Задачи:
- раскрытие специфики обучения детей с ОВЗ;
- расширение знаний о нарушениях в психическом развитии детей с ОВЗ.
Дети
с ограниченными
возможностями
здоровья – это дети,
состояние
здоровья которых
препятствует
освоению
образовательных
программ вне специальных условий
обучения и воспитания.
- нарушение слуха,
- нарушение зрения,
- нарушение речи,
- нарушение ОДА
(опорно-двигательного аппарата),
- интеллектуальная недостаточность,
- расстройства эмоционально-волевой сферы, включая РДА;
- задержка психического развития (ЗПР),
- комплексные нарушения развития.
Т. О., у каждой категории имеются особые образовательные потребности.
1. Работа с родителями обучающегося:
Р ПМПК Спец. условия
2. Разработка и реализация ИПР:
- АООП;
- владение
спецификой обучения.
- Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозг.
- Интеллектуальная недостаточность проявляется во всех сферах развития личности.
Специфика построения учебного процесса,
находит свое отражение в структуре и
содержании образования:
- введение в содержание обучения специальных разделов , не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; - использовать специальные методы, приемы и средства обучения; - использование индивидуального подхода ; - обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; - максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
1. Обучение должно способствовать решению следующих задач:
- всесторонняя педагогическая поддержка;
- социальная адаптация ребенка.
2. Задачи: обучение – развитие – воспитание – коррекция нарушений;
3. Владение учителем учебным предметом и методами обучения;
4. Материал: научность – достоверность – доступность – связь с жизнью и опытом ребенка;
5. Подход: индивидуальный
6. Оснащение: ТСО, наглядность;
7. Охранительный режим:
- физкультминутки (нач. – 2 раза; ср. – 1 раз);
- СанПиН 2.4.2.3286 – 15 от 10.07.2015 №26
1. Замедленность темпа (что соответствует замедленному протеканию психических процессов);
2. Упрощенная структура ЗУН (т.к. низкий уровень психофизиологических возможностей);
3. Повторяемость материала;
4. Максимальная опора на: чувственный, практический опыт (т.к. конкретность мышления);
5. Деление целостности деятельности на части или операции;
6. Алгоритм деятельности учителя:
Проектирование, направление, регулирование и исправление деятельности.
1. Дозирование учебного материала
2. Выбор цели и средства ее достижения
3. Регулирование действий обучающихся
4. Побуждение к деятельности
5. Развитие интереса к предмету, уроку
6. Чередование деятельности, труда и отдыха.
Дети не способны постоянно мобилизовать свои усилия на решение познавательных задач, поэтому используется прием расчленения познавательности на мелкие доли.
Урок состоит из звеньев, и в каждом:
передача – прием информации – проверка усвоения – коррекция.
Средства: слово, наглядность, практическая деятельность.
Деятельность таких детей изменчива, мотивация и работоспособность не всегда соответствует конкретным условиям обучения.
Фазы работоспособности:
- фаза пониженной раб – сти слишком растянута (долго не могут настроиться)
- фаза повышенной – сильно сокращена (активны недолго)
- фаза вторичного снижения наступает преждевременно (устали)
Все должно учитываться.
1. Организационно – подготовительный
Цель: включение детей в работу и создание предпосылок к продуктивной работе (1 – 10 мин.)
Содержание: слово учителя, двигательные упражнения, сенсорные упражнения
2. Основной
Цель: формирование правильных представлений и понятий (11 – 25 минута). На 25-й минуте - физкультминутка
3. Заключительный (с 30 минуты)
Цель: организационное завершение урока
1. Образовательные
(сформировать, выявить, познакомить, расширить, уточнить, обобщить, дифференцировать, систематизировать, учить, тренировать, проверить …);
2. Коррекционные ( см. ниже );
3. Развивающие;
4. Воспитательные
(воспитывать интерес, умение работать, самостоятельность, нравственные качества …)
- коррекция внимания путем ….;
- коррекция и развитие связной устной речи через выполнение ….
- коррекция и развитие связной письменной речи;
- коррекция и развитие памяти;
- коррекция и развитие зрительного восприятия;
- развитие слухового восприятия;
- коррекция и развитие тактильного восприятия;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности;
- коррекция и развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы.
1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение.
Требования к рассказу:
а) Подготовительная работа :
Перед рассказом провести краткую беседу, связанную с темой, разобрать трудные и неизвестные слова;
Б) Рассказ :
- Объем: небольшой
- Изложение эмоционально насыщено
- Применение приема образности
- Композиция: завязка – нарастание – развязка
- Наглядность
- Несложные рассуждения в рассказе, небольшой диалог
- Фабула проста с малыми событиями
- Длительность: 1 – 4 класс – до 10 минут; 5 – 9 класс – до 20 минут.
в) Заключительная работа :
Проведение беседы с выделением главной мысли.
Объяснение – логическое изложение темы на выявление закономерностей и фактов в форме рассказа, доказательства, рассуждения и описания.
- Длительность :
5 минут – 1-4 класс; до 10 минут – 5 – 9 класс;
- Акцент на главных моментах (ударение, интонация);
- Проблемное изложение
(вопросы, рассуждения), т.к. возникает побуждение к мыслительной деятельности;
- Применение наглядности , демонстрации материала.
Беседа – вопросно – ответный способ, мощное коррекционное средство (коррекция речи, коррекция знаний). Словесные методы – основа обучения (50 %) детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Вопросы краткие, понятные , соответствовать ожидаемому ответу;
- Побудить мысл ь обучающегося;
- Взаимосвязанная логика ;
- Последовательность вопросов (1 вытекает из 2);
- Замедленный те мп беседы;
- Вопросы только по теме ;
- Конкретность вопросов;
- Речь учителя : ясная в произношении, выразительная, эмоциональная;
- Адекватность , без двусмысленности, выражение мысли учителем;
- Основное содержание вопросов: названия - понятия, на сравнение, обобщение и установление причинно – следственных связей.
Наглядные методы – способы усвоения информации на основе чувственного восприятия.
Наглядность - опора , т.к. мышление данной категории детей конкретное, наглядно – образное.
Функции Н.М .:
- сигнально – информативная;
- носитель образа;
- стимулятор анализаторов в деятельности;
- иллюстрация и демонстрация.
Виды Н.М.:
- показ – предъявление образа действия (учим видеть показанное);
- иллюстрация – предъявление предметов, изображений, примеров. После показа объект убирается;
- демонстрация – показ предметов в движении.
Наблюдение применяется при изучении предметов и явлений:
- знакомство
- сравнение
- наблюдение по частям.
Практические методы
используются всегда и обязательно (рисование, конструирование, поделки и др.)
Условия:
- осознанность действия
- систематичность
- разнообразие
- повторяемость
- расположение во времени в нужном порядке
- краткость инструкции
- практическая направленность.
Приемы:
1. Сообщение условий задания
2. Запись условий
3. Выполнение задания
4. Анализ результатов работы
5. Контроль за правильностью выполнения задания
Использование активных форм,
методов и приёмов обучения является одним из
необходимых средств повышения эффективности
коррекционно-развивающего процесса в работе
учителя.