СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар (текст)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар (текст)»

«Методический семинар»



…Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить Земля,

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя.


(Слайд 1) Здравствуйте уважаемое жюри!

Я, Щеглова Наталья Евгеньевна, учитель математики, классный руководитель 8 класса в МБОУ ОШ д.Сухой Семенёк.

Стаж моей педагогической деятельности 13 лет. Имею первую квалификационную категорию.

(Слайд 2) А вы помните своё детство? Когда-то все мы мечтали стать археологами, строителями, стюардессами, но при этом каждый играл в школу, и примерял к себе роль строгого учителя, но только во взрослой жизни учителями стали не все, ими стали - лучшие. Вот и я стала учителем.

Я закончила физико-математический факультет Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина.

(Слайд 3) После университета я учу детей и продолжаю учиться сама: педагогическому мастерству у своих старших коллег, пониманию и оптимизму - у своих учеников, у их родителей - вниманию к проблемам детей. Недаром великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!». С этим нельзя не согласиться. Ни в одной профессии нет такого стимула для личного и профессионального роста, как в школе.

Математика развивает познавательные способности, логическое мышление человека, влияет на изучение других дисциплин. Я считаю, что математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе. Но математика - сложная наука. Порой бывает трудно заинтересовать обучающихся своим предметом, (Слайд 4) поэтому целью моей работы является: эффективное построение учебного процесса, учитывающее разноуровневую подготовку обучающихся

 В педагогической деятельности ставлю несколько задач, которые вы можете увидеть на слайде:

- дать обучающимся качественные знания по математике;

- совершенствовать формы организации учебной деятельности;

- использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения;

- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через урочную и внеурочную деятельность;

- раскрывать способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося;

- прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. 

 На уроках (Слайд 5) я применяю современные образовательные технологии, представленные на слайде:

  • Технология проблемного обучения

  • Технология развития критического мышления

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Проектная технология

  • Технология развивающего обучения

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Игровые технологии

  • Кейс – технология

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

Рассмотрим некоторые из них, которые я наиболее часто использую на своих уроках. (Слайд 6)

«Технологии проблемного обучения»

(на слайде, не читать)

Цель: Изучение и внедрение в практику педагогической деятельности технологии проблемного обучения для формирования положительных мотивов к изучению математики.

Задачи:  

  1. поиск активных форм сотрудничества с детьми.

  2. стимулировать любознательность, познавательные интересы и потребности.

  3. воспитать в обучающемся осознание того, что путь к его знаниям лежит  через творческую деятельность


Для меня приоритетной стала технология проблемного обучения. Почему именно она? Проблемный подход в обучении математике способствует развитию мыслительной деятельности обучающихся. Изучая поведение школьников на уроке, я сделала вывод, что если на уроке разыграна проблемная ситуация, (Слайд 7) то дети с интересом пытаются найти из нее выход, раскрывают свой потенциал.

Виды проблемной ситуации:

Познавательные.

Решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д. В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые понятия.

Оценочные.

Требуют критической оценки предметов и результатов труда.

Организаторско-производственные.

Решение организаторско-производственных проблем способствует развитию практического мышления, а также ведёт к поиску применения знаний на практике.

Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос, или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал.    На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

Приведу некоторые примеры создания проблемной ситуации в учебной деятельности на уроках математики. 

(Слайд 8) При изучении темы в 5 классе «Сложение дробей с разными знаменателями», в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, включаю задание, где знаменатели разные. Возникает проблема, и начинаем думать: «Почему не получилось?». Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делать и как решать.

Еще пример (Слайд 9) использования создания проблемных ситуаций через решение «Обманных задач»

Решаю быстро уравнение.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

7 класс «Линейные уравнения с одной переменной»

(5х+ 8) х 2 – 3 = 19

10х + 16 – 3 = 19

10х = 19 – 16 – 3

10х = 0

х = 0

Естественно при проверке ответ не сходится (т.к. в решении допущена ошибка, которую им предстоит найти).

(Слайд 10) Ситуацию создания «Обманных задач» можно создавать не только на уроках алгебры, но и на уроках геометрии.

Примеры таких заданий представлены на слайде.

1. Постройте прямоугольник со сторонами 2, 3 и 5 см.
2. Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы.
3. Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника.
4. Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника.
5. Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.

Ошибка допущена уже в формулировке задания. Однако обучающиеся замечают ее лишь тогда, когда не могут его выполнить.

Каким образом проявляется интерес? Многие хотят найти эту ошибку первыми.

Следовательно, (Слайд 11) с помощью технологии проблемного обучения я:

- развиваю познавательные интересы обучающихся через самостоятельный поиск новой информации;

- повышаю прочность усвоения знаний;

- воспитываю активную личность, формирую инициативность, ответственность, способность к сотрудничеству;

- решаю проблемы психологического комфорта на уроках.

 Используя технологию проблемного обучения нельзя обойтись без технологии критического мышления. (Слайд 12)

«Технология критического мышления»

позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.


 Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

(Слайд 13)

При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания, на постановку проблемы, поиск ее решения.

(Слай14) В своей работе я активно использую и информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;

- индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий;

- совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку обучающиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;

- организовать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся.

Например, на уроках геометрии, где обучающиеся работают с графическим изображением пространственных фигур, которые не всегда наглядно отражают их свойства. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы (программа «Живая геометрия»), которые позволяют создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов, что способствует развитию геометрической интуиции детей.

Уроки с применением ИКТ (Слайд 15) вызывают большой интерес у обучающихся, являются более наглядными, разнообразными. Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация), расширяется возможность самостоятельной деятельности. Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Ученикам рекомендую сайты, где собран теоретический и практический материал для самостоятельной подготовки к ОГЭ.

Применение данной технологии позволило мне повысить у обучащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межпредметную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности, подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. (Слайд 16) Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии.

Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому:

на уроках я соблюдаю санитарно-эпидемиологические требования к организации учебного процесса;

создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;

для снятия напряжения, усиления работоспособности использую динамические паузы, профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки;

осуществляю индивидуальный подход к обучающимся с учетом личностных возможностей;

на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровый образ жизни», «правильное питание», «экология».

В 5 класс приходят дети, для которых игра еще остается ведущей деятельностью, поэтому введение элементов занимательности в работу по математике является одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся. В своей работе я часто провожу уроки в форме игры. (Слайд 17)

«Игровые технологии»

 Решают следующие задачи:

  1. Осуществляют более свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний.

  2. Помогают исчезновению болезненной реакции учащихся на неудачные ответы.

  3. Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным


Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

Моя методическая копилка постоянно пополняется арсеналом учебных игр.

Так: (Слайд 18)

Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.

Игра «Забег по кругу» (на устном счете).


На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки.

Эти игры помогают усвоить все действия с целыми числами, вычислительные навыки, сообразительность, внимательность.

Игры-путешествия (Слайд 19) служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.

Они имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. 

(Слайд 20) Существенной особенностью игры-соревнования (на слайде)является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

Тема «Действия с рациональными числами»

Игра «Брейн - ринг»

Применяется при закреплении или повторении темы. В игре принимают участие 4 команды. Команды начинают решать задания одновременно после сигнала учителя. Команда, которая первой выполняет задание, звонит в колокольчик. Первые две команды, ответившие правильно, получают по баллу. За нарушение дисциплины баллы снимаются. Каждая команда после ответа собирает карточки и сдаёт на проверку, затем получает новое задание. Время выполнения задания 2 минуты. Задания подбираются по определённой теме урока.


Анализируя все это, делаю вывод, что использование современных образовательных технологий позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а обучающимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Для себя ставлю следующую задачу на будущее: (Слайд 21)

продолжить работу по формированию творческого потенциала обучающихся, развитию потребности к познанию нового.

Я считаю, что учитель без инноваций - это всегда учитель вчерашнего дня, учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя.

К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила немалый опыт обучения и воспитания учащихся.

(Слайд 22) Мои ученики ежегодно участвуют на районных, в заочных олимпиадах и конкурсах по предмету, и показывают неплохие результаты.

Никогда нельзя забывать простую истину: хороший учитель тот, у кого хотят учиться. Мой путь в профессию продолжается, я в постоянном поиске, верю в своих бывших, сегодняшних и будущих учеников. На протяжении 13 лет я стараюсь дарить детям знания, а они в свою очередь открываются для меня всеми гранями своей души.

Свое выступление я хочу закончить притчей (Слайд 23) Плутарха о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

Надеюсь, что математика действительно поможет ребятам в будущей жизни, и интерес к обучению будет только возрастать. И количество построенных храмов увеличится! (Слайд 24)

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!