СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Технология развития критического мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Технология развития критического мышления"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Технология развития критического мышления"»

Юрловский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ №2»






Доклад

Технология развития критического мышления










Подготовила учитель начальных классов: Волостных М.М.














с. Юрловка, 2023 г.




Технология развития критического мышления


Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы - американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный россий­ским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и рос­сийских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидак­тические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

На сегодняшний день существует множество определений критического мышления.

Авторы данной технологии предлагают следующее определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»).

Специфика образовательной технологии развития критического мышления заключается в том, что учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.

  • Первая стадия (фаза) - вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

  • Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют со­хранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

  • Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии - работа с информацией - чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, - это ключевые слова, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности расширять знания, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем.

Цель данной образовательной технологи - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым.Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации. Варьируя предложенные методы, учитель может добиться желаемой цели. Параллельно с этим у учащегося формируются навыки самостоятельной работы с информацией.

Технология развития критического мышления в большей степени работает на развитие продуктивных умений, то есть на развитие интеллектуальных умений более высокого уровня. Главная цель – развитиеметакогнитивныхспособностей и умений учащихся, таких, как способность к самооценке, самоконтролю, умению планировать собственную деятельность, что в конечном итоге должно привести к самообразованию учащихся.

Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление. Способности, развиваемые с помощью этой технологии, — открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления — позволят учащимся не только внимательно изучить тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать свое собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.

Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию.

Органичное включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к учащемуся, к его личности, его индивидуальности.И, наконец, это именно та технология, которая решает вопрос развития коммуникативной культуры. В процессе работы по фазам ТРКМ учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.

Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Работа, построенная в режиме данной технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления, а на стадии рефлексии провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учениками и учителем запланированных результатов.

В процессе работы формируется собственный метакогнитивный опыт - «это ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольную регуляцию процесса переработки информации и произвольную, сознательную организацию собственной интеллектуальной активности».

На основании индикаторов метакогнитивного опыта формируется:

  • способность планировать;

  • способность предвосхищать;

  • способность оценивать;

  • способность «притормаживать» собственную интеллектуальную деятельность;

  • способность выбирать стратегию обучения.

Рефлексивный анализ проблем и способов их решения, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов. Тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом

За когнитивными умениями следуютметакогнитивные,такие, как способность к планированию собственной учебной деятельности, самоанализу, самооценке, которые помогают учащимся выйти на способность к самообразованию.

Изучение и применение технологии развития критического мышления дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности, ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Благодаря рефлексии учитель способен выйти за пределы полной поглощенности непосредственной деятельностью, осознать возникающие перед ним проблемы в широком контексте современного изменяющегося мира, передать эти способности своим ученикам.

Функции фаз технологии

1. Важнейшими функциямифазы вызоваявляются:

  • Информационная. Вызов уже имеющихся у учащихся знаний, опыта по теме. Часто у учащихся нет первоначальных знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова работают: вопросы до изучения нового материала («толстые» и «тонкие» вопросы, «Ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др.

  • Мотивационная. Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы», хотим получить на них ответы, это всегда интересно ученику.

  • Систематизационная. Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в «концептуальной» и «сводной» таблицах и др.).

  • Целеполагания. Технология развития критического мышления - единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели.

Итак, на стадии вызова рождается первоначальное знание: актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые хочется получить ответ - то есть информация, которую необходимо проверить, дополнить, изучить.

2. Вторая стадия урока - смысловая,где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т. д.). На этом этапе урока учителю важно «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, учитывая запросы учащихся, их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) учащихся.

Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания.

3. На стадии рефлексииучителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии. Не менее важным является и осознание своего «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, научат его учиться и без помощи учителя.

Функция стадии рефлексии - это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.

Технология развития критического мышления построена на рефлексии и одновременно обеспечивает ее развитие. Технологическое обеспечение рефлексии в обучении можно определить как сочетание определенных средств и методов, обеспечивающих реализацию поставленных учителем и учениками целей в процессе активно конструированного субъектами обучения процесса, основанного на осмыслении значимого для них опыта.
Мы представляем данную технологию как рефлексивную, поскольку она:

  • формирует самостоятельность мышления;

  • вооружает способами и методами самостоятельной работы;

  • дает возможность сознательно управлять образователь­ным процессом в системе «учитель-ученик»;

  • позволяет влиять на цели, способы, методы и резуль­таты образовательного процесса и т. д.

Рефлексия - необходимое условие того, чтобы учащий­ся и педагог видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, размышляли над возникающими проблемами, оценивали саму образовательную деятельность и ее результаты.


Приемытехнологии развития критического мышления


Бaзoвaямoдeль ("вызoв-ocмыcлeниe-рeфлeксия") задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и cпocoбыcoчeтанияконкретныx технологических приемов. Этonoзвoляeтгoвopитьoб универсальном, надпредметном характере предлагаемой технoлoгии.

Достоинство технологии развития критического мыш­ления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, в ее открытости. Авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологи­ями и подходами - дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся.

Концепция стандартов второго поколения, принятая в 2008 г., пополняет известную терминологию «знания», «умения», «навыки», «компетенции»(основным резуль­татом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней раз­вития личности учащихся (компетентностей)) и общеучеб­ных (универсальных учебных) действий, которые заклады­ваются в школе, действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные пот­ребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Ученые и практики ищут пути формирования вышеназ­ванных умений. Технология развития критического мышле­ния - один из путей, способствующих их развитию.

Предлагаем вам систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных дейс­твий (умений).

  • Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

  • Кластеры.

  • Таблица «Инсерт».

  • Прием «Общее-уникальное».

  • Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».

  • Стратегия «Фишбон».

  • «Бортовой журнал».

  • Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:

  • «Инсерт».

  • Дневники: двухчастный и трехчастный.

  • Чтение с остановками.

  • Стратегия «Идеал».

  • Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таб­лица «толстых» и «тонких» вопросов.

  • Таблица «ПМИ» или «ПМ?».

  • Таблица «Сравнение источников». 

  • Умение формулировать и решать проблемы:

  • Стратегия «Фишбон».

  • Стратегия «Идеал». 

  • Умение работать с понятиями:

  • Прием «Выглядит, как... Звучит, как...»

  • Синквейн

  • «Концептуальное колесо».

  • Денотатный граф

  • Умение вести аргументированную дискуссию

  • Таблица «перекрестной дискуссии».

  • Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройден­ного:

  • Синквейн
    Кластеры.

  • Эссе и другие приемы рефлексивного письма.

  • Прием «Общее-уникальное».

  • Сводная таблица.

  • Рамка.

  • Двухрядный круглый стол. 

  • Умения в области само- и взаимооценки:

  • Лист взаимооценки.

  • Парная письменная взаимооценка.

  • Градация.

  • Совокупная оценка.

  • Умение планировать собственную учебную деятель­ность:

  • Таблица «Верные - неверные утверждения».

  • Вопросы «Верите ли вы?».

  • Кластеры.

  • Портфолио. 

  • Коммуникативные умения:

  • Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие).

Этот список можно было бы продолжить. Нужно отметить, что каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстро­енные в логике «вызов-осмысление-рефлексия», они спо­собствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.



ДОПОЛНИТЕЛЬНО!

Приемы стадии вызова

1. Прием «Выглядит, как... Звучит, как ...»

Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается вписать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология»


Выглядит, как...

Звучит, как...

Часы

Конвейер

Ступеньки лестницы

Яркая картинка

Металлический скрежет «Это ново!» «Это интересно!» Песня: куплет - припев


На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.


2. Кластеры

Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как ведущим приемом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые еди­ницы, соединяем их прямой линией со звездой; у каждой планеты есть спутники, у них - свои спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы до знакомства с основным источником (текстом) систематизируем информацию в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Можно дать дополнительное задание - установить причинно-следственные связи между «гроздьями». Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», выделение новых..

Графические, визуальные методы в технологии развития критического мышления не только помогают систематизировать материал, структурировать его до, во время и после изучения новой информации, эти приемы делают зримыми процессы мышления, наглядно демонстрируют, как изменилось, обогатилось наше знание об изучаемом предмете.

Приемы стадии осмысления

Не менее важным в рефлексивном обучении станет стадия осмысления. Важно, чтобы работа на втором этапе урока была тесно связана с деятельностью учителя и учащихся на стадии вызова. Нельзя «забыть» о поставленных учениками целях, заданных вопросах, предъявленном опыте. Изучение нового материала накладывается на знания, опыт или вопросы, вызванные на первом этапе урока. Существуют отдельные приемы, работающие на стадии осмысления.

«Бортовые журналы» В «бортовые журналы» учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом. «Бортовой журнал» можно оформить, например, как указано в таблице 7. Таблица 7 Что мне известно по данной теме?/ Предположения Что нового я узнал из текста? / Новая информация При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу «бортового журнала», связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим личным опытом. «Бортовой журнал» - основной прием стратегии эффективная лекция. Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов-осмысление содержания-рефлексия». Для организации деятельности используется этот прием.

Стадия вызова по каждой смысловой единице осуществляется уже известными вам методами: список известной информации, ее систематизация, ответы на вопросы преподавателя, ключевые слова и т. д. Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть «бортового журнала».

На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе.

Организация записей может носить индивидуальный характер, то есть каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т. д.



Приемы стадии рефлексии

Для данного пособия более важным является описание приемов, работающих на стадии рефлексии. Они могут способствовать развитию рефлексивных умений как в трехфазовой структуре урока, так и в качестве отдельных методических приемов, направленных на развитие рефлексии.

Синквейн

Самым популярным приемом, применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн (пятистишие) Синквейн -стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки: 1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное); 2-я строка - описание темы (два прилагательных); 3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме); 4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).Отработка понятий Рефлексивная оценка пройденной темы Метафора Загадочная, необычная. Волнует, переворачивает, удивляет. Жизнь становится интереснее, красочнее. Новый мир. Иго Страшное, кровавое, Убивает, сжигает, собирает дань. Татарское иго - тяжелая ноша. Страшно! Сказки Пушкина Знакомые и незнакомые. Читаю, думаю, удивляюсь. Что за прелесть эти сказки! Чудо! Семинар Яркий, интересный Учит, вдохновляет, задает вопросы. Критическое мышление - путь к самообразованию. Открытие. Учащиеся учатся писать подобные стихотворения в парах, напоминая друг другу правила написания, подбирая лексику Затем синквейн пишется индивидуально. Целью написания подобного стихотворения может быть отработка понятий, рефлексивная оценка пройденного. Синквейн может помочь организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, оценить понятийный багаж учащихся, научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!