СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Современные методы помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения»,  «детей с ограниченными возможностями здоровья»,«учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». Одним из главных аспектов данного направления в ЦППМСП является работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Современные методы помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ"»

Т.А. Данилина, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

КОУВО «Елань-Коленовский ЦППМСП»


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


В нашем образовательном учреждении живут и воспитываются дети, которые имеют различные особенности в развитии. Таких детей принято называть детьми с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Синонимами данного понятия также могут выступать следующие определения наших обучающихся: "дети с особыми образовательными потребностями", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". Так кто же они такие, дети с ОВЗ?

Специалистами КОУВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» с целью определения степени информированности общества о проблеме детей с ОВЗ было проведено социологическое исследование среди жителей с. Елань-Колено (работников почтового отделения, хлебоприёмного пункта, торговых точек села). В ходе исследования выявлено, что 90% опрошенных считают, что дети с ОВЗ – это дети, имеющие соматические заболевания (т.е., те заболевания, которые ставит педиатр в детской поликлинике). Например, наиболее часто звучали такие предположения: дети, которые имеют больное сердце, сахарный диабет, ДЦП и т.д.

Но, в настоящее время, по определению ВОЗ, под здоровьем понимается не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия.

Анализ данных статистики, опубликованных в прессе, показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми. Из общего числа родившихся детей - 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи. Среди отстающих в учёбе детей - 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т.к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.

Делаем вывод: кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Категория детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития (по классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым):

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушением речи (логопаты);

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- дети с умственной отсталостью;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением поведения и общения;

- дети с комплексными нарушениями психофизического развития.

Рождение такого ребёнка – ребёнка с ограниченными возможностями здоровья зачастую является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребёнка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Какие задачи ставит наш центр в процессе работы по сопровождению этих детей и семей? В первую очередь, это:

- изучение личности ребенка и родителей, системы их отношений;

- анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов семьи;

- формирование у ребёнка с ОВЗ навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;

- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

- формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, интеллектуальных процессов у ребёнка с ОВЗ;

- формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс;

- развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества и взаимодействия с семьей, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.

При этом процесс психолого-педагогического сопровождения основывается на следующих основных этапах:

  1. этап.

- Диагностическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка с ОВЗ.

- Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.

- Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ).

  1. этап.

- Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.

- Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

- Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

- Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «День матери» и др.).

- Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3 этап.

- Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Главное, что должны помнить специалисты, сопровождающие семью ребёнка с ОВЗ: в своей работе необходимо стремиться использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, школе и дома. И тогда наша общая цель – сделать ребёнка счастливым – будет осуществима. А ребёнок счастлив тогда, когда к нему относятся естественно, когда его не жалеют, когда его семья говорит не о нем, а с ним.