СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: «Специфические особенности обучения детей со сложной структурой дефекта в условиях специальной школы-интерната для детей с интеллектуальными отклонениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение.

 В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта.

Сложный дефект- это не просто сочетание, или математическая сумма двух или нескольких дефектов развития. Соединение этих дефектов дает новое качество, этот конгломерат имеет особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии или их простой суммы.

К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха и/или нарушениями зрения. Этот печальный список дополняется детьми глухими с серьезными нарушениями зрения, здесь же и слепоглухонемые дети. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, а также глухота с соматическими пороками, а это заболевания ЖКТ, почек и печени, врожденные пороки сердца. В последнее время специалистов беспокоит и появление достаточно большого количества детей с аутистическими расстройствами, которые сопровождают другие дефекты развития - умственную отсталость, задержку психического развития и др., а иногда проявляются изолированно.

Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательной и образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям. Надо выяснить

-Где обучались дети со сложной структурой дефекта раньше?

 

-С какого возраста они шли в школу?

-Посещали ли дети с ССД ДОУ?

-Были ли эти дети на динамическом наблюдении в системах образования, здравоохранения или соц. учреждениях?

-Обучались ли такие дети по месту жительства в обычных школах?

Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Специфические особенности обучения детей со сложной структурой дефекта в условиях специальной школы-интерната для детей с интеллектуальными отклонениями»»

ОГКОУ «Юрьевецкая школа-интернат »
155450 Ив. обл. г.Юрьевец пер.Борьбы д. 4.

Доклад:

«Специфические особенности обучения детей со сложной структурой дефекта в условиях специальной школы-интерната для детей с интеллектуальными отклонениями»













Учитель 1 категории: Колчина Л.А.








2018-2019г.

Введение.

В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта.

Сложный дефект- это не просто сочетание, или математическая сумма двух или нескольких дефектов развития. Соединение этих дефектов дает новое качество, этот конгломерат имеет особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии или их простой суммы.

К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха и/или нарушениями зрения. Этот печальный список дополняется детьми глухими с серьезными нарушениями зрения, здесь же и слепоглухонемые дети. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, а также глухота с соматическими пороками, а это заболевания ЖКТ, почек и печени, врожденные пороки сердца. В последнее время специалистов беспокоит и появление достаточно большого количества детей с аутистическими расстройствами, которые сопровождают другие дефекты развития - умственную отсталость, задержку психического развития и др., а иногда проявляются изолированно.

Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательной и образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям. Надо выяснить

-Где обучались дети со сложной структурой дефекта раньше?


-С какого возраста они шли в школу?

-Посещали ли дети с ССД ДОУ?

-Были ли эти дети на динамическом наблюдении в системах образования, здравоохранения или соц. учреждениях?

-Обучались ли такие дети по месту жительства в обычных школах?



Особенные дети -обучение по новому стандарту.

Как построено образование для детей с интеллектуальными нарушениями?

-Начало обучения не позже достижения детьми 8 лет;

- обучение осуществляется в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой на основании заключения ПМПК (или) ИПР ребёнка – инвалида;

-место обучения осуществляется по выбору родителей (законных представителей): вместе с другими обучающимися, в отдельных классах (группах), в отдельных образовательных организациях;

-обучаются по специальным адаптированным (индивидуальным) программам, с учётом специальных образовательных потребностей обучающегося;

-в содержании обучения преобладает формирование жизненных компетенций (предметные области могут составлять от 30%, 40% и ниже). О прочности и сознательности усвоения учебного материала можно говорить весьма условно.

Обучение детей со сложной структурой дефекта предусматривает создание специальных условий :

а) урочную деятельность, включающую изучение общеобразовательных учебных предметов по адаптированным программам и коррекционно-развивающие занятия. Учащимся определяются учебные места (в соответствии с требованиями СанПиН) , они снабжаются школой специальными учебниками, пособиями, рабочими тетрадями, техническими средствами обучения. Трудовое обучения и уроки домоводства проводятся в кабинетах;

б)внеурочную деятельность ( не менее 5 часов в неделю занятия коррекционной направленности, различные воспитательные индивидуальные и групповые занятия, общешкольные мероприятия и т.д.:

в) итог освоения стандарта специального образования предполагает получение документа установленного государственного образца;

г) детям, проживающим в отдалённых населённых пунктах, организовано проживание в условиях интерната или ежедневный их подвоз на школьном автобусе школу и и назад к дому ;

д) продолжение обучения по программам профессионального обучения возможно только при врачебных заключениях и рекомендациях;

е) дальнейшая трудовая деятельность для детей со сложной структурой дефекта возможна только на бытовом уровне сопряжённо с родителями или другими сопровождающими лицами (наставниками, тьюторами). Как показывает практика такие дети в дальнейшем пенсионируются и сопровождаются системой социальной защиты.

Обучение учащихся в школе-интернате осуществляется по трем видам учебных планов:

  • учебному плану для нормативных, традиционных классов;

  • учебному плану для детей с глубокими нарушениями интеллекта;

  • учебному плану для детей, обучающихся на дому.

Специальное образование детей со сложной структурой дефекта осуществляется в школе-интернате комплексно.

Детей сопровождают учителя, воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинские работники. Привлекается эпизодически другой вспомогательный персонал.



Зона ближайшего развития

Теория Л.С. Выготского об уровнях психического(умственного) развития

-Уровень актуального развития (УАР)- характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно.

-Зона ближайшего развития (ЗБР) обозначает то, что ребёнок сам не может самостоятельно выполнить, но с чем он справляется с помощью (родителя, педагога, тьютера и т.д.). Это распространяется на процессы обучения, воспитания, развития.


Как работать учителю с детьми, имеющими ССД?

Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложными нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой.

Организация и основные направления работы с детьми со сложной структурой дефекта.

Уроки с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

Основными направлениями деятельности по сопровождению являются: - выбор образовательного маршрута   в процессе сопровождения развития ребёнка в соответствии с концепцией СФГОС в образовании умственно отсталых детей из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе использую учебник разных классов. На начальной ступени образовательного маршрута предлагается выделить основные, взаимосвязанные содержательные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и жизненной компетенции:

Цветоводство и речевая практика

1. Приемы и способы выращивания цветов, основные речевые формы и правила их применения;

2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

3. Развитие вкуса и способности к словесному и изобразительному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

II. Цветоводство и применение математических знаний

1. Овладение началами цветоводства и математики (понятием «числа», вычислениями, др.);

2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности т.д.)

3. Развитие вкуса и способности использовать знания о цветах и математические знания для творчества.

- выбор коррекционно-развивающего маршрута является следующим направлением в деятельности системы сопровождения для  преодоления личностных проблем в развитии ребенка.

Основными задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:

  1. формирование представлений ребенка о себе;

  2. формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;

  3. формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;

  4. развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;

  5. познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.

- и одним из важнейших, актуальных направлений сопровождения выступает игровая коррекция с использованием здоровьесберегающих технологий, которые в итоге способствуют усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность игровой коррекции проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.

Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок с ОВЗ овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематическом самообразовании.

Принцип неопределенности в образовании

Образование человека – случайный процесс, находящийся под влиянием двух основных факторов: индивидуальности
и образовательной средой.
Результаты образования нельзя гарантировать, можно лишь повышать вероятность их достижения за счет совершенствования образовательной среды.
Из принципа неопределенности вытекает, в частности, ограниченность возможностей собственно системы образования.

Технологии развивающего обучения (интенсифицирующие процесс образования)

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

  • технология интегрированного обучения;

  • технология частично-поискового,-проблемного характера обучения;

  • технология проектных методов обучения;

  • технология модульного и блочно-модульного обучения;

  • технология песочной игротерапии;

  • технология игрового обучения;

  • технология тьюторства;

  • технология индивидуализации (личностно-ориентированное обучение);

  • технология педагогической мастерской, мастер-классы (по форме);

  • здоровьесберегающие образовательные технологии;

  • тестовые технологии;

  • коррекционно-развивающие технологии.

Результаты применения технологий развивающего обучения. Они:

  • Повышают качество обучения

  • Способствуют развитию личности ребёнка

  • Активизируют познавательные процессы

  • Раскрывают индивидуальные особенности учащихся

  • Обеспечивают более качественный уровень сопровождения учащихся с ОВЗ

Личностно-ориентированные технологии:

  • Создают ситуации персонального успеха в учебной деятельности, психологического комфорта

  • Обеспечивают высокий результат в развитии ВПФ и ЭВС у детей

  • Формируют сознательность выбора в образовательной деятельности, в межличностных отношениях, в социальной среде.

  • Способствуют сохранению психофизического здоровья детей с ОВЗ

Сравнение международных рейтингов по оценке качества образования

Международный рейтинг по качеству образования.

Май 2017г. 20 стран с лучшими системами образования выглядит так:

1.Южная Корея 2.Япония 3.Сингапур 4.Гонконг (Китай)

5.Финляндия 6.Великобритания

7.Канада

8.Нидерланды 9.Ирландия 10.Польша 11.Дания 12.Германия

13.Россия

14.США 15.Австралия 16.Новая Зеландия 17.Израиль 18.Бельгия

19.Чехия 20.Швейцария  

Таковы данные исследования, проведенного британской компанией Economist Intelligence Unit. 


Проблемы специального образования

  • недостаточная разработанность нормативно-правовой базы.

  • недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей (с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети с комплексными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами), в связи с чем слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания.

  • проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в сензитивный период наиболее интенсивного психического развития от 0-3 лет

  • Отсутствие должной системы специального дошкольного образования детей с умственной отсталостью.

  • Отсутствие должного научно-методического сопровождения образовательного процесса (программ, учебников, рабочих тетрадей, метод. разработок и др.наглядных средств и оборудования)

  • Нарушение сетевого принципа сопровождения выпускников в социуме.

Слайд №44.

Цитаты дня:

"Задача школы не в том, чтобы приспосабливаться к дефекту ребенка, но в том, чтобы преодолевать его" Л.С.Выготский

«Все течет и нет ничего более постоянного, чем постоянные изменения» Конфуций

Сенека «Нам надо знать куда мы идём, иначе нам не один ветер не будет попутным»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!