СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Специфика обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Специфика обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"»

Задачи:  раскрытие специфики обучения детей с ОВЗ;  расширение знаний о нарушениях в психическом развитии детей с ОВЗ.

Задачи:

  • раскрытие специфики обучения детей с ОВЗ;
  • расширение знаний о нарушениях в психическом развитии детей с ОВЗ.
 Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети

с ограниченными

возможностями

здоровья – это дети,

состояние

здоровья которых

препятствует

освоению

образовательных

программ вне специальных условий

обучения и воспитания.

нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение речи, нарушение ОДА (опорно-двигательного аппарата), интеллектуальная недостаточность, расстройства эмоционально-волевой сферы, включая РДА; задержка психического развития (ЗПР), комплексные нарушения развития.   Т. О., у каждой категории имеются особые образовательные потребности.
  • нарушение слуха,
  • нарушение зрения,
  • нарушение речи,
  • нарушение ОДА

(опорно-двигательного аппарата),

  • интеллектуальная недостаточность,
  • расстройства эмоционально-волевой сферы, включая РДА;
  • задержка психического развития (ЗПР),
  • комплексные нарушения развития.

Т. О., у каждой категории имеются особые образовательные потребности.

 1. Работа с родителями обучающегося:  Р ПМПК Спец. условия  2. Разработка и реализация ИПР:  - АООП;  - владение спецификой обучения.

1. Работа с родителями обучающегося:

Р ПМПК Спец. условия

2. Разработка и реализация ИПР:

- АООП;

- владение

спецификой обучения.

Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозг. Интеллектуальная недостаточность проявляется во всех сферах развития личности.
  • Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозг.
  • Интеллектуальная недостаточность проявляется во всех сферах развития личности.
 Специфика построения учебного процесса, находит свое отражение в структуре и содержании образования: - введение в содержание обучения специальных разделов , не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;   - использовать специальные методы, приемы и средства обучения;   - использование индивидуального подхода ;   - обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;   - максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Специфика построения учебного процесса,

находит свое отражение в структуре и

содержании образования:

- введение в содержание обучения специальных разделов , не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;  - использовать специальные методы, приемы и средства обучения;  - использование индивидуального подхода ;  - обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;  - максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

1. Обучение должно способствовать решению следующих задач: - всесторонняя педагогическая поддержка; - социальная адаптация ребенка. 2. Задачи: обучение – развитие – воспитание – коррекция нарушений; 3. Владение учителем учебным предметом и методами обучения; 4. Материал: научность – достоверность – доступность – связь с жизнью и опытом ребенка; 5. Подход: индивидуальный 6. Оснащение: ТСО, наглядность; 7. Охранительный режим:  - физкультминутки (нач. – 2 раза; ср. – 1 раз);  - СанПиН 2.4.2.3286 – 15 от 10.07.2015 №26

1. Обучение должно способствовать решению следующих задач:

- всесторонняя педагогическая поддержка;

- социальная адаптация ребенка.

2. Задачи: обучение – развитие – воспитание – коррекция нарушений;

3. Владение учителем учебным предметом и методами обучения;

4. Материал: научность – достоверность – доступность – связь с жизнью и опытом ребенка;

5. Подход: индивидуальный

6. Оснащение: ТСО, наглядность;

7. Охранительный режим:

- физкультминутки (нач. – 2 раза; ср. – 1 раз);

- СанПиН 2.4.2.3286 – 15 от 10.07.2015 №26

1. Замедленность темпа (что соответствует замедленному протеканию психических процессов); 2. Упрощенная структура ЗУН (т.к. низкий уровень психофизиологических возможностей); 3. Повторяемость материала; 4. Максимальная опора на: чувственный, практический опыт (т.к. конкретность мышления); 5. Деление целостности деятельности на части или операции; 6. Алгоритм деятельности учителя:  Проектирование, направление, регулирование и исправление деятельности.

1. Замедленность темпа (что соответствует замедленному протеканию психических процессов);

2. Упрощенная структура ЗУН (т.к. низкий уровень психофизиологических возможностей);

3. Повторяемость материала;

4. Максимальная опора на: чувственный, практический опыт (т.к. конкретность мышления);

5. Деление целостности деятельности на части или операции;

6. Алгоритм деятельности учителя:

Проектирование, направление, регулирование и исправление деятельности.

1. Дозирование учебного материала 2. Выбор цели и средства ее достижения 3. Регулирование действий обучающихся 4. Побуждение к деятельности 5. Развитие интереса к предмету, уроку 6. Чередование деятельности, труда и отдыха.

1. Дозирование учебного материала

2. Выбор цели и средства ее достижения

3. Регулирование действий обучающихся

4. Побуждение к деятельности

5. Развитие интереса к предмету, уроку

6. Чередование деятельности, труда и отдыха.

Дети не способны постоянно мобилизовать свои усилия на решение познавательных задач, поэтому используется прием расчленения познавательности на мелкие доли. Урок состоит из звеньев, и в каждом: передача – прием информации – проверка усвоения – коррекция. Средства: слово, наглядность, практическая деятельность. Деятельность таких детей изменчива, мотивация и работоспособность не всегда соответствует конкретным условиям обучения.  Фазы работоспособности: - фаза пониженной раб – сти слишком растянута (долго не могут настроиться) - фаза повышенной – сильно сокращена (активны недолго) - фаза вторичного снижения наступает преждевременно (устали) Все должно учитываться.

Дети не способны постоянно мобилизовать свои усилия на решение познавательных задач, поэтому используется прием расчленения познавательности на мелкие доли.

Урок состоит из звеньев, и в каждом:

передача – прием информации – проверка усвоения – коррекция.

Средства: слово, наглядность, практическая деятельность.

Деятельность таких детей изменчива, мотивация и работоспособность не всегда соответствует конкретным условиям обучения.

Фазы работоспособности:

- фаза пониженной раб – сти слишком растянута (долго не могут настроиться)

- фаза повышенной – сильно сокращена (активны недолго)

- фаза вторичного снижения наступает преждевременно (устали)

Все должно учитываться.

 1. Организационно – подготовительный Цель: включение детей в работу и создание предпосылок к продуктивной работе (1 – 10 мин.) Содержание: слово учителя, двигательные упражнения, сенсорные упражнения  2. Основной Цель: формирование правильных представлений и понятий (11 – 25 минута). На 25-й минуте - физкультминутка  3. Заключительный (с 30 минуты) Цель: организационное завершение урока

1. Организационно – подготовительный

Цель: включение детей в работу и создание предпосылок к продуктивной работе (1 – 10 мин.)

Содержание: слово учителя, двигательные упражнения, сенсорные упражнения

2. Основной

Цель: формирование правильных представлений и понятий (11 – 25 минута). На 25-й минуте - физкультминутка

3. Заключительный (с 30 минуты)

Цель: организационное завершение урока

 1. Образовательные (сформировать, выявить, познакомить, расширить, уточнить, обобщить, дифференцировать, систематизировать, учить, тренировать, проверить …);  2. Коррекционные ( см. ниже );  3. Развивающие;  4. Воспитательные (воспитывать интерес, умение работать, самостоятельность, нравственные качества …)

1. Образовательные

(сформировать, выявить, познакомить, расширить, уточнить, обобщить, дифференцировать, систематизировать, учить, тренировать, проверить …);

2. Коррекционные ( см. ниже );

3. Развивающие;

4. Воспитательные

(воспитывать интерес, умение работать, самостоятельность, нравственные качества …)

коррекция внимания путем ….; коррекция и развитие связной устной речи через выполнение …. коррекция и развитие связной письменной речи; коррекция и развитие памяти; коррекция и развитие зрительного восприятия; развитие слухового восприятия; коррекция и развитие тактильного восприятия; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук; коррекция и развитие мыслительной деятельности; коррекция и развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы.
  • коррекция внимания путем ….;
  • коррекция и развитие связной устной речи через выполнение ….
  • коррекция и развитие связной письменной речи;
  • коррекция и развитие памяти;
  • коррекция и развитие зрительного восприятия;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности;
  • коррекция и развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы.
 1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение. Требования к рассказу:  а) Подготовительная работа : Перед рассказом провести краткую беседу, связанную с темой, разобрать трудные и неизвестные слова;  Б) Рассказ : - Объем: небольшой - Изложение эмоционально насыщено - Применение приема образности - Композиция: завязка – нарастание – развязка - Наглядность - Несложные рассуждения в рассказе, небольшой диалог - Фабула проста с малыми событиями - Длительность: 1 – 4 класс – до 10 минут; 5 – 9 класс – до 20 минут.  в) Заключительная работа : Проведение беседы с выделением главной мысли.

1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение.

Требования к рассказу:

а) Подготовительная работа :

Перед рассказом провести краткую беседу, связанную с темой, разобрать трудные и неизвестные слова;

Б) Рассказ :

- Объем: небольшой

- Изложение эмоционально насыщено

- Применение приема образности

- Композиция: завязка – нарастание – развязка

- Наглядность

- Несложные рассуждения в рассказе, небольшой диалог

- Фабула проста с малыми событиями

- Длительность: 1 – 4 класс – до 10 минут; 5 – 9 класс – до 20 минут.

в) Заключительная работа :

Проведение беседы с выделением главной мысли.

 Объяснение – логическое изложение темы на выявление закономерностей и фактов в форме рассказа, доказательства, рассуждения и описания.  - Длительность : 5 минут – 1-4 класс; до 10 минут – 5 – 9 класс;  - Акцент на главных моментах (ударение, интонация);  - Проблемное изложение (вопросы, рассуждения), т.к. возникает побуждение к мыслительной деятельности;  - Применение наглядности , демонстрации материала.

Объяснение – логическое изложение темы на выявление закономерностей и фактов в форме рассказа, доказательства, рассуждения и описания.

- Длительность :

5 минут – 1-4 класс; до 10 минут – 5 – 9 класс;

- Акцент на главных моментах (ударение, интонация);

- Проблемное изложение

(вопросы, рассуждения), т.к. возникает побуждение к мыслительной деятельности;

- Применение наглядности , демонстрации материала.

 Беседа – вопросно – ответный способ, мощное коррекционное средство (коррекция речи, коррекция знаний). Словесные методы – основа обучения (50 %) детей с интеллектуальной недостаточностью. - Вопросы краткие, понятные , соответствовать ожидаемому ответу; - Побудить мысл ь обучающегося; - Взаимосвязанная логика ; - Последовательность вопросов (1 вытекает из 2); - Замедленный те мп беседы; - Вопросы только по теме ; - Конкретность вопросов; - Речь учителя : ясная в произношении, выразительная, эмоциональная; - Адекватность , без двусмысленности, выражение мысли учителем; - Основное содержание вопросов: названия - понятия, на сравнение, обобщение и установление причинно – следственных связей.

Беседа – вопросно – ответный способ, мощное коррекционное средство (коррекция речи, коррекция знаний). Словесные методы – основа обучения (50 %) детей с интеллектуальной недостаточностью.

- Вопросы краткие, понятные , соответствовать ожидаемому ответу;

- Побудить мысл ь обучающегося;

- Взаимосвязанная логика ;

- Последовательность вопросов (1 вытекает из 2);

- Замедленный те мп беседы;

- Вопросы только по теме ;

- Конкретность вопросов;

- Речь учителя : ясная в произношении, выразительная, эмоциональная;

- Адекватность , без двусмысленности, выражение мысли учителем;

- Основное содержание вопросов: названия - понятия, на сравнение, обобщение и установление причинно – следственных связей.

 Наглядные методы – способы усвоения информации на основе чувственного восприятия.  Наглядность - опора , т.к. мышление данной категории детей конкретное, наглядно – образное.  Функции Н.М .: - сигнально – информативная; - носитель образа; - стимулятор анализаторов в деятельности; - иллюстрация и демонстрация.  Виды Н.М.:  - показ – предъявление образа действия (учим видеть показанное);  - иллюстрация – предъявление предметов, изображений, примеров. После показа объект убирается;  - демонстрация – показ предметов в движении.

Наглядные методы – способы усвоения информации на основе чувственного восприятия.

Наглядность - опора , т.к. мышление данной категории детей конкретное, наглядно – образное.

Функции Н.М .:

- сигнально – информативная;

- носитель образа;

- стимулятор анализаторов в деятельности;

- иллюстрация и демонстрация.

Виды Н.М.:

- показ – предъявление образа действия (учим видеть показанное);

- иллюстрация – предъявление предметов, изображений, примеров. После показа объект убирается;

- демонстрация – показ предметов в движении.

 Наблюдение применяется при изучении предметов и явлений:  - знакомство  - сравнение  - наблюдение по частям.  Практические методы используются всегда и обязательно (рисование, конструирование, поделки и др.)

Наблюдение применяется при изучении предметов и явлений:

- знакомство

- сравнение

- наблюдение по частям.

Практические методы

используются всегда и обязательно (рисование, конструирование, поделки и др.)

 Условия:  осознанность действия  систематичность  разнообразие  повторяемость  расположение во времени в нужном порядке  краткость инструкции  практическая направленность.  Приемы: 1. Сообщение условий задания 2. Запись условий 3. Выполнение задания 4. Анализ результатов работы 5. Контроль за правильностью выполнения задания

Условия:

  • осознанность действия
  • систематичность
  • разнообразие
  • повторяемость
  • расположение во времени в нужном порядке
  • краткость инструкции
  • практическая направленность.

Приемы:

1. Сообщение условий задания

2. Запись условий

3. Выполнение задания

4. Анализ результатов работы

5. Контроль за правильностью выполнения задания

Использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Использование активных форм,

методов и приёмов обучения является одним из

необходимых средств повышения эффективности

коррекционно-развивающего процесса в работе

учителя.