СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад воспитательная работа на уроках математики в коррекционной школе 8 вида

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель математики ГС (К) ОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №1»

Г. Железноводск

Земцова Валентина Яковлевна

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 ВИДА

          Одной из главных целей обучения  математике детей с ОВЗ является подготовка их к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами  математики. Главное для современной школы - не только чему она учит, а как воспитывает, какие прививает нужные для жизни  умения, знания.  

          Целью воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида является создание условий для воспитания социально - адаптивной личности и интеграция детей с недостатками интеллектуального развития в социум. Создание условий для воспитания подразумевает с одной стороны наличие  творческого педагогического коллектива, а с другой стороны – наличие целостной воспитательной системы. Урок – основное звено в системе обучения учащихся с ОВЗ. Кроме образовательных и коррекционных задач, которые решаются на каждом уроке, учитель ставит перед собой задачу сделать каждый урок воспитывающим. Урок математики -  не исключение. Воспитание на уроке! На него работает всё - и стиль общения, и дидактическая структура, и отбор содержания материала, и методические приёмы. Каждая секунда урока воспитывает.    Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте.

 Содержание программного материала позволяет учителю воспитывать у учащихся патриотические чувства, гражданственность, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому родной страны, развивать нравственные и эстетические качества личности. Необходимо воспитывать у учащихся с ОВЗ  общечеловеческие черты, такие как: справедливость, милосердие, доброта, ответственность, правдивость, трудолюбие. Очень важно в современных условиях воспитывать и развивать потребность к здоровому образу жизни, а также содействовать выбору профессии.

           Воспитание как целенаправленное воздействие на человека в процессе формирования личности играет определяющую роль, т.к. именно посредством его в сознании и поведении  воспитанников с ОВЗ  формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.

           Проблемы воспитания всегда должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы и каждого учителя. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических отношений. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив трудоустройства, отсутствие четких нравственных ориентиров – эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. В воспитании все главное – и урок, и внеурочная деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Нужно отметить, что воспитательная работа с учащимися воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной работе.

           Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека.  Каждому выпускнику придётся столкнуться в жизни с решением экономических задач бытового характера. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество, а также воспитывает у них ответственность, аккуратность, самостоятельность, уверенность, помогает формированию этических норм поведения. При решении арифметических задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации.  В активный словарь учащихся вводятся термины: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии»,  «себестоимость»,  «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». На уроках решаю с детьми задачи, связанные с расчетом оплаты за израсходованную электроэнергию за месяц.

Задача. Рассчитайте, какую сумму  нужно заплатить за электричество за май месяц. Показания счетчика: конечное – 13485 квт/ч, предыдущие показания счетчика – 13184 квт/ч. Решение задачи:

1) Какое количество электроэнергии затрачено за месяц?

    13485-13184=301(квт/ч)

2) Какую сумму необходимо заплатить за электричество?

     3,86*301=1161,86(руб.)

Для решения этой задачи необходимо знать плательщикам тариф на оплату электричества в данном регионе страны. Знакомлю учащихся с понятием «субсидии», объясняю, куда надо обратиться за получением субсидий на оплату коммунальных услуг. Задачи составляем  и  решаем с каждым из этих понятий. Очень важно объяснить учащимся, что оплату коммунальных услуг надо производить вовремя, чтобы не было задолженности по оплате, которая влечет за собой неприятные последствия для абонентов. Нужно быть ответственными и законопослушными гражданами. При изучении темы проценты в 9 классе знакомлю учеников с новыми понятиями: «ссуда», «кредит», « процентная ставка», «скидка», «подоходный налог» и так далее. При прохождении темы на нахождение нескольких процентов от числа решаем задачи с использованием этих понятий. Числовой материал берем из жизни. Ребята интересуются многими вопросами: по покупкам в магазине, какие скидки на товары в магазинах, под какой процент дают кредит в банке, какой налог нужно заплатить за землю, за машину, сколько денег уходит из зарплаты на оплату подоходного налога и т. д. Например:

Задача 1. Новогодние скидки на бытовую технику в магазине составили 20%. Сколько рублей нужно заплатить за телевизор, если его цена 25840 рублей? Сколько денег сэкономили?

Задача 2. Клиент взял кредит в банке на покупку машины в размере 200000 рублей на 3 года. Кредитная ставка составила 17% годовых. Сколько рублей он должен вернуть банку через 3 года?

Задача 3. Зарплата рабочего в месяц составляет 24600 рублей. Сколько рублей он получит на руки, если подоходный налог равен 13%?

Таких задач мы решаем много, это позволяет учащимся лучше ориентироваться в окружающем мире, повышает их самооценку, воспитывает у них чувство собственного достоинства.

Решение каждой задачи ведется в режиме пошаговых программ. Для решения более сложных экономических задач создаётся алгоритм в форме технологической карты. Например: посмотреть на счётчик – снять показания - записать показания в тетрадь – сравнить с показаниями за предыдущий месяц – произвести вычисление – полученные данные умножить на тариф – полученную сумму вписать в квитанцию – произвести оплату на почте или в банке. 

           Решение задач с элементами экономики при обучении детей с ОВЗ помогает выпускникам достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры, что в известной степени воспитывает у них жизнестойкость в современных социально-экономических условиях. С помощью предметно-практической направленности урока создаются адекватные представления об экономической действительности, обеспечивается разумное потребительское поведение.  У ребят формируется более адекватная оценка своего и чужого труда и социальных действий государства, воспитывается уважение  к результатам труда людей.

         Материал арифметических задач, которые я предлагаю учащимся  для решения на уроках, задания по нумерации  содержат сведения об успехах развития промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране и прежде всего в нашем крае, росте благосостояния российских людей. Это расширяет кругозор учеников, способствует воспитанию любви к своей Родине, гордости за неё.

Например.

Задача 1.   В  2013 году Ставропольский край собрал 6,2 млн. тонн зерна.

82% всего зерна составляет пшеница высшего качества. Сколько тонн  зерна высшего качества было собрано?

Задача 2.   В 2013 году труженики Ставропольского края собрали 6,2 млн. тонн  зерна, труженики Краснодарского края – на 2 млн. тонн больше, чем Ставропольского, а труженики Ростовской области – на  3 млн. тонн меньше, чем Краснодарского края. Сколько тонн зерна собрали труженики юга России?

 Задача 3. Урожайность зерна в крае с 1 га  в  2013 году составила – 30 ц, а   урожайность с 1 га в Кочубеевском районе края составила – 52 ц. На сколько центнеров урожайность с 1 га в Кочубеевском районе превысила среднюю урожайность по краю?

           В целях воспитания у учащихся патриотических чувств, гражданственности, любви к Родине, уважения к историческому прошлому родной страны в рамках празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне я провела тематические уроки: «Сталинградская битва в цифрах», «Математика и математики в Великой Отечественной войне», «Битва под Москвой» - учащимся были предложены задачи с числовым материалом, отражающим реалии количественного участия  наших войск и противника в этой битве.

Задача 1.  В битве под Москвой участвовало 1100000 советских солдат и 1708000 гитлеровских солдат. На сколько человек число германских войск превышало число советских солдат?

Задача 2.  В битве под Москвой у советской армии было 7652

орудия, а у немцев – 13500 орудий. На  сколько единиц меньше орудий было у советской армии?

Задача 3.  Сравните количество боевой техники участвующих в битве под Москвой с обеих сторон.

СССР -774 танка, 1000 самолетов

ГЕРМАНИЯ  --1170 танков, 615 самолетов

Решая предложенные задачи, ребята  сами убедились в мужестве наших солдат, нанесших поражение фашистам под Москвой, хотя враги имели численное преимущество, как в живой силе, так и в количестве орудий. Урок  на тему « Блокада Ленинграда» был проведен в разных классах: в 5,8,9 классах на разном числовом материале: предлагаю небольшую часть из него:

Задача 1.  Сколько дней длилась блокада Ленинграда, если началась она 8 сентября 1941 года, а закончилась 27 января 1944 года?

Интересными будут следующие задания на вычисления:

1. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько? Сосчитайте

228,7 * 10000 =            (2887000 человек)

2. Во время зимы 1941-1942 годов стояли страшные морозы. Какие? Сосчитайте.

10,5 + 40,5 -  8 =           (43 С)

3. На заводах у станков взрослых заменили подростки. Сколько часов в сутки они работали? Вычислите.

2,8: 2 * 10 =                   (14 часов)

Задача 1.  Сколько граммов весит  1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг?  Из чего состоял блокадный хлеб? С  1941года он выпекался из смеси  (норма на 1 человека – 200 граммов)

Задача 2.  Пищевая целлюлоза – 20% , жмых – 4%, отруби – 4%, овсяная мука – 4%, солодовая мука – 14% , соевая мука – 4%, горох – 15%, картофель – 15%, вода – 16% . Сколько граммов каждого компонента смеси было в кусочке блокадного хлеба?

И как итог на каждом уроке решили задачу следующего содержания:

Задача. 20 000 000 человек наша страна потеряла в Великой  Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве войны по  минуте молчания, то нам бы пришлось молчать, сколько лет?       (38 лет)

         Одним из направлений патриотического воспитания детей на уроке является краеведение.  Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На уроках  математики очень полезно решать  задачи на основе краеведческого  материала. В своей работе я широко использую материалы краеведения при решении задач на различных этапах урока.

Задача 1.  Город Ставрополь был основан в 1777 году. Сколько  лет исполнилось нашему краевому центру?

Задача 2.  Солнце над городом Ставрополем сияет 2200 часов в год. Сколько дней в году солнечных?

Задача 3.  Первая гидроэлектростанция в России  Белый уголь была построена близ города Ессентуки на реке  Подкумок  в 1903 году. Сколько лет первой гидроэлектростанции?

Задача 4.  В каком году на горе Машук была открыта первая канатная дорога на Кавказских Минеральных водах, если в  2015году ей исполнилось 45лет?

Задача 5. В 2013 году исполнилось 100 лет, как в городе Пятигорске был пущен первый трамвай. В каком году  произошло это событие?

Задача 6.  В 1893 году  открыто движение поездов от станции  Мин-Воды до Кисловодска. Сколько лет этому событию?

         Использование  материалов краеведения создают благоприятную почву для воспитания у учащихся любви к малой своей Родине, гордости за нее и желания приумножать ее богатства и сделать ее еще красивее.

          Одна из главных воспитательных задач, осуществляемая на уроке  - преодоление сухости и формальности в преподавании математики. Путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. Воспитание невозможно без формирования целостного взгляда на мир и разнообразие природы, без бережного отношения к ней. Вспоминаются слова писателя Леонида Леонова: « Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает  дурного поступка, он прошел душевный университет» На уроках математики я широко использую цифровой материал по экологии. Предлагаю некоторые из них:

 

Задача 1.  В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Задача 2.  Из 1 т тряпья при переработке получают 600м ткани. Сколько м ткани можно получить из 25 т тряпья?

Задача 3.  Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубаются каждый год 12 000 000 га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля за год?

Задача 4.  Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3 хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

Задача 5.  Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространенного и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живет 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?

  Можно привести еще множество задач на экологическую тему, в которых изложен интересный цифровой материал, об экологии, живой и неживой природе, переложить его на задачи, создать свой маленький проект. Так из урока в урок у учащихся естественным образом будут развиваться патриотические чувства, чувство гордости за свою большую и малую  родину, и вместе тем сформируется познавательный интерес, повысится мотивация к обучению. Все это позволит сформировать в процессе обучения личностно-ориентированного успешного ученика, способного принести пользу своей Родине.

          Развитию творческой активности учащихся и воспитанию у них трудолюбия, ответственности и самостоятельности как черты характера, является  умело организованная разнообразная самостоятельная работа на всех этапах урока. Самостоятельная работа на каждом этапе урока математики имеет свои цели и задачи.  Самостоятельная работа должна способствовать продвижению в развитии каждого ребенка, формировать у него умения и вычислительные навыки  и воспитывать желание самому добывать знания. Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами: карточки, тесты, контрольные минутки и т.д.

Большую по­мощь в обучении и воспитании учащихся оказывают наглядные пособия и технические средства обучения.

Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, то урок становится живым и интересным для каждого ученика, а значит - воспитывающим.

И так каковы же условия, позволяющие успешно решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

- Виды деятельности на уроке должны быть разнообразными в соответствии с поставленными образовательными, коррекционными и воспитательными целями и задачами;

- Способы и приемы подачи материала и осуществления воспитательных задач должны быть оптимальными;

-  Необходимо применение наглядности и ИКТ;

- Числовой материал должен соответствовать образовательным, коррекционным и воспитательным задачам;

- Необходимо применять  различные виды текущего контроля;

- Создание ситуации успеха на каждом уроке;

- Использование краеведческого и исторического материала;

- Рефлексия на каждом уроке с целью коррекции в дальнейшем образовательных и воспитательных задач.

    Процесс воспитания на каждом уроке – эта сама жизнь учащегося, и она должна быть интересной и содержательной.

         Любой урок математики несёт огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность не упустить возможности этого потенциала, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.   

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА. 

 

1. Антропов А.П. Математика во вспомогательной школе.  СПб. 1992 г.

2. Дефектология. 2002г. №1 с.26-32

3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 класс. М. ВАКО. 2007г.            

4. М.Н. Перова Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.-1978г.

5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. М. 2001г.

6. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении 8 вида. Учебно-методическое пособие. М. 2004г.

Просмотр содержимого документа
«доклад воспитательная работа на уроках математики в коррекционной школе 8 вида»

Учитель математики ГС (К) ОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №1»

Г. Железноводск

Земцова Валентина Яковлевна



ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 ВИДА

Одной из главных целей обучения  математике детей с ОВЗ является подготовка их к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами  математики. Главное для современной школы - не только чему она учит, а как воспитывает, какие прививает нужные для жизни умения, знания.

Целью воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида является создание условий для воспитания социально - адаптивной личности и интеграция детей с недостатками интеллектуального развития в социум. Создание условий для воспитания подразумевает с одной стороны наличие творческого педагогического коллектива, а с другой стороны – наличие целостной воспитательной системы. Урок – основное звено в системе обучения учащихся с ОВЗ. Кроме образовательных и коррекционных задач, которые решаются на каждом уроке, учитель ставит перед собой задачу сделать каждый урок воспитывающим. Урок математики - не исключение. Воспитание на уроке! На него работает всё - и стиль общения, и дидактическая структура, и отбор содержания материала, и методические приёмы. Каждая секунда урока воспитывает. Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте.

Содержание программного материала позволяет учителю воспитывать у учащихся патриотические чувства, гражданственность, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому родной страны, развивать нравственные и эстетические качества личности. Необходимо воспитывать у учащихся с ОВЗ общечеловеческие черты, такие как: справедливость, милосердие, доброта, ответственность, правдивость, трудолюбие. Очень важно в современных условиях воспитывать и развивать потребность к здоровому образу жизни, а также содействовать выбору профессии.

Воспитание как целенаправленное воздействие на человека в процессе формирования личности играет определяющую роль, т.к. именно посредством его в сознании и поведении воспитанников с ОВЗ формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.

Проблемы воспитания всегда должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы и каждого учителя. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических отношений. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив трудоустройства, отсутствие четких нравственных ориентиров – эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. В воспитании все главное – и урок, и внеурочная деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Нужно отметить, что воспитательная работа с учащимися воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной работе.

Система математических знаний, преподаваемая на уроках математики, в совокупности со знаниями, умениями и навыками, приобретёнными учащимися на других уроках, способствует подготовке выпускников к самостоятельной жизни. Успешное освоение программного материала по математике способствует социализации учащихся на всех уровнях. Выпускники коррекционных школ в самостоятельной жизни часто оказываются социально беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жёсткими условиями выживания, чем выпускникам массовой школы, из-за ограниченных возможностей здоровья, конкуренции на рынке труда, низких заработков неквалифицированных рабочих и других обстоятельств.

Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека. 
Каждому выпускнику придётся столкнуться в жизни с решением экономических задач бытового характера. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество, а также воспитывает у них ответственность, аккуратность, самостоятельность, уверенность, помогает формированию этических норм поведения. При решении арифметических задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации. 
В активный словарь учащихся вводятся термины: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «себестоимость», «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». На уроках решаю с детьми задачи, связанные с расчетом оплаты за израсходованную электроэнергию за месяц.

Задача. Рассчитайте, какую сумму нужно заплатить за электричество за май месяц. Показания счетчика: конечное – 13485 квт/ч, предыдущие показания счетчика – 13184 квт/ч. Решение задачи:

1) Какое количество электроэнергии затрачено за месяц?

13485-13184=301(квт/ч)

2) Какую сумму необходимо заплатить за электричество?

3,86*301=1161,86(руб.)

Для решения этой задачи необходимо знать плательщикам тариф на оплату электричества в данном регионе страны. Знакомлю учащихся с понятием «субсидии», объясняю, куда надо обратиться за получением субсидий на оплату коммунальных услуг. Задачи составляем и решаем с каждым из этих понятий. Очень важно объяснить учащимся, что оплату коммунальных услуг надо производить вовремя, чтобы не было задолженности по оплате, которая влечет за собой неприятные последствия для абонентов. Нужно быть ответственными и законопослушными гражданами. При изучении темы проценты в 9 классе знакомлю учеников с новыми понятиями: «ссуда», «кредит», « процентная ставка», «скидка», «подоходный налог» и так далее. При прохождении темы на нахождение нескольких процентов от числа решаем задачи с использованием этих понятий. Числовой материал берем из жизни. Ребята интересуются многими вопросами: по покупкам в магазине, какие скидки на товары в магазинах, под какой процент дают кредит в банке, какой налог нужно заплатить за землю, за машину, сколько денег уходит из зарплаты на оплату подоходного налога и т. д. Например:

Задача 1. Новогодние скидки на бытовую технику в магазине составили 20%. Сколько рублей нужно заплатить за телевизор, если его цена 25840 рублей? Сколько денег сэкономили?

Задача 2. Клиент взял кредит в банке на покупку машины в размере 200000 рублей на 3 года. Кредитная ставка составила 17% годовых. Сколько рублей он должен вернуть банку через 3 года?

Задача 3. Зарплата рабочего в месяц составляет 24600 рублей. Сколько рублей он получит на руки, если подоходный налог равен 13%?

Таких задач мы решаем много, это позволяет учащимся лучше ориентироваться в окружающем мире, повышает их самооценку, воспитывает у них чувство собственного достоинства.

Решение каждой задачи ведется в режиме пошаговых программ. Для решения более сложных экономических задач создаётся алгоритм в форме технологической карты. Например: посмотреть на счётчик – снять показания - записать показания в тетрадь – сравнить с показаниями за предыдущий месяц – произвести вычисление – полученные данные умножить на тариф – полученную сумму вписать в квитанцию – произвести оплату на почте или в банке. 

Решение задач с элементами экономики при обучении детей с ОВЗ помогает выпускникам достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры, что в известной степени воспитывает у них жизнестойкость в современных социально-экономических условиях. С помощью предметно-практической направленности урока создаются адекватные представления об экономической действительности, обеспечивается разумное потребительское поведение. 
У ребят формируется более адекватная оценка своего и чужого труда и социальных действий государства, воспитывается уважение к результатам труда людей.

  Материал арифметических задач, которые я предлагаю учащимся для решения на уроках, задания по нумерации содержат сведения об успехах развития промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране и прежде всего в нашем крае, росте благосостояния российских людей. Это расширяет кругозор учеников, способствует воспитанию любви к своей Родине, гордости за неё.

Например.

Задача 1. В 2013 году Ставропольский край собрал 6,2 млн. тонн зерна.

82% всего зерна составляет пшеница высшего качества. Сколько тонн зерна высшего качества было собрано?

Задача 2. В 2012 году в крае было собрано 4,3 млн. тонн зерна, а в 2013 году- 6,2 млн. тонн. На сколько тонн зерна больше собрали в крае в 2013 году?

Задача 3. В 2013 году труженики Ставропольского края собрали 6,2 млн. тонн зерна, труженики Краснодарского края – на 2 млн. тонн больше, чем Ставропольского, а труженики Ростовской области – на 3 млн. тонн меньше, чем Краснодарского края. Сколько тонн зерна собрали труженики юга России?

Задача 4. Урожайность зерна в крае с 1 га в 2013 году составила – 30 ц, а урожайность с 1 га в Кочубеевском районе края составила – 52 ц. На сколько центнеров урожайность с 1 га в Кочубеевском районе превысила среднюю урожайность по краю?

В целях воспитания у учащихся патриотических чувств, гражданственности, любви к Родине, уважения к историческому прошлому родной страны в рамках празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне я провела тематические уроки: «Сталинградская битва в цифрах», «Математика и математики в Великой Отечественной войне», «Битва под Москвой» - учащимся были предложены задачи с числовым материалом, отражающим реалии количественного участия наших войск и противника в этой битве.

Задача 1. В битве под Москвой участвовало 1100000 советских солдат и 1708000 гитлеровских солдат. На сколько человек число германских войск превышало число советских солдат?

Задача 2. В битве под Москвой у советской армии было 7652

орудия, а у немцев – 13500 орудий. На сколько единиц меньше орудий было у советской армии?

Задача 3. Сравните количество боевой техники участвующих в битве под Москвой с обеих сторон.

СССР -774 танка, 1000 самолетов

ГЕРМАНИЯ --1170 танков, 615 самолетов

Решая предложенные задачи, ребята сами убедились в мужестве наших солдат, нанесших поражение фашистам под Москвой, хотя враги имели численное преимущество, как в живой силе, так и в количестве орудий. Урок на тему « Блокада Ленинграда» был проведен в разных классах: в 5,8,9 классах на разном числовом материале: предлагаю небольшую часть из него:

Задача 1. Сколько дней длилась блокада Ленинграда, если началась она 8 сентября 1941 года, а закончилась 27 января 1944 года?

Интересными будут следующие задания на вычисления:

1. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько? Сосчитайте

228,7 * 10000 = (2887000 человек)

2. Во время зимы 1941-1942 годов стояли страшные морозы. Какие? Сосчитайте.

10,5 + 40,5 - 8 = (43 С)

3. На заводах у станков взрослых заменили подростки. Сколько часов в сутки они работали? Вычислите.

2,8: 2 * 10 = (14 часов)

4. Зима 1941-1942 годов. Не стало отопления, света, стены домов промерзли. Посчитайте. На сколько см в глубину промерзли стены домов?

12,4 – 0,4 + 18 = (30 см)

Задача 2. Сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? Из чего состоял блокадный хлеб? С 1941года он выпекался из смеси (норма на 1 человека – 200 граммов)

Задача 3. Пищевая целлюлоза – 20% , жмых – 4%, отруби – 4%, овсяная мука – 4%, солодовая мука – 14% , соевая мука – 4%, горох – 15%, картофель – 15%, вода – 16% . Сколько граммов каждого компонента смеси было в кусочке блокадного хлеба?

И как итог на каждом уроке решили задачу следующего содержания:

Задача. 20 000 000 человек наша страна потеряла в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве войны по минуте молчания, то нам бы пришлось молчать, сколько лет? (38 лет)

Одним из направлений патриотического воспитания детей на уроке является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На уроках математики очень полезно решать задачи на основе краеведческого материала. В своей работе я широко использую материалы краеведения при решении задач на различных этапах урока.

Задача 1. Город Ставрополь был основан в 1777 году. Сколько лет исполнилось нашему краевому центру?

Задача 2. Солнце над городом Ставрополем сияет 2200 часов в год. Сколько дней в году солнечных?

Задача 3. Первая гидроэлектростанция в России Белый уголь была построена близ города Ессентуки на реке Подкумок в 1903 году. Сколько лет первой гидроэлектростанции?

Задача 4. В каком году на горе Машук была открыта первая канатная дорога на Кавказских Минеральных водах, если в 2015году ей исполнилось 45лет?

Задача 5. Великий русский поэт А. С. Пушкин впервые побывал на Кавказе в 1820 году. Сколько времени прошло с тех пор?

Задача 6. В 2013 году исполнилось 100 лет, как в городе Пятигорске был пущен первый трамвай. В каком году произошло это событие?

Задача 7. В 1893 году открыто движение поездов от станции Мин-Воды до Кисловодска. Сколько лет этому событию?

Задача 8. В прошлом веке от Москвы до Мин-Вод добирались 13 суток, а в наше время авиалайнер доставит вас всего за 2 часа. На сколько единиц времени больше добирались в прошлом веке, чем сейчас? Во сколько раз меньше времени потребуется на путь из Москвы до Мин- Вод сейчас, чем в прошлом веке?

Использование материалов краеведения создают благоприятную почву для воспитания у учащихся любви к малой своей Родине, гордости за нее и желания приумножать ее богатства и сделать ее еще красивее.

Одна из главных воспитательных задач, осуществляемая на уроке - преодоление сухости и формальности в преподавании математики. Путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. Воспитание невозможно без формирования целостного взгляда на мир и разнообразие природы, без бережного отношения к ней. Вспоминаются слова писателя Леонида Леонова: « Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он прошел душевный университет» На уроках математики я широко использую цифровой материал по экологии. Предлагаю некоторые из них:


Задача 1. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Задача 2. Из 1 т тряпья при переработке получают 600м ткани. Сколько м ткани можно получить из 25 т тряпья?

Задача 3. Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за 1 мин приносят в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за час?

Задача 4. Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубаются каждый год 12 000 000 га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля за год?

Задача 5. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3 хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

Задача 6. Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространенного и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живет 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?

Задача 7. Береза в сутки поглощает из почвы 40 л влаги, а эвкалипт - в 8 раз больше. Сколько влаги из почвы поглощают в сутки береза и эвкалипт вместе?

Можно привести еще множество задач на экологическую тему, в которых изложен интересный цифровой материал, об экологии, живой и неживой природе, переложить его на задачи, создать свой маленький проект. Так из урока в урок у учащихся естественным образом будут развиваться патриотические чувства, чувство гордости за свою большую и малую родину, и вместе тем сформируется познавательный интерес, повысится мотивация к обучению. Все это позволит сформировать в процессе обучения личностно-ориентированного успешного ученика, способного принести пользу своей Родине.

Развитию творческой активности учащихся и воспитанию у них трудолюбия, ответственности и самостоятельности как черты характера, является умело организованная разнообразная самостоятельная работа на всех этапах урока. Самостоятельная работа на каждом этапе урока математики имеет свои цели и задачи. Самостоятельная работа должна способствовать продвижению в развитии каждого ребенка, формировать у него умения и вычислительные навыки и воспитывать желание самому добывать знания. Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами: карточки, тесты, контрольные минутки и т.д.

Большую по­мощь в обучении и воспитании учащихся оказывают наглядные пособия и технические средства обучения.

Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, то урок становится живым и интересным для каждого ученика, а значит- воспитывающим.

И так каковы же условия, позволяющие успешно решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

- Виды деятельности на уроке должны быть разнообразными в соответствии с поставленными образовательными, коррекционными и воспитательными целями и задачами;

- Способы и приемы подачи материала и осуществления воспитательных задач должны быть оптимальными;

- Необходимо применение наглядности и ИКТ;

- Числовой материал должен соответствовать образовательным, коррекционным и воспитательным задачам;

- Необходимо применять различные виды текущего контроля;

- Создание ситуации успеха на каждом уроке;

- Использование краеведческого и исторического материала;

- Рефлексия на каждом уроке с целью коррекции в дальнейшем образовательных и воспитательных задач.

Процесс воспитания на каждом уроке – эта сама жизнь учащегося, и она должна быть интересной и содержательной.

Любой урок математики несёт огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность не упустить возможности этого потенциала, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.




ЛИТЕРАТУРА.


1. Антропов А.П. Математика во вспомогательной школе. СПб. 1992 г.

2. Дефектология. 2002г. №1 с.26-32

3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 класс. М. ВАКО. 2007г.

4. М.Н. Перова Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.-1978г.

5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. М. 2001г.

6. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении 8 вида. Учебно-методическое пособие. М. 2004г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!