СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Создание ситуации успеха в практической деятельности учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе описаны методы и приемы создания ситуации успеха на урокаъх и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Создание ситуации успеха в практической деятельности учителя"»

СОГБОУ Духовщинская специальная /коррекционная/

школа-интернат VIII






Доклад

на тему:

Создание ситуации успеха в практической деятельности учителя


Подготовила:

Тарасова Елена Александровна

учитель начальных классов

















Создание ситуации успеха и успешности на уроках в

коррекционной школе.

Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. Приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием классного коллектива, пробуждают познавательную активность и стремление лучше учиться. Впечатление от успеха бывает так велико, что может кардинально изменить сложившееся отрицательное отношение к процессу обучения. В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей. Я назову некоторые приёмы и методы создания ситуации успеха.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:

  • Доступное объяснение учебного материала.

  • Обязательное использование занимательной наглядности.

  • Дидактические игры.

  • Парные и групповые творческие задания.

  • Индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный подход) .

  • Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе.

  • Словесная поддержка педагога. Не менее важным приёмом является словесная поддержка педагога, т.е использование фраз типа: «Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание», «Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты всё сумеешь сделать сам.

  • Установка на позитивное решение проблемы (Вместе мы преодолеем все.

  • Трудности. Мы всегда найдём решение.

  • Элементы аутотренинга (Я буду стараться, и у меня получится.).

Дети с ограниченными возможностями здоровья склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример. Поэтому содержание похвалы и ее формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: тщательность выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения,

усвоение каких-либо знаний. Таким образом, создание ситуации успеха способствует решению важнейших задач обучения и воспитания.

В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не

приходится говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учащихся проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации. В связи с этим появилась необходимость создавать ситуации успеха искусственно.

Большое внимание необходимо уделять организации системы уроков таким образом, чтобы каждый из них способствовал вовлечению учащихся в работу на разных этапах, поддержанию устойчивого познавательного интереса и активности каждого ученика.

Особое значение приобретает подбор специальных индивидуальных заданий и упражнений с учётом уровня знаний и способностей каждого ученика. Как правило, результат положительный.

Таким образом, при условии постоянного стимулирования успешности обучения, учащихся ограниченными возможностями здоровья отмечается значительная позитивная динамика в формировании устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности.

Доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению успеха. В любом учебном материале можно найти трудные и легкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Пусть учащийся познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит педагогу незаметно (в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка) повысить

уровень требований к нему, и тем самым мотивировать его на познание более сложного материала.

Если учитель оценит ученика относительно достижения более успешных

одноклассников, то эффект воздействия уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «все равно хуже», преувеличение успеха создает впечатление несправедливости. Чтобы этого не происходило, нужно сравнивать ученика не с другими учащимися, а с его прежними достижениями, т.е. оценивать продвижение.

К примеру, анализируя готовые работы, нужно обращать внимание детей и на такую работу, в которой хорошо выполнены лишь отдельные элементы задания. При этом важно особо отметить даже малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

При организации ситуации успеха немаловажное значение имеет изучение

индивидуальных особенностей и способностей своих учеников, иначе вся работа может обернуться неудачей и приведет к негативному результату.

Все эти моменты очень важны, иначе ситуация успеха может «сорваться».

Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Чтобы поддержать степень увлечённости, на последующих уроках должны быть организованы условия для создания новых ситуаций успеха, не связанных с предыдущей; на основе напоминания о предшествующем успехе должны определяться новые задачи в рамках того же предмета.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

Успех (успешность) ребёнка – качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективных результатов и субъективного к ним отношения самого ребёнка. Может быть, что ребёнок достигает многого, но такой ценой, что чувствует

себя неудачливым, а не успешным. Может быть, он продвинулся вперёд совсем чуть – чуть (если судить объективно). Но для него самого – это преодоление, победа, и радость от своего успеха.

Задача преподавателя сделать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, уверенно, был мотивирован на успешную учебную деятельность.

Мы провели опрос среди учащихся.

Цель: выявить в каких ситуациях чувствуют дети себя комфортно.

Задание: продолжи предложение:

Я чувствую себя комфортно, когда учитель…

- поддерживает меня - 25%

-помогает мне – 20%

улыбается мне и говорит что-то приятное -10%

- когда учитель хвалит меня – 45%

-ругается на меня.

Задача преподавателя сделать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, уверенно, был мотивирован на успешную учебную деятельность.

Свой доклад мне хотелось бы закончить притчей.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!