Технология продуктивного чтения
на уроках литературного чтения
в начальной школе.
Еникеева С.В.,
МАОУ «Гимназия 8»
г .Пермь
Люди перестают мыслить, когда перестают читать
Д. Дидро
Как научить наших детей эффективно читать тексты?
На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять.
Не все дети умеют вычитывать информацию из текстов разных видов.
- Не все дети умеют вычитывать информацию из текстов разных видов.
- Не все дети умеют вычитывать информацию из текстов разных видов.
Что такое ЧТЕНИЕ?
- Общеучебное умение (компетенция)
Из образовательной программы «Школа 2100»:
«Сквозная цель образования - воспитание
грамотного, компетентного читателя,
человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
- «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
- «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Кого можно назвать « грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
- понимать письменные тексты
- рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
- фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
- подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
- концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Читательская грамотность
Опора на внетекстовое знание
Опора на текст
1.
найти и
извлечь
(информацию)
2.
интегрировать и
интерпретировать
(сообщения текста)
3.
осмыслить
и оценить
содержание
текста
форму
текста
Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Просмотровое
Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет
- анализ заголовка, подзаголовка
- просмотр схем, таблиц, оглавления
Изучающее
Ознакомительное
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)
- выделение смысловых частей
- вычитывание подтекста
- чтение по абзацам
- графические пометки
Каждый образованный человек умеет читать любые тексты.
ЖИЗНЬ:
У книжной полки сами решаем, читать или не читать , сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.
2) Во время чтения
Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них
3) После чтения
в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других
9
Технология формирования правильной читательской деятельности Цель - понимание текстов Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
2) Во время чтения текста
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
10
1-й этап. Работа с текстом до чтения
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
- иллюстрациям (перед текстом)
- выделенным словам (просмотровое чтение)
- привлекая предшествующий читательский опыт
↓
мотивирование чтения
2-й этап. Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
ПРИЕМ: диалог с автором
- Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл)
- Прогнозировать О тветы на эти вопросы
- П роверять свои прогнозы, по ходу чтения
↓
интерпретация текста
Берестяная трубочка. М.Пришвин
1.
Я нашел удивительную берестяную трубочку. В
(Что такое берестяная трубочка? Почему она удивительная?)
Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обратишь. П (На какой вопрос ответили)
Но сегодня мне захотелось посмотреть нет ли чего в такой трубочке. В (Интересно, что там может быть?) О (Вы как думаете?)
2.
И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте свои предположения: в трубочке оказался орех!)
Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Попробуем найти ответ на прямой вопрос автора!)
«Наверное белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. – Она знала, что трубка будет плотнее и плотнее свертываться и все крепче прихватит орех, чтобы не выпал.
ПО мере появления элементов на экране – спрашиваем аудитории, получаем от нее реакцию, а потом идем дальше – смотрим как у авторов технологии (это пример из учебника и методички).
3.
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. П (Проверьте свои предположения: вот откуда в трубочке оказался орех!)
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие? В
(Интересно, какое?)
: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П (Вот какое открытие!) .
Почему же Пришвин назвал эту трубочку удивительной? (выход на подтекстовую информацию)
Сколько открытий сделал писатель? А вы? (концептуальная информация)
Аналогично.
3-й этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
↓
корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка
1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе)
2.« Проиллюстрируй…»
3.« Сочини…»
4.« Придумай…»
Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?
- Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника.
- Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
- Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения.
- Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).
Рефлексия по продуктивному чтению, аналогично проблемному диалогу.
Анализ мониторинга читательских умений по результатам конкурса ЭМУ
www.cerm.ru
Оценка и применение информации -
86%
Поиск и понимание информации -
68%
Представление и интерпретация текста -
60%
Спасибо за внимание!