Т.А. Данилина, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
КОУВО «Елань-Коленовский ЦППМСП»
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В нашем образовательном учреждении живут и воспитываются дети, которые имеют различные особенности в развитии. Таких детей принято называть детьми с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Синонимами данного понятия также могут выступать следующие определения наших обучающихся: "дети с особыми образовательными потребностями", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". Так кто же они такие, дети с ОВЗ?
Специалистами КОУВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» с целью определения степени информированности общества о проблеме детей с ОВЗ было проведено социологическое исследование среди жителей с. Елань-Колено (работников почтового отделения, хлебоприёмного пункта, торговых точек села). В ходе исследования выявлено, что 90% опрошенных считают, что дети с ОВЗ – это дети, имеющие соматические заболевания (т.е., те заболевания, которые ставит педиатр в детской поликлинике). Например, наиболее часто звучали такие предположения: дети, которые имеют больное сердце, сахарный диабет, ДЦП и т.д.
Но, в настоящее время, по определению ВОЗ, под здоровьем понимается не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия.
Анализ данных статистики, опубликованных в прессе, показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми. Из общего числа родившихся детей - 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи. Среди отстающих в учёбе детей - 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т.к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.
Делаем вывод: кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Категория детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития (по классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым):
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития.
Рождение такого ребёнка – ребёнка с ограниченными возможностями здоровья зачастую является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребёнка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.
Какие задачи ставит наш центр в процессе работы по сопровождению этих детей и семей? В первую очередь, это:
- изучение личности ребенка и родителей, системы их отношений;
- анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов семьи;
- формирование у ребёнка с ОВЗ навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
- формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, интеллектуальных процессов у ребёнка с ОВЗ;
- формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс;
- развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества и взаимодействия с семьей, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.
При этом процесс психолого-педагогического сопровождения основывается на следующих основных этапах:
этап.
- Диагностическое сопровождение ребенка с ОВЗ.
- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка с ОВЗ.
- Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
- Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ).
этап.
- Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
- Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
- Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
- Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «День матери» и др.).
- Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап.
- Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Главное, что должны помнить специалисты, сопровождающие семью ребёнка с ОВЗ: в своей работе необходимо стремиться использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, школе и дома. И тогда наша общая цель – сделать ребёнка счастливым – будет осуществима. А ребёнок счастлив тогда, когда к нему относятся естественно, когда его не жалеют, когда его семья говорит не о нем, а с ним.