СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад " Технология продуктивного чтения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое  объединение. Доклад " Технология  продуктивного  чтения"

Просмотр содержимого документа
«Доклад " Технология продуктивного чтения"»

 Технология продуктивного чтения  на уроках литературного чтения  в начальной школе.    Еникеева С.В.,  МАОУ «Гимназия 8»  г .Пермь

Технология продуктивного чтения

на уроках литературного чтения

в начальной школе.

Еникеева С.В.,

МАОУ «Гимназия 8»

г .Пермь

   Люди перестают мыслить, когда перестают читать  Д. Дидро

Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Д. Дидро

Как научить наших детей эффективно читать тексты? На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять. Не все дети умеют вычитывать информацию из текстов разных видов. Не все дети умеют вычитывать информацию из текстов разных видов. Не все дети умеют вычитывать информацию из текстов разных видов.

Как научить наших детей эффективно читать тексты?

На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять.

Не все дети умеют вычитывать информацию из текстов разных видов.

  • Не все дети умеют вычитывать информацию из текстов разных видов.
  • Не все дети умеют вычитывать информацию из текстов разных видов.

Что такое ЧТЕНИЕ?  Учебный предмет Процесс освоения текста Общеучебное умение (компетенция)  Из образовательной программы «Школа 2100»:  «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».

Что такое ЧТЕНИЕ?

  • Учебный предмет
  • Процесс освоения текста
  • Общеучебное умение (компетенция)

Из образовательной программы «Школа 2100»:

«Сквозная цель образования - воспитание

грамотного, компетентного читателя,

человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».

  • «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
  • «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».

Кого можно назвать  « грамотным читателем»?  Грамотность чтения – это способность понимать  письменные тексты рефлексировать на содержание текстов:  - размышлять над содержанием  - оценивать прочитанное  - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Кого можно назвать « грамотным читателем»?

Грамотность чтения – это способность

  • понимать письменные тексты
  • рефлексировать на содержание текстов:

- размышлять над содержанием

- оценивать прочитанное

- излагать свои мысли о прочитанном

  • использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Что такое  ПОЛНОЕ понимание текста?  Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Читательская грамотность Опора на внетекстовое знание Опора на текст 1. найти и извлечь (информацию)  2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)  3. осмыслить и оценить содержание текста  форму текста

Читательская грамотность

Опора на внетекстовое знание

Опора на текст

1.

найти и

извлечь

(информацию)

2.

интегрировать и

интерпретировать

(сообщения текста)

3.

осмыслить

и оценить

содержание

текста

форму

текста

 Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое  Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Изучающее Ознакомительное Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации Цель: извлечение основной информации  (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) выделение смысловых частей вычитывание подтекста чтение по абзацам графические пометки

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ

Просмотровое

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет

  • анализ заголовка, подзаголовка
  • просмотр схем, таблиц, оглавления

Изучающее

Ознакомительное

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)

  • выделение смысловых частей
  • вычитывание подтекста
  • чтение по абзацам
  • графические пометки

Каждый образованный человек умеет читать любые тексты.   ЖИЗНЬ:  До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать , сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них 3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других  9

Каждый образованный человек умеет читать любые тексты.

ЖИЗНЬ:

  • До чтения

У книжной полки сами решаем, читать или не читать , сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.

2) Во время чтения

Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них

3) После чтения

в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других

9

Технология формирования правильной читательской деятельности  Цель - понимание текстов  Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:  до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.  Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 10

Технология формирования правильной читательской деятельности Цель - понимание текстов Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:

  • до чтения текста

просмотровое чтение

Результат:

предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

2) Во время чтения текста

изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.

Результат:

понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

10

1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:  названию  имени  автора - иллюстрациям  (перед текстом)  выделенным словам  (просмотровое чтение) - привлекая предшествующий читательский опыт  ↓ мотивирование чтения

1-й этап. Работа с текстом до чтения

Цель: прогнозирование будущего чтения.

Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

  • названию
  • имени автора

- иллюстрациям (перед текстом)

  • выделенным словам (просмотровое чтение)

- привлекая предшествующий читательский опыт

мотивирование чтения

2-й этап.  Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл) Прогнозировать О тветы на эти вопросы П роверять свои прогнозы, по ходу чтения ↓ интерпретация текста

2-й этап. Работа с текстом во время чтения

Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)

ПРИЕМ: диалог с автором

  • Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать О тветы на эти вопросы
  • П роверять свои прогнозы, по ходу чтения

интерпретация текста

Берестяная трубочка. М.Пришвин

1.

Я нашел удивительную берестяную трубочку. В

(Что такое берестяная трубочка? Почему она удивительная?)

Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обратишь. П (На какой вопрос ответили)

Но сегодня мне захотелось посмотреть нет ли чего в такой трубочке. В (Интересно, что там может быть?) О (Вы как думаете?)

2.

И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте свои предположения: в трубочке оказался орех!)

Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Попробуем найти ответ на прямой вопрос автора!)

«Наверное белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. – Она знала, что трубка будет плотнее и плотнее свертываться и все крепче прихватит орех, чтобы не выпал.

ПО мере появления элементов на экране – спрашиваем аудитории, получаем от нее реакцию, а потом идем дальше – смотрим как у авторов технологии (это пример из учебника и методички).

3. Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. П  (Проверьте свои предположения: вот откуда в трубочке оказался орех!)  Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие? В  (Интересно, какое?)   : под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П  (Вот какое открытие!) . Почему же Пришвин назвал эту трубочку удивительной? (выход на подтекстовую информацию) Сколько открытий сделал писатель? А вы? (концептуальная информация)     Аналогично.

3.

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. П (Проверьте свои предположения: вот откуда в трубочке оказался орех!)

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие? В

(Интересно, какое?)

: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П (Вот какое открытие!) .

Почему же Пришвин назвал эту трубочку удивительной? (выход на подтекстовую информацию)

Сколько открытий сделал писатель? А вы? (концептуальная информация)

Аналогично.

3-й этап.  Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов ↓ корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

3-й этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов

корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка 1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе) 2.« Проиллюстрируй…» 3.« Сочини…» 4.« Придумай…»

Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка

1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе)

2.« Проиллюстрируй…»

3.« Сочини…»

4.« Придумай…»

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения. Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).  Рефлексия по продуктивному чтению, аналогично проблемному диалогу.

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?

  • Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника.
  • Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
  • Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения.
  • Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).

Рефлексия по продуктивному чтению, аналогично проблемному диалогу.

Анализ мониторинга читательских умений по результатам конкурса ЭМУ  www.cerm.ru

Анализ мониторинга читательских умений по результатам конкурса ЭМУ

www.cerm.ru

Оценка и применение информации - 86% Поиск и понимание информации - 68% Представление и интерпретация текста - 60%

Оценка и применение информации -

86%

Поиск и понимание информации -

68%

Представление и интерпретация текста -

60%

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!