Тема моего доклада «Способы реализации воспитательного потенциала классного руководства»
В своем докладе мне бы хотелось выделить основные формы и методы в воспитательной деятельности классного руководителя, на примере нашей школы. А также в рамках новой воспитательной программы дать рекомендации по формам и видам деятельности, которые может педагог дополнительно использовать в своей работе.
Уникальность нашей школы состоит в том, что на классе работают два педагога, а значит, у нас в 2 раза больше возможностей влиять на личностное развитие ребенка. Большую часть школьного времени ребенок проводит именно в классе, и было бы неправильно не использовать этот факт в воспитательных целях. При этом важно помнить, что воспитание — это не просто хорошо проведенные классные часы или часы общения. В работе классного руководителя и воспитателя есть важные нюансы, которые нужно учитывать.
Главное - это создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Воспитательный потенциал классного руководства реализуется в нашей школе в первую очередь через работу с классом.
Вместе с детьми педагоги принимают участие в общешкольных мероприятиях, оказывают необходимую помощь детям в их подготовке, проведении и анализе; Формированию классных коллективов способствуют в первую очередь
внутри классные коллективные творческие дела;
игры и тренинги на сплочение коллектива;
совместные традиционные праздники, например, «День рождения класса», «Посвящение в первоклассники»;
волонтерские акции;
Буквально 2-3 года назад актуальными были однодневные и многодневные экскурсии, организуемые школой и родителями, выезды за город на 2-3 недели с целью оздоровления без отрыва от процесса обучения. В нынешних условиях классные руководители и воспитатели готовы использовать, внедрять в свою работу новые формы с использованием информационной среды дистанционного обучения на платформах, где дети активно принимают участие в дистанционных олимпиадах и марафонах, квестах, соревнуются порой целыми классами, параллелями, на уровне школы и города.
Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися позволяют с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и дать им возможность самореализоваться, а с другой, – установить доверительные отношения с одноклассниками.
Педагоги нашей школы проводят разнообразные классные часы, часы общения: тематические (для расширения кругозора), игровые (способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие решать спорные вопросы. Актуальными сегодня являются здоровосберегающие часы общения.
Новые рекомендации
В новой примерной программе воспитательной работы говорится о том, что часто классные часы проводятся после уроков, когда дети устали. К сожалению, очень часто классный час ничем не отличается от урока, а ведь он может стать событием для ребенка. Пусть маленьким, но событием. Ребенок должен уходить с классного часа с ожиданием, любопытством и мыслями, вроде таких: «А что будет на следующем классном часе?»
Соответственно, каждый должен быть если не участником, то активным зрителем или экспертом.
Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса в нашей школе проводится через
— наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни
— изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями – предметниками, медицинскими работниками школы;
— использование опросников;
— проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед;
- выработка совместно с детьми законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения в классе, в школе, посредствам изучения устава школы, фиксированием в специальных журналах классного руководителя, папках по ТБ.
- проводится индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио.
В новой программе воспитательной работы рекомендуется не просто накапливать личностные достижения, но и в начале каждого года планировать их, а в конце года – вместе анализировать свои успехи и неудачи.
При необходимости педагоги школы проводят коррекцию поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями. У каждого педагога в классе есть журнал индивидуальной работы с классом, где фиксируются и отслеживаются периодически проблемные моменты или наоборот, что проблема решена. Фиксируются беседы с родителями: даты, цели визита, рекомендации.
Проводится работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Положительным является то, что в этом направлении проводится систематическая работа, есть алгоритмы действий для педагогов
Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. Идеально, когда наши взгляды по поводу целей воспитания и обучения совпадают.
Формы и виды нашей работы - это посещение учебных занятий, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, мини педсоветы по проблемам класса, когда вырабатывается единая позиция по поводу воспитания. Такие встречи держат педагогов, родителей и детей в тонусе.
Рекомендация в НОВой программе:
Для оперативности использовать современные гаджеты посредством мессенджеров, чаты, позволяющие, оперативно доводить важную информацию до учителей предметников (создать чат).
Нам рекомендуют обратить внимание на стиль классного руководства. Многие педагоги предпочитают авторитарный стиль. Конечно, авторитарный стиль может избавить классного руководителя от многих проблем с дисциплиной. Однако работа классного руководителя должна строиться на демократических, доверительных принципах, где главным условием установления доверительных отношений между педагогом и его классом является уважение к личности ребенка. Классный руководитель, которому дети доверяют, многое может сделать для личностного развития ребенка.
Как же классному руководителю завоевать доверие своих учеников?
Вот несколько простых правил.
Будьте честны в отношении к своей работе, к детям и к коллегам. Дети чувствительны к фальши, поэтому доверие на ней не построишь.
Следует быть сдержаннее в своих публичных заявлениях. Классный руководитель бывает расстроен или даже зол из-за плохого поведения детей, жалоб на его класс, замечаний в его адрес со стороны руководства. В этом случае не стоит делать скоропалительных эмоциональных заявлений вроде «Мне придется вызвать родителей в школу» или «Больше я с вами ни на какую экскурсию не поеду». Потому что, если вы этого не сделаете (а чаще всего так и бывает), то дети будут знать, что ваши заявления – пустые слова.
Стоит быть в курсе того, чем живут ваши дети, какие у них интересы, какую музыку они слушают, в какие игры они играют. Работая в школе, учитель имеет дело с разными поколениями детей. В чем-то они абсолютно схожи, а в чем-то отличаются друг от друга. Конечно, личные интересы педагога могут быть весьма далеки от детских, но он должен понимать, с какими именно детьми он работает. Это поможет ему в понимании того, чем можно увлечь детей, как найти с ними «общий язык», из какой деятельности лучше извлечь воспитательный потенциал. Классный руководитель должен отстаивать интересы детей своего класса в конфликтных ситуациях. Это, разумеется, не означает реализацию принципа «мой ребенок всегда прав». Это означает, что в тех или иных конфликтах детей с ребятами из других классов, с учителями, с посторонними людьми, классный руководитель не должен оставлять детей наедине с возникшей у них проблемой. Ведь именно он владеет полной информацией о ребенке, о его семье, об учителях, которые преподают в классе. Ему легче быть объективным в решении таких конфликтов. Именно он должен проанализировать ситуацию, учесть мнение каждого участника конфликта и помочь детям найти из него выход
Также нам рекомендуется , например, в процессе создания проектов и внеурочной деятельности использовать различные ресурсы Интернета, которые позволяют, во-первых, найти необходимую информацию быстро, во-вторых, наладить общение участников проекта (через социальные сети, электронную почту, скайп и т.п.) для создания проектных команд, для планирования и отслеживания хода осуществления проекта. Это актуально и для организации другой внеурочной деятельности учащихся класса. (Кьюар QR-кодирование, активно используемое сегодня в музеях, в театрах, на выставках, может быть применимо и в работе классного руководителя с детьми.
Для ребят разработаны «живые» квесты – игровые задания, которые закодированы с
помощью (кьюар) QR-кода и предполагают использование личных мобильных устройств учащихся. Задания носят самый разнообразный характер. Например: разработать и
сделать макет, принять участие в диспуте с Google-опросом; создать маршрут пешеходной экскурсии по новостройкам родного города на английском языке; провести кулинарное шоу. Для выполнения этих и других заданий используются возможности различных гаджетов и компьютерных программ.
Классный руководитель может использовать в воспитательных целях и
создаваемый им вместе с детьми сайт класса или страничку класса в виртуальных
социальных сетях. Здесь могут быть представлены не только общие сведения о
классе, но и в режиме онлайн вестись обсуждения волнующих учеников проблем,
происходить общение классного руководителя с родителями школьников,
размещаться планы ближайших дел или отчеты об их проведении, создаваться
история класса, загружаться творческие работы классного руководителя, учащихся
или родителей, организовываться конкурсы, проводиться анкетирование детей и
родителей.
Общение в сетевых сообществах способствуют воспитанию у учащихся толерантности и критичности по отношению к чужому мнению, развитию навыков совместной виртуальной деятельности.
Правда, при этом не следует забывать и о проблемах, связанных с такими явлениями как троллинг (Распространение информации, вызывающей гнев или стыд), кибербуллинг (травля в сети), киберхарассмЕнт( травля детей в сети) Противостоять этим явлениям школьники часто не могут и не умеют в независимости от их возраста. Поэтому и классному руководителю, и родителям важно много внимания уделять безопасности использования информационных технологий и беседам об этом с детьми.
Подводя итог, заметим, что классный руководитель имеет дело с постоянно
развивающимися личностями своих детей. А потому он и сам должен постоянно
развиваться, работать над совершенствованием самого себя. Собственное развитие
стимулирует работу мысли и не дает педагогу находиться в стагнации.
Стагнация (лат. stagnatio — неподвижность, от stagnum — стоячая вода) — состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода времени.
Использование воспитательных традиций нашей школы и рекомендуемые новаторские подходы создадут в будущем неповторимую атмосферу нашей образовательной организации и позволят держать марку нашей школы и преумножать успехи в воспитании.
Спасибо за внимание