Выступление в МБОУ Новоленинская СОШ на методическом семинаре
«Квалиметрический подход к оценке метапредметных результатов»
учитель начальных классов: Каргина Лариса Алексеевна, МБОУ Харетская СОШ
Тема:
«Эффективные методы Технологии продуктивного чтения как средство развития УУД у младших школьников»
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат учащемуся возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу к самообучению и самообразованию. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяет максимально извлекать информацию из текста и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».
В соответствии с целями и задачами ФГОС одним из требований, которые должны отражать метапредметные результаты освоения образовательной программы является: овладение навыками технологии продуктивного чтения текстов. Продуктивное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон любого произведения или текста.
Цель технологии продуктивного чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Продуктивное чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд метапредметных умений и навыков, и составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД - входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Современный учитель не источник знания, а навигатор эффективной работы со знаниями. Он способствует, облегчает, помогает школьникам учиться успешно. Для этого используются новые образовательные технологии, в числе которых технология продуктивного чтения, разработанная профессором Наталией Николаевной Светловской.
При помощи продуктивного чтения на каждом уроке школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Продуктивное чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей. Продуктивное чтение делится на три этапа работы.
Первый этап работы с текстом до чтения просмотровое чтение. Его результатом является создание мотивации для работы с текстом.
Второй этап работы - изучающее чтение. Результатом этого чтения является понимание и коррекция прочитанного.
Третий этап работы с текстом – после чтения. Результатом его является выделенее главного, выяснение непонятных слов. Расположить опорные слова текста в связи с последовательностью содержания.
Когда учителю следует начинать работать над формированием навыков продуктивного чтения? Да уже в период обучения грамоте, следует уделять внимание совершенствования технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой его стороной. Ребенок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребенку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка продуктивного чтения.
Из личного опыта работы на уроках литературного чтения. Ребенок правильно читает все слова в предложении, но не понимает смысла прочитанного текста. Возникает проблема…..в чём причина? Одна из вероятных причин: читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же понимания на момент прервался. На своих уроках я предлагаю следующий вид работы. Перед чтением текста учащиеся прочитывают столбик слов, имеющих одинаковое начало или конец. Например: аэроплан, аэросани, аэростат, аэропорт, аэродром. При этом читают его несколько раз: медленно, убыстряя темп, громко, тихо. Предвидя, какое слово станет для детей «затруднительным» для понимания, я сначала даю его полное описание, часто в сопровождении с фотографией, а затем прошу найти это слово в столбике. Поняв значение слова, дети приступают к прочтению текста и его осмыслению.
На уроках русского языка, создаю проблемную ситуацию, которая, требует от учащихся поискового чтения. Оно осуществляется на основе выборочного и просмотрового чтения. Так, при изучении темы «Имена собственные. Запись географических названий» ставлю перед учащимися проблему: найти среди данных слов (И\и ркутск, А/а нгара, К/к расное, Б\б айкал) имена собственные. Ребята выбирают только 3 слова (Иркутск, Ангара, Байкал), т.к. им понятна смысловая сторона этих слов. Но затем я даю детям текст, из которого они узнают, что слово «Красное» тоже может стать именем собственным. Вывод о том, когда это может произойти, делают самостоятельно. Читая текст, учащиеся не только разрешают поставленную проблему, но и закрепляют информацию о своей Родине, а так же знакомятся и с окружающим нас миром.
Регулярная работа с текстом на каждом уроке, позволяет своевременно устранить проблемы, при формировании навыков продуктивного чтения. Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. Предлагаемый мной путь решения этой проблемы это различные, необычные, веселые упражнения с текстами, выполнение которых в непринужденной обстановке, создающей положительный эмоциональный фон, обеспечивает формирование целого ряда мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в процесс чтения. Выполнение этих упражнений приводит к формированию у детей целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения. Упражнения предлагаю детям в игровой форме, с группой из 3-4 детей, в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание.
Чтение слов или предложений в которых некоторые буквы перепутаны. Это упражнение уводит ребенка от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
Чтение "зашумленных " слов. Ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы. .
Чтение перевернутого текста. Страница обычного текста переворачивается "вверх ногами " на 180 градусов. Это упражнение, во первых, способствует формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв, чему способствует их восприятие в необычном (перевернутом) виде.
Текст с картинками. Восполнение пропусков слов в тексте.
Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Выполнение их превращает процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему.
Итак, мы видим, что технология продуктивного чтения – это фундамент всех требований к достижению планируемых результатов ФГОС.
Спасибо всем за внимание!
Литература
Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций»
[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gazpromschool.ru/teachers/
Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после
Электронный ресурс. Режим доступа: URL: www.school 2100.ru1/
Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2010г., с. 25
Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 2010г., с. 98
Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г., с. 39
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //Начальная школа - 2003, № 1.