СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Создание у обучающихся основной общеобразовательной школы устойчивых и системных представлений о возможностях естественно-математического образования"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес учащихся к математическим знаниям периодически снижается. Одна из основных причин в том, что уроки математики не дают достаточно убедительного ответа на вопрос: зачем всё это нужно?

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Создание у обучающихся основной общеобразовательной школы устойчивых и системных представлений о возможностях естественно-математического образования"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Таяндинская СОШ»











Создание у обучающихся основной общеобразовательной школы устойчивых и системных представлений о возможностях естественно-математического образования











Учитель математики
МКОУ «Таяндинская СОШ» Силантьева Вера Афанасьевна















2016 г.

Интерес учащихся к математическим знаниям периодически снижается. Одна из основных причин в том, что уроки математики не дают достаточно убедительного ответа на вопрос: зачем всё это нужно?

Слайд 2

В то же время роль математики в самых разнообразных сторонах жизни общества велика. Между учебным предметом и математикой, применяемой на практике, возникает определенная пропасть. Мостом между ними может и должно послужить существенное усиление прикладной направленности курса математики.

Под прикладной направленностью обучения математике понимается формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики в других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту и т. п.

Усиление практической направленности математики – одна из основных задач, поставленных перед системой образования реформой общеобразовательной и профессиональной школы.

Слайд 3

Превращение науки в непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по предметам естественно – математического цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями: они выступают в качестве квалифицированного требования к рабочим многих современных профессий.

В школьном курсе математики особую ценность составляют задания, показывающие применение теоретических положений и выводов для практической жизни. Высокий уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, в конкретных производственных процессах.

Слайд 4

Знакомство учащихся с практическим применением изученного материала способствует воспитанию интереса к математике. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. На уроке присутствуют все ученики класса, а кружок, факультатив, внеклассное мероприятие, как правило, посещают лишь немногие. На уроках необходимо отводить место рассказам о значении математики, о математике вокруг нас, о замечательных людях, посвятивших свою жизнь математике, о связи с другими предметами и т. д. Интерес к математике усиливается, если ребята видят её связь с другими предметами. В этом плане огромное значение имеют уроки, которые ведут 2 – 3 учителя по разным предметам.

Так, на внеклассных мероприятиях в 5 – 6 классе родители знакомят ребят со своей работой, рассказывая при этом, где и как у них применяется математика. Учащиеся получают задание совершить «экскурсию» на производство к своим родителям и затем написать сообщение «Математика в профессии моих родителей», в котором должна содержаться задача с производственным содержанием, составленная учеником и её решение.

Слайд 6

Слайд 5

Ролик дрова Ролик капуста

Во время экскурсии ребята стараются детально разобраться в сути дела, тщательно собирают данные для составления задачи, причем нередко бывают на работе родителей не один раз. Такая работа способствует развитию творческих способностей учащихся, при этом у них появляется и укрепляется чувство уважения к своим родителям, затрагиваются и вопросы профориентации. В 7 – 8 классах ребята могут писать сообщения на темы «Математика вокруг нас», «Математика за страницами школьного учебника», либо сочиняют сказки, рассказы на математические темы ля обучающихся младших классов.

Слайд 7

Практика показывает, что школьники с большим интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму. К прикладной задаче следует предъявлять следующие требования:

  • способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;

  • задачи должны соответствовать программе курса, вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;

  • в содержании прикладных задач должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;

  • вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задачи должны «сближаться с реальной действительностью»;

  • прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность.

Цели прикладной направленности обучения математике: формирование конкретных представлений о роли и месте математики в жизни современного общества и формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения практических задач с помощью математики.

Главное в работе учителя по усилению прикладной направленности обучения – постоянная ориентация на применение изучаемого материала.

Прикладная задача повышает интерес учащихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.

Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, фабула которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.

В педагогических исследованиях прикладная направленность математики понимается как содержательная и методическая связь школьного курса с практикой, что предполагает развитие у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач.

Слайд 8

Задача 1. На рисунке изображен проект теплицы на приусадебном участке. На её покрытие имеется 89 м2 пленки. Заданы размеры теплицы: высота 2 м, длина 5м, наклон крыши - 45º. Найдите ширину теплицы, чтобы оптимально использовать пленку.

Задача 4. Чтобы застеклить все окна в здании больницы в городе Еманжелинска, после падения Челябинского метеорита понадобится некоторое количество стекол общей площадью 150 м2. Сколько понадобится стекол, ширина которых равна 30см и составляет 60% от длины?

Слайд 9



Задача 6. На заводе ИНСИ в поселке Зауральском по выпуску строительных блоков сотрудников на предприятии 50 чел., а рабочих - 100 чел. В течение трех лет они планируют ежегодно увеличивать на 20% от начального количества численность сотрудников и в 1,1 раза - число рабочих. Сможет ли предприятие содержать такой штат, если зарплату можно выплатить лишь двумстам работающим?

Слайд 11

Слайд 10

Задача 7. Средняя продолжительность жизни россиян составляет 64 года, причем 8 % из этих лет мы проживаем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь? Каким еще образом можно продлить жизнь человека? Что влияет на здоровье человека?

Слайд 12

Задача 11. Путь торможения по сухому асфальту при скорости движения автомобиля 60 км/ч составляет примерно 0,039 % его скорости, а по обледенелой дороге путь торможения увеличивается в этом же случае в 4 раза. Каков путь торможения автомобиля при скорости 60 км/ч по обледенелой дороге? (путь торможения - путь, пройденный автомобилем от начала торможения до его полной остановки).

Слайд 13

Задача 13. Нержавеющая сталь представляет собой сплав железа с хромом и никелем. Сколько хрома и никеля надо сплавить с 67,5 кг железа, если хрома в сплаве должно быть 15 %, а никеля в 30 раз меньше, чем хрома?

Задача 14. Индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку. Сета, издеваясь над царем, потребовал за первую клетку шахматной доски 1 зерно, за вторую-2 зерна, за третью- 4 зерна и т.д. Обрадованный царь приказал выдать такую «скромную» награду. Однако, оказалось, что царь не в состоянии выполнить желание Сеты. Почему?

Слайд 14

Задача 15. Даже по отдельным костям скелета археологи могут определить рост человека. Например, длина малой берцовой кости составляет 22% рост человека, а локтевой — 16% роста человека.

а) При раскопках нашли малую берцовую кость длиной 39,3 сантиметра. Каков был рост человека?

б) Как можно доказать, что локтевая кость длиной 20,3 сантиметра не могла принадлежать тому же человеку?

Задача 17. Составьте формулу для вычисления расхода горючего трактором при бороновании поля для посадки капусты в хозяйстве фермера д.Таянды, если на боронование 1га расходуется 1,3 кг горючего.

Слайд 15

Задача 18. Длина прыжка тигра Амура достигает 10,5 метра в длину. Через сколько прыжков Амур догонит козла Тимура, который находится на расстоянии 73,5 м от Амура?

Слайд 17

Слайд 16

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным».

Блез Паскаль

Слайд 18

На одном из складов Красноярского края рабочие заметили, что поднимается бетонный пол. Оказалось, что это шампиньоны. Чтобы узнать вес этих шампиньонов, надо решить уравнение (учитель предлагает уравнение).

Слайд 19

Ролик про шампиньоны.

Слайд 20 и 21

Ролик 1 и 2 сразу по щелчку один за другим

Деловая игра

Слайд 22

Заключительный.

Слайд 23

В жизни по-разному можно жить:

В горе и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Сергей Островой





Список использованной литературы

  1. Коваленко В.Г., Дидактические игры на уроках математики, Москва «Просвещение», 1990

  2. Краснощекова В. П.. Прикладная направленность обучения математики в средней школе. Методические разработки по спецкурсу. Пермь, 1997г.

  3. Терешин Н. А.. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. Для учителя. М.: Просвещение. 1990г.

  4. Шапиро И. М.. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990г.

  5. Петров В.А., Сурина Н.М., Геометрия в практической деятельности, Математика в школе № 2, 1993

  6. Покал В.В., Колятин Ю.М., О прикладной и практической направленности обучения математики, Математика в школе № 6, 1995

  7. Фоминых М. А., Фоминых Ю. Ф.. Алгебра – 8. Прикладные задачи. Пермь, 1993г.

  8. Фоминых М. А., Фоминых Ю. Ф.. Алгебра – 9. Прикладные задачи. Пермь, 1993г.

  9. Блехман, И.И. Прикладная математика: предмет, логика и особенности подходов / И.И. Блехман, А.Д. Мышкис, Я.Г. Пановко. – Киев: Научная думка 1976. – 287 с.

  10. Терешин, Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учащихся / Н.А. Терешин. – М: Просвещение, 1990. – 96 с.

  11. Шапиро, И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Кн. для учителя / И.М. Шапиро. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.