегодня, для того, что бы привлечь ребенка к творчеству недостаточно иметь квалифицированного педагога. Как минимум, надо не отставать от школьного оборудования и того множества гаджетов, которые имеет практически каждый школьник. Наша задача- всеми силами удержать детей от порой негативного воздействия информационного бума, заполнить свободное пространство делом, игрой, живым общением.
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать дело по душе, выявить предпочтения ребенка и развивать его способности в самых разных направлениях, реализуемых Домом пионеров и школьников, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей профессии.
Таким образом, дополнительное образование детей способно решить целый комплекс проблем. Оно призвано обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития детей, удовлетворению творческих и образовательных потребностей.
Спасибо за внимание!
Список литературы.
1.Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007.
2.Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997.
3. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9