СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: патриотическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе 8 вида

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида»

Земцова Валентина Яковлевна учитель математики высшая категория Патриотическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

У В.П. Астафьева есть слова  «Если у человека нет матери ,нет отца, но есть Родина – он еще не сирота…» Очень важно с детских лет у каждого ребенка воспитать патриотическое чувство, ощутить себя гражданином своей Родины, чтобы в своей дальнейшей жизни быть полезным членом общества. В  современных условиях проблемы воспитания приобрели особую остроту. Слабость воспитательной работы в школе привела к тому, что основным источником ценностей для молодежи стали СМИ, где в качестве идеала утверждается богатое и сытое существование, где из жизни практически исключаются нравственные ценности, главное – бери от жизни все. Все это приводит к дезориентации в жизни детей школьного возраста, подростков: отсюда - рост социальной агрессии и преступности, увеличение уровня нервно-психических заболеваний. А это в конечном итоге приведет к самоуничтожению нации, что совершенно недопустимо. Именно поэтому нравственное, гражданское, патриотическое воспитание становится приоритетной общенациональной задачей. Исследованием проблемы патриотического воспитания занимались известные педагоги и исследователи К.Д.  Ушинский (Человек как предмет воспитания), В.А.Сухомлинский (Сердце отдаю детям ) и т.д. Идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена объединялись все слои российского общества. Базой патриотического воспитания в школе является нравственное, эстетическое, трудовое, и умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются ростки духовно- нравственных  патриотических чувств.         Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию необходимо с создания для учащихся комфортной среды для обучения. Из чувства привязанности к друзьям, родной семье, школе, родной улице, поселку, городу будет формироваться более сложное образование- чувство любви к своему Отечеству. Уроки математики позволяют учителю давать не только сумму определенных знаний, формировать ЗУН, но и воспитывать учащихся. Одним из эффективных  средств воспитания у  уч-ся патриотических чувств является решение  математических задач. Математические задачи отражают разные стороны жизни, несут массу полезной информации, поэтому их решение – это звено в системе нравственного и трудового воспитания. Наряду с решением готовых текстовых задач  уч-ся должны учиться преобразованию, составлению задач, т.е. творческой работе над ними. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи.    Одним из ведущих направлений патриотического воспитания детей является краеведение.Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На уроках  математики очень полезно решать  задачи на основе краеведческого  материала. Это,  прежде всего, задачи содержащие сведения о достижениях тружеников Ставрополья, истории городов, природе края. Задача 1.   В  2013 году Ставропольский край собрал 6,2 млн. тонн зерна. 82% всего зерна составляет пшеница высшего качества. Сколько тонн  зерна высшего качества было собрано? Задача 2.   В 2012 году в крае было собрано 4,3 млн. тонн зерна, а в  2013 году- 6,2 млн. тонн. На сколько тонн зерна больше собрали в крае в 2013 году? Задача 3.   В 2013 году труженики Ставропольского края собрали 6,2 млн. тонн  зерна, труженики Краснодарского края – на 2 млн. тонн больше, чем Ставропольского, а труженики Ростовской области – на  3 млн. тонн меньше, чем Краснодарского края. Сколько тонн зерна собрали труженики юга России? 

 Задача 4. Урожайность зерна в крае с 1 га  в  2013 году составила – 30 ц, а   урожайность с 1 га в Кочубеевском районе края составила – 52 ц. На сколько центнеров урожайность с 1 га в Кочубеевском районе превысила среднюю урожайность по краю? Задача 5.  Город Ставрополь был основан в 1777 году. Сколько  лет исполнилось нашему краевому центру? Задача 6.  Солнце над городом Ставрополем сияет 2200 часов в год. Сколько дней в году солнечных?          Учащиеся коррекционной школы с неподдельным интересом решают задачи связанные с историей Кавказских Минеральных вод, историей поселка, посещением  наших мест известными писателями, композиторами, художниками. Сердце каждого ребенка переполняет чувство гордости за свою малую Родину. Задача 7.  Город Пятигорск основан в 1778 году. Сколько лет городу Пятигорску? Задача 8.  Первая гидроэлектростанция в России  Белый уголь была построена близ города Ессентуки на реке  Подкумок  в 1903 году. Сколько лет первой гидроэлектростанции? Задача 9.  В каком году на горе Машук была открыта первая канатная дорога на Кавказских Минеральных водах, если в  2013году ей исполнилось 42 года? Задача 10.  Поселок Иноземцево  был основан в 1802 году. Сколько лет нашему поселку? Задача 11.  Впервые М. Ю. Лермонтов еще ребенком посетил Кавказские Минеральные воды в 1825 году. Сколько лет пошло с тех пор? Задача 12.  Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов в 1841 году был убит на дуэли у подножия горы Машук. Сколько лет прошло с тех пор? Задача 12.  Великий русский поэт А. С. ПУШКИН впервые побывал на Кавказе в 1820 году. Сколько времени прошло с тех пор? Задача 14.  100лет назад в городе Пятигорске был пущен первый трамвай. В каком году  произошло это событие? Задача 15.  В 1893 году  открыто движение поездов от станции  Мин-Воды до Кисловодска. Сколько лет этому событию? Задача 16.  В прошлом веке от Москвы до Мин-Вод добирались 13 суток, а в наше время авиалайнер доставит вас всего за 2 часа. На сколько времени больше добирались в прошлом веке, чем сейчас? Во сколько раз  меньше времени потребуется на путь из Москвы до Мин- Вод  сейчас, чем в прошлом веке? Задача 17.  В 1917 году в городе Пятигорске проживало – 32000 человек, в  2013 году – 160000 человек. На сколько человек увеличилось население города за это время? Задача 18.  В 1875 году курорты Кавминвод посетило -2240 человек, в 1901 году – на 17875 человек больше, а в 1914 году – на 21077 человек больше, чем в 1901 году. Сколько человек отдохнуло на курортах Кавминвод в 1914 году? Задача 19.  В 1913 году на Кавмиводах было разлито 9,6 млн. бутылок минеральной воды, а  2013году – на 190,4 млн. бутылок больше.  Сколько бутылок минеральной воды выпустили в 2013 году?    В 5 классе при изучении темы  Нумерация чисел в пределе 1000  полезны будут следующие задания: 1.Расположите значения высот гор Кавказских Минеральных вод, начиная с наименьшего значения 2. Округлить значения высот гор до сотен г Развалка- 930 м                      г Лысая – 749 м г Машук – 994 м                       г Юца – 972 м г Джуца – 1189 м                      г Медовая – 721 м г Бык – 821 м                             г Верблюд – 902 м г Змейка – 994 м                        г Железная  - 856 м г Тупая – 772 м к       Связь математического материала с нашей жизнью, с историей нашей Родины позволяют формировать у учащихся чувство любви, преданности Родине, гордости за ее прошлое и настоящее. 68 лет прошло со дня победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Уходят ветераны войны, очевидцы тех событий, и новое поколение мало, что знает о тех событиях, теряется связь времен. Вот поэтому и важно на уроках и во внеурочное время рассказать ребятам о тех далеких событиях, показать их значимость в истории нашей страны. В преддверии  дня Победы и других знаменательных дат Великой Отечественной войны на уроках математики предлагаются задачи, связанные  с теми событиями. Задача 1.  Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, если она закончилась 9 мая 1945 года? Задача 2.  Узнать продолжительность войны, используя удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных  чисел  и вы получите ответ.

413    218    474    567 569    374    630    979 195    0    256    349 221    26    282    375

413 + 374  + 256 + 375 = 1418 218 + 569 +  349 +  282 =1418 Задача 3.  В битве под Москвой участвовало 1100000 советских солдат и 1708000 гитлеровских солдат. На сколько человек число германских войск превышало число советских солдат? Задача 4.  В битве под Москвой у советской армии было 7652  орудия, а у немцев – 13500 орудий. На  сколько единиц меньше орудий было у советской армии? Задача 5.  Сравните количество боевой техники участвующих в битве под Москвой с обеих сторон. СССР -774 танка, 1000 самолетов ГЕРМАНИЯ  --1170 танков, 615 самолетов Задача 6.  В  танковом сражении под Прохоровкой участвовала 1-я дивизия СС « Адольф Гитлер», имевшая  200 танков, а в 5-ой танковой армии Ротмистрова было в 4,1 раза больше танков  Т- 34. Сколько танков  Т- 34 было у 5-ой танковой армии? Задача 7. От подножия Мамаева кургана  до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступенек, т.к. Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Высота ступеньки 0,15 м, ширина- 0,35 м. Какова высота Мамаева кургана?      При решении задач на нахождение нескольких дробей от числа и проценты  использую числовой  материал, содержащий сведения о трудностях и лишениях, которые перенес наш народ в годы войны, а особенно блокады Ленинграда. Хлеб- мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Но настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его не хватает. В истории человечества были времена, когда люди голодали во время засухи, во время  войны. Хлеб войны. Каким он был? Во время блокады Ленинграда дневная норма на человека составляла – 125г Задача 1.  Сколько граммов весит  1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг?         Из чего состоял блокадный хлеб? С  1941года он выпекался из смеси ( норма на 1 человека – 200г)  Задача 2.  Пищевая целлюлоза – 20% , жмых – 4%, отруби – 4%, овсяная мука – 4%, солодовая мука – 14% , соевая мука – 4%, горох – 15%, картофель – 15%, вода – 16% . Сколько граммов каждого компонента смеси было в кусочке блокадного хлеба?          Вскоре дневная норма уменьшена была  до 125 граммов, состав изменился:  Задача 3.  Пищевая целлюлоза – 10%, хлопковый жмых – 10%, обойная пыль –2%, вытряски из мешков – 2%,кукурузная мука – 3%, ржаная мука – 73%. Просчитайте в граммах состав блокадного хлеба.  Задача 4.  Сколько дней длилась блокада Ленинграда, если началась она 8 сентября 1941 года, а закончилась 27 января 1944 года? Интересными будут следующие задания на вычисления: 1. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько? Сосчитайте 228,7 * 10000 =            (2887000 человек) 2. Во время зимы 1941-1942 годов стояли страшные морозы. Какие? Сосчитайте.  10,5 + 40,5 -  8 =           (43 С) 3. На заводах у станков взрослых заменили подростки. Сколько часов в сутки они работали? Вычислите. 2,8: 2 * 10 =                   (14 часов) 4. Зима 1941-1942 годов. Не стало отопления, света, стены домов промерзли. Посчитайте. На сколько см в глубину промерзли стены домов? 12,4 – 0,4 + 18 =           (30 см) 20 000 000 человек наша страна потеряла в Великой  Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве войны по  минуте молчания, то нам бы пришлось молчать, сколько лет?       (38 лет)              Неугасима память поколений              И память тех, кого так свято чтим,              Давайте, люди, встаньте на мгновение             И в скорби постоим и помолчим. Воспитание патриотических чувств невозможно без формирования целостного взгляда на мир и разнообразие природы, без бережного отношения к ней. Вспоминаются слова писателя Леонида Леонова: « Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает  дурного поступка, он прошел душевный университет»  На уроках математики я широко использую цифровой материал по экологии при составлении и решении задач. Предлагаю некоторые из них: Задача 1.  Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250 000 человек? Задача 2.  В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток? Задача 3.  Из 1 т тряпья при переработке получают 600м ткани. Сколько м ткани можно получить из 25 т тряпья? Задача 4.  Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за 1 мин приносят в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? Задача 5.  Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубаются каждый год 12 000 000 га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля за год? Задача 6.  Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3 хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью? Задача 7.  Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространенного и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живет 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь? Задача 8.  Береза в сутки поглощает из почвы 40 л влаги, а эвкалипт -  в 8 раз больше. Сколько влаги из почвы поглощают в сутки береза и эвкалипт вместе?   Можно привести еще множество задач на экологическую тему, в которых изложен интересный цифровой материал, об экологии, живой и неживой природе, переложить его на задачи, создать свой маленький проект. Так из урока в урок у учащихся естественным образом будут развиваться патриотические чувства, чувство гордости за свою большую и малую  родину, и вместе тем сформируется познавательный интерес, повысится мотивация к обучению. Все это позволит сформировать в процессе обучения личностно-ориентированного успешного ученика, способного принести пользу своей Родине. 

 

Просмотр содержимого документа
«доклад: патриотическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе 8 вида»




Учитель математики ГС (К) ОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №1»

Г. Железноводск

Земцова Валентина Яковлевна





Патриотическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.





У В.П. Астафьева есть слова «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота…» Очень важно с детских лет у каждого ребенка воспитать патриотическое чувство, ощутить себя гражданином своей Родины, чтобы в своей дальнейшей жизни быть полезным членом общества. В современных условиях проблемы воспитания приобрели особую остроту.

Слабость воспитательной работы в школе привела к тому, что основным источником ценностей для молодежи стали СМИ, где в качестве идеала утверждается богатое и сытое существование, где из жизни практически исключаются нравственные ценности, главное – бери от жизни все. Все это приводит к дезориентации в жизни детей школьного возраста, подростков: отсюда - рост социальной агрессии и преступности, увеличение уровня нервно-психических заболеваний. А это в конечном итоге приведет к самоуничтожению нации, что совершенно недопустимо. Именно поэтому нравственное, гражданское, патриотическое воспитание становится приоритетной общенациональной задачей. Исследованием проблемы патриотического воспитания занимались известные педагоги и исследователи К.Д. Ушинский (Человек как предмет воспитания), В.А.Сухомлинский (Сердце отдаю детям) и т.д. Идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена объединялись все слои российского общества. Базой патриотического воспитания в школе является нравственное, эстетическое, трудовое, и умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются ростки духовно- нравственных патриотических чувств.

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию необходимо с создания для учащихся комфортной среды для обучения. Из чувства привязанности к друзьям, родной семье, школе, родной улице, поселку, городу будет формироваться более сложное образование- чувство любви к своему Отечеству. Уроки математики позволяют учителю давать не только сумму определенных знаний, формировать ЗУН, но и воспитывать учащихся. Одним из эффективных средств воспитания у уч-ся патриотических чувств является решение математических задач. Математические задачи отражают разные стороны жизни, несут массу полезной информации, поэтому их решение – это звено в системе нравственного и трудового воспитания. Наряду с решением готовых текстовых задач уч-ся должны учиться преобразованию, составлению задач, т.е. творческой работе над ними. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи.

Одним из ведущих направлений патриотического воспитания детей является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На уроках математики очень полезно решать задачи на основе краеведческого материала. Это прежде всего задачи содержащие сведения о достижениях тружеников Ставрополья, истории городов, природе края.

Задача 1. В 2013 году Ставропольский край собрал 6,2 млн. тонн зерна.

82% всего зерна составляет пшеница высшего качества. Сколько тонн зерна высшего качества было собрано?

Задача 2. В 2012 году в крае было собрано 4,3 млн. тонн зерна, а в 2013 году- 6,2 млн. тонн. На сколько тонн зерна больше собрали в крае в 2013 году?

Задача 3. В 2013 году труженики Ставропольского края собрали 6,2 млн. тонн зерна, труженики Краснодарского края – на 2 млн. тонн больше, чем Ставропольского, а труженики Ростовской области – на 3 млн. тонн меньше, чем Краснодарского края. Сколько тонн зерна собрали труженики юга России?

Задача 4. Урожайность зерна в крае с 1 га в 2013 году составила – 30 ц, а урожайность с 1 га в Кочубеевском районе края составила – 52 ц. На сколько центнеров урожайность с 1 га в Кочубеевском районе превысила среднюю урожайность по краю?

Задача 5. Город Ставрополь был основан в 1777 году. Сколько лет исполнилось нашему краевому центру?

Задача 6. Солнце над городом Ставрополем сияет 2200 часов в год. Сколько дней в году солнечных?

Учащиеся коррекционной школы с неподдельным интересом решают задачи связанные с историей Кавказских Минеральных вод, историей поселка, посещением наших мест известными писателями, композиторами, художниками. Сердце каждого ребенка переполняет чувство гордости за свою малую Родину.

Задача 7. Город Пятигорск основан в 1778 году. Сколько лет городу Пятигорску?

Задача 8. Первая гидроэлектростанция в России Белый уголь была построена близ города Ессентуки на реке Подкумок в 1903 году. Сколько лет первой гидроэлектростанции?

Задача 9. В каком году на горе Машук была открыта первая канатная дорога на Кавказских Минеральных водах, если в 2013году ей исполнилось 42 года?

Задача 10. Поселок Иноземцево был основан в 1802 году. Сколько лет нашему поселку?

Задача 11. Впервые М. Ю.Лермонтов еще ребенком посетил Кавказские Минеральные воды в 1825 году. Сколько лет пошло с тех пор?

Задача 12. Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов в 1841 году был убит на дуэли у подножия горы Машук. Сколько лет прошло с тех пор?

Задача 13. Великий русский поэт А. С. Пушкин впервые побывал на Кавказе в 1820 году. Сколько времени прошло с тех пор?

Задача 14. 100лет назад в городе Пятигорске был пущен первый трамвай.

В каком году произошло это событие?

Задача 15. В 1893 году открыто движение поездов от станции Мин-Воды до Кисловодска. Сколько лет этому событию?

Задача 16. В прошлом веке от Москвы до Мин-Вод добирались 13 суток, а в наше время авиалайнер доставит вас всего за 2 часа. На сколько единиц времени больше добирались в прошлом веке, чем сейчас? Во сколько раз меньше времени потребуется на путь из Москвы до Мин- Вод сейчас, чем в прошлом веке?

Задача 17. В 1917 году в городе Пятигорске проживало – 32000 человек, в 2013 году – 160000 человек. На сколько человек увеличилось население города за это время?

Задача 18. В 1875 году курорты Кавминвод посетило -2240 человек, в 1901 году – на 17875 человек больше, а в 1914 году – на 21077 человек больше, чем в 1901 году. Сколько человек отдохнуло на курортах Кавминвод в 1914 году?

Задача 19. В 1913 году на Кавмиводах было разлито 9,6 млн. бутылок минеральной воды, а 2013году – на 190,4 млн. бутылок больше. Сколько бутылок минеральной воды выпустили в 2013 году?

В 5 классе при изучении темы Нумерация чисел в пределе 1000 полезны будут следующие задания:

1.Расположите значения высот гор Кавказских Минеральных вод, начиная с наименьшего значения.

2. Округлить значения высот гор до сотен.

г. Развалка- 930 м г. Лысая – 749 м

г. Машук – 994 м г. Юца – 972 м

г. Джуца – 1189 м г. Медовая – 721 м

г. Бык – 821 м г. Верблюд – 902 м

г. Змейка – 994 м г. Железная - 856 м

г. Тупая – 772 м к

Связь математического материала с нашей жизнью, с историей нашей Родины позволяют формировать у учащихся чувство любви, преданности Родине, гордости за ее прошлое и настоящее. 68 лет прошло со дня победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Уходят ветераны войны, очевидцы тех событий, и новое поколение мало, что знает о тех событиях, теряется связь времен. Вот поэтому и важно на уроках и во внеурочное время рассказать ребятам о тех далеких событиях, показать их значимость в истории нашей страны. В преддверии дня Победы и других знаменательных дат Великой Отечественной войны на уроках математики предлагаются задачи, связанные с теми событиями.

Задача 1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, если она закончилась 9 мая 1945 года?

Задача 2. Узнать продолжительность войны, используя удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных из таблицы чисел и вы получите ответ.




413

218

474

567



569

374

630

979

195

0

256

349


221

26

282

375





413 + 374 + 256 + 375 = 1418

218 + 569 + 349 + 282 =1418

Задача 3. В битве под Москвой участвовало 1100000 советских солдат и 1708000 гитлеровских солдат. На сколько человек число германских войск превышало число советских солдат?

Задача 4. В битве под Москвой у советской армии было 7652

орудия, а у немцев – 13500 орудий. На сколько единиц меньше орудий было у советской армии?

Задача 5. Сравните количество боевой техники участвующих в битве под Москвой с обеих сторон.

СССР -774 танка, 1000 самолетов

ГЕРМАНИЯ --1170 танков, 615 самолетов

Задача 6. В танковом сражении под Прохоровкой участвовала 1-я дивизия СС « Адольф Гитлер», имевшая 200 танков, а в 5-ой танковой армии Ротмистрова было в 4,1 раза больше танков Т- 34. Сколько танков Т- 34 было у 5-ой танковой армии?

Задача 7. От подножия Мамаева кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступенек, т.к. Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Высота ступеньки 0,15 м, ширина- 0,35 м. Какова высота Мамаева кургана?

При решении задач на нахождение дроби и проценты использую числовой материал, содержащий сведения о трудностях и лишениях, которые перенес наш народ в годы войны, а особенно блокады Ленинграда. Хлеб- мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Но настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его не хватает. В истории человечества были времена, когда люди голодали во время засухи, во время войны. Хлеб войны. Каким он был? Во время блокады Ленинграда дневная норма на человека составляла – 125г.

Задача 1. Сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? Из чего состоял блокадный хлеб? С 1941года он выпекался из смеси (норма на 1 человека – 200 граммов)

Задача 2. Пищевая целлюлоза – 20% , жмых – 4%, отруби – 4%, овсяная мука – 4%, солодовая мука – 14% , соевая мука – 4%, горох – 15%, картофель – 15%, вода – 16% . Сколько граммов каждого компонента смеси было в кусочке блокадного хлеба?

Вскоре дневная норма уменьшена была до 125 граммов, состав изменился:

Задача 3. Пищевая целлюлоза – 10%, хлопковый жмых – 10%, обойная пыль –2%, вытряски из мешков – 2%,кукурузная мука – 3%, ржаная мука – 73%. Просчитайте в граммах состав блокадного хлеба.

Задача 4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда, если началась она 8 сентября 1941 года, а закончилась 27 января 1944 года?

Интересными будут следующие задания на вычисления:

1. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько? Сосчитайте

228,7 * 10000 = (2887000 человек)

2. Во время зимы 1941-1942 годов стояли страшные морозы. Какие? Сосчитайте.

10,5 + 40,5 - 8 = (43 С)

3. На заводах у станков взрослых заменили подростки. Сколько часов в сутки они работали? Вычислите.

2,8: 2 * 10 = (14 часов)

4. Зима 1941-1942 годов. Не стало отопления, света, стены домов промерзли. Посчитайте. На сколько см в глубину промерзли стены домов?

12,4 – 0,4 + 18 = (30 см)

5. 20 000 000 человек наша страна потеряла в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве войны по минуте молчания, то нам бы пришлось молчать, сколько лет? (38 лет)

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встаньте на мгновение

И в скорби постоим и помолчим.

Воспитание патриотических чувств невозможно без формирования целостного взгляда на мир и разнообразие природы, без бережного отношения к ней. Вспоминаются слова писателя Леонида Леонова: « Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он прошел душевный университет» На уроках математики я широко использую цифровой материал по экологии. Предлагаю некоторые из них:

Задача 1. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250 000 человек?

Задача 2. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Задача 3. Из 1 т тряпья при переработке получают 600м ткани. Сколько м ткани можно получить из 25 т тряпья?

Задача 4. Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за 1 мин приносят в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за час?

Задача 5. Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубаются каждый год 12 000 000 га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля за год?

Задача 6. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3 хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

Задача 7. Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространенного и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живет 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?

Задача 8. Береза в сутки поглощает из почвы 40 л влаги, а эвкалипт - в 8 раз больше. Сколько влаги из почвы поглощают в сутки береза и эвкалипт вместе?

Можно привести еще множество задач на экологическую тему, в которых изложен интересный цифровой материал, об экологии, живой и неживой природе, переложить его на задачи, создать свой маленький проект. Так из урока в урок у учащихся естественным образом будут развиваться патриотические чувства, чувство гордости за свою большую и малую родину, и вместе тем сформируется познавательный интерес, повысится мотивация к обучению. Все это позволит сформировать в процессе обучения личностно-ориентированного успешного ученика, способного принести пользу своей Родине.



Литература.

Л.А. Александрова « Возможно ли патриотическое воспитание на уроках математики? » Н. школа. № 5 2013 г.

Газета. Первое сентября. № 7 2011г.

Интернет-ресурсы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!