«Тема Холокоста в начальной школе»
Подготовила: Толстопятова С.Ю. учитель начальных классов филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ» в пос. Новая жизнь Тамбовского района Тамбовской области
Как детям объяснить: шесть миллионов
Исчезнувших в застенках… навсегда…
Замученных, отравленных «Циклоном»,
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.
Ольга Рудая
Дети, Холокост… как, казалось бы, два эти понятия несовместимые, могут существовать вместе? Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи… Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”. Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа.
Изучение военного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”.
В начальной школе, к сожалению, тема Холокоста вообще не рассматривается. Внеклассные мероприятия, где можно рассказать о второй мировой войне, о фашистских зверствах и о лагерях смерти. Тема толерантности включается в план воспитательной работы и обсуждается на классных часах.
Величайшая трагедия человеческой истории, и - с ней лицом к лицу- 7-10-ти летние "сегодняшние" дети, дети трудного, но мирного времени.
Огромное влияние на историческое сознание детей оказывают СМИ и Интернет. Чаще всего это воздействие бывает негативным, нанося огромный ущерб делу воспитания детей. Жестокость, насилие, разбой, ужасы – вот, что впитывают наши дети, просматривая зарубежные художественные фильмы и мультфильмы, в которых зачастую даже нет смысла… Такими сейчас становятся наши дети.
Нужно ли им говорить о Холокосте? Как достучаться до их сердец, не раня, не напугав, не вызывая чувство мести, ожесточения и ненависти?
Как объяснить им масштаб трагедии, как, не углубляясь в документальные подробности, донести до них чудовищную суть катастрофы?
В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, для образования колониальных империй европейских держав. Таких примеров очень много. Это геноцид советского народа во время Второй мировой войны 1941-1945гг., тогда же полному уничтожению подлежали еврейский народ, который пострадал не только от рук фашистской Германии и получил название «Холокост», цыгане, люди с ограниченными возможностями, а также славянские народы, часть которых должна была стать рабочей силой, а остальная уничтожена. Геноцид малочисленного осетинского народа, примером которого является захват боевиками школы №1 г. Беслана. Мало кто знает о чудовищном расстреле осетинских беженцев (женщин и детей) на Зарской дороге 20 мая 1992 г…
Жажда власти, денег и территориального преимущества делает людей жестокими. Человечество начинает жить по законам джунглей, уничтожая друг друга. Почему нелюди начинают убивать женщин и детей? Да потому, что женщины – это настоящее, а дети – будущее. Уничтожив будущее, легко овладеть настоящим. Именно поэтому о Холокосте (геноциде) надо говорить нашим детям как можно раньше, воспитывать толерантное отношение к другим народам, чтобы такие страшные события в мире не повторялись, чтобы всегда помнить о Холокосте, Беслане, Украине, о безвинных жертвах: детях и взрослых, погибших и погибающих, потому что кто-то родился осетином или русским, иудеем или мусульманином.
Холокост - не только прошлое, но и наше возможное будущее. Исторически и психологически Холокост - это прежде всего симптом летальной социальной болезни - человекофобии, охватившей все человечество. Кто знает о болезни, тот имеет шанс излечиться...
Основываясь на своём опыте преподавания Холокоста в начальной школе, для себя я сделала вывод, что детям нужно говорить о Холокосте. Это не только разговор об ужасах колоссальной трагедии, это разговор и о любви, великая сила которой противостояла ненависти.
О любви, с которой старики шли на смерть вместо молодых, матери заслоняли собой детей, отдавали детей случайным прохожим с мольбой о спасении, наверняка зная, что пути их никогда не пересекутся. О любви с которой женщины пели детям колыбельные на пороге газовых камер. О великой любви, с которой люди прятали приговорённых к смерти, лечили их, делили с ними последний кусок хлеба, рискуя при этом не только своей жизнью, но и жизнью собственных детей.
Разговор о Холокосте - это рассказ о терпимости и о великом мученическом терпении целого народа, взвалившего на свои плечи все грехи мира. " Несомненно, Освенцим еще раз доказал, что евреи - особый народ.
Разговор о Катастрофе - это разговор о неистребимой надежде, о великом мужестве непокарившихся, об отчаянном героизме восставших, о подвиге не оставшихся в стороне.
И самое главное - разговор о Холокосте — это рассказ о победе, о неизбежной наказуемости зла, о торжестве справедливости.
Зачем говорить о Холокосте в начальной школе?
При встрече с несправедливостью, все дети 7-10 лет, за редким исключением, вступают в борьбу с источником несправедливости, выбирая ту или иную форму протеста, всё принимая близко к сердцу, никогда не оставаясь в стороне. Это "поголовное неравнодушие", или, выражаясь профессиональным языком, повышенная эмоциональная восприимчивость – важное качество детей младшего школьного возраста, которое позволяет говорить с ними о Холокосте. Но эта же самая "повышенная восприимчивость во много раз повышает ответственность педагога за сказанное, за ощущение той грани, за которую уже - нельзя..- Поэтому при разговоре с детьми о Холокосте в начальной школе определяющим становится этический и нравственный аспекты.
Наш первый разговор с детьми на эту тему состоялся 2 года тому назад, когда нас пригласили обучающиеся старших классов на внеклассное мероприятие по теме Холокост под руководством учителя истории Битюковой Л.В..
Я предложила детям предварительно рассказать о том, что они знают о войне. Их познания в этой области представляли собой невообразимую по нелепости путаницу, которую извлекли из американских боевиков и диснеевских мультиков. И вот, с того мероприятия, с того самого 2-го класса и начался наш разговор о Холокосте.
Перед тем, как начинать подготовку учащихся к проведению уроков и мероприятий, я ознакомилась с литературой, просмотрела документальные и художественные фильмы посвященные Холокосту, перечитала литературу по возрастной психологии.
В этот период происходит становление личности ребенка, и общение с взрослыми является одним из важнейших условий его развития. В период от 5 до 10 лет ребёнок открыт по отношению к существующим в обществе нормативно социо-культурным представлениям. Усвоение этических норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко, не проявляя критичности и сопротивления, "врасти" в культуру, в которой он живёт. Детей в этом возрасте отличает феномен "морального реализма" (Ж. Пиаже),
проявляющийся в полном принятии моральных норм, существующих вне его". (Из книги Ветровой В.В. "Уроки психологического здоровья") Я думаю, что компетентный, искренний, этически нормированный, эмоциональный, а, главное, взаимный разговор о Холокосте с детьми в начальной школе возможен, нужен и послужит основой для формирования у будущих подростков той самой толерантной позиции, так необходимой для нормального существования человеческого сообщества.
Цикл уроков и мероприятий по изучению темы Холокоста в 3 классе
Урочная деятельность (Предмет / тема) | Внеурочная деятельность | Внеклассные мероприятия |
Литературное чтение Творческий проект на тему «Нам не нужна война» | Уроки милосердия «Жертвенная любовь» | Тематические классные часы |
Киноуроки |
Изобразительное искусство «В весеннем небе – салют Победы» | Уроки милосердия «Библейские законы войны» | Читательско – зрительские конференции |
Урок -игра |
Окружающий мир «Путешествие в Иерусалим» (Израильский национальный мемориал Катастрофы и Героизма «Яд ва – Шем») | Выпуск боевых листов |
Конкурсы чтецов |
Конкурсы рисунков |
Урочная деятельность.
Творческий проект на тему «Нам не нужна война»
«В весеннем небе – салют Победы»
«Путешествие в Иерусалим»
(Израильский национальный мемориал Катастрофы и Героизма «Яд ва – Шем»)
Внеурочная деятельность
«Жертвенная любовь» (Праведники народов мира. В настоящее время это звание получили более 23 800 граждан из 50 государств мира.)
«Библейские законы войны»
Внеклассные мероприятия
«Ночи той хрустальный звон»
«Толерантность – путь к миру»
«Мальчик в полосатой пижаме»
(Режиссер: Марк Херман)
Список Шиндлера
(Режиссер:Стивен Спилберг)
Блокадный дневник Тани Савичевой
( Режиссер: А Снегирев)
Дневник Анны франк
(Режиссер Д.Стивенс)
Книга Ирит Абрамски «Три куклы»
(Издана на русском языке в Иерусалиме)
«Учимся толерантности»
«Память о Холокосте»
«Голос прошлого»
При подготовке к урокам и мероприятиям по преподаванию темы Холокоста в начальной школе, следует:
выстраивать уроки так, чтобы они были необычными, последовательными, учитывая сжатые календарные сроки;
направлять обучающихся на исследовательскую работу по изучению реальной причастности истории семьи к истории В.О.В. и Холокоста;
Список литертуры:
И.А.Альтман, Д.В.Прокудин «Холокост: взгляд учителя» Методическое пособие – сборник работ педагогов России и Беларуси. Москва 2005
С.Брухфельд, П. А. Левин. "Передайте об этом детям вашим..." Москва "Текст" 2000.
"Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944)" Сборник Документов и материалов. Яд Ва-Шем. Иерусалим 1991.
ЗИцхакАрад "Холокауст. Катастрофа Европейского еврейства (1933- 1945). Яд Ва-Шем. Иерусалим 1990.
В. Захаров, В. Кулишов. "Анатомия Холокоста. Начало начал". Фонд "Ковчег" Москва 2000.
А. Мише. "Внимание: евреи!". Культурно – просветительское объединение "Хора". Москва 1990.
Д.И. Полторак " История Холокоста. 1933-1945." (Пакет — комплект документальных материалов). Научно — просветительский центр "Холокост" Москва 1995.
"Освенцим-трагедия 20-го века". Каталог выставки. Москва1995.
"Бабий Яр" К пятидесятилетию трагедии 29, 30 сентября 1941года. Издательство "Библиотека — Алия" 1991.
Веб-сайт: http:www.holocausttaskforce.org.