СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад тема:«внеклассная и внеурочная работа по биологии,как способ формирования универсальных учебных действий и повышение мотивации учащихся»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                         

ДОКЛАД   ТЕМАВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА  ПО  БИОЛОГИИ,КАК  СПОСОБ  ФОРМИРОВАНИЯ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ  УЧЕБНЫХ  ДЕЙСТВИЙ И ПОВЫШЕНИЕ

           МОТИВАЦИИ  УЧАЩИХСЯ»

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад тема:«внеклассная и внеурочная работа по биологии,как способ формирования универсальных учебных действий и повышение мотивации учащихся»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ.

«ХАПИЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»








ДОКЛАД

ТЕМАВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ,КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОВЫШЕНИЕ

МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»







УЧИТЕЛЬ

МКОУ «ХАПИЛЬСКАЯ СОШ»

ДЖАВАДОВА П.А.

27.08.2018 ГОД.




«Дорога в тысяча миль начинается

с первого шага»(Конфуций»





ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ БИОЛОГИИ

1.1 Задачи внеклассной работы и ее особенности

Осуществление всех целей образования (обучающих, развивающих, воспитательных) происходит как на уроках, так и во внеклассной работе.      

В научной литературе используются как синонимы термины «внеклассная работа» и «внеурочная работа», «внеурочная деятельность».

К сожалению, в 90-е и начале 2000-х гг. по разным причинам (сокращение часов на внеклассную работу, уменьшение оплаты труда учителя, преувеличение роли программных знаний, смена поколений учителей, отсутствие необходимых средств и др.) роль внеклассной работы значительно снизилась. Публикации велись, в основном на уровне статей в журналах. В учебниках по методике обучения 2000-х гг. обобщена теория организации внеклассной работы. Во многом потерян практический опыт учителей советского периода по организации внеклассной работы в целом и по биологии в частности. В последние годы начался процесс восстановления значения внеклассной работы, что нашло отражение в нормативных образовательных документах. Определенный интерес представляют веб-сайты учителей и обществознания и других образовательных сайтов, где предлагаются конкретные разработки внеклассных занятий1.

Серьезных теоретических публикаций, касающихся по проблемам внеклассной работы сегодня, к сожалению, нет. Опора при изучении тех или иных аспектов внеклассной работы идет в основном на публикации советского периода.

Рассмотрим основные теоретические положения об организации внеклассной работы в школе.

Внеклассная работа делится на:

  • общешкольную воспитательную работу. Ею занимаются завучи по воспитательной работе и классные руководители. Эта работа отражается в общем плане воспитательной работы школы. Здесь каждый учитель отвечает за какое-либо направление. Кроме того, организуются общешкольные мероприятия;

  • внеклассную работу каждым классным руководителем в своем классе;

  • внеклассную работу по предмету для всей школы (общешкольные биологические конференции и др.);

  • внеклассную работу по предмету в классах2.

Внеклассные занятия не связаны обязательной программой, их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся, поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана.

Таким образом, под внеклассной работой понимаются необязательные, добровольные, специально организованные занятия вне урока, цель которых – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублению и расширению их знаний, удовлетворению и обеспечению разумного отдыха школьников.







1.2 Организация внеклассной работы по биологии



Внеклассная работа по биологии  – это изучение учащимися биологии вне рамок учебного плана и требований школьной программы3. Отличается, прежде всего, от урока как основной формы организации процесса обучения.

В системе школьного обучения, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает. Организация внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин должна быть составной частью учебно-познавательной работы учащихся.

Внеклассная работа строится на ином по сравнению с уроками материале; проводится в иных, чем урок, организационных формах; в значительной большей степени, чем на уроке, основывается на самостоятельной работе школьников; проходит во внеурочное время.

Основная цель внеклассного занятия по биологии является биологическое образование обучающихся для воспитания биологически и экологически грамотных людей.

Задачи внеклассной работы по биологии:

  • расширение и углубление знаний экологического воспитания;

  • формирование познавательных способностей школьников, практических, коммуникативных умений, а также специальных умений.

  • формирование системы ценностных отношений личности;

  • формирование устойчивого познавательного интереса к биологии и способам ее изучения4.

 Особенности внеклассной работы (по сравнению с уроками):

  1. Добровольный характер.

  2. Организация деятельности учащихся по интересам, что способствует развитию индивидуальных  способностей школьников. При это работа должна быть посильной для каждого школьника.

  3. Внеклассная работа строго не регламентирована по времени и по срокам проведения (может проводится не по строгому расписанию). В то же время она должна быть систематичной.

  4. Содержание внеклассной работы отбирает учитель (а содержание уроков определяется по программе). Содержание определяется с учетом интересов школьников, особенностей региона и др.

  5. Осуществляется связь с современностью более широко, чем на уроке.

  6. Используются более разнообразные формы работы, следовательно создаются благоприятные условия для учета психолого-возрастных особенностей школьников (например, в средних классах могут преобладать игровые формы работы, в старших классах -  самостоятельная работа в музее, с литературой).

  7. Внеклассная работа содержит более широкие возможности для формирования умений школьников, чем на уроке. Это происходит в основном за счет использования элементов исследовательской работы.





Вместе с тем, несмотря на различия, внеклассная и урочная работа тесно связаны между собой. В современных условиях внеклассная работа становится органической частью обучения. В современной школе возобновляется работа по организации внеклассных мероприятий по предмету. При этом используется богатый опыт советской школы. Однако, нужно помнить, что следует избегать ярко выраженных идеологических установок и стремиться к тому, чтобы деятельность школьников была целесообразна. При правильной организации внеклассной работы повышается качество обучения.

Стоит отметить, что сегодня большую роль во внеклассной работе играют компьютерные средства обучения.

Формирование современного мировоззрения детей в процессе внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин является кропотливым делом и требует у учителя больших педагогических усилий, умений и навыков. Как показывает практика, воспитательная ценность внеклассных занятий по биологии, их эффективность во многом зависят от соблюдения ряда требований.

Одно из важнейших требований к внеклассной работе - это тесная связь ее с жизнью .Биологический кружок является основным видом внеклассного занятия. Занятия в кружках не должны быть продолжением классных уроков или дополнительных занятий. Работа проходит по разработанной учителем специальной программе. Она . Работа кружка должна содействовать ознакомлению с окружающей жизнью и активному участию в ее преобразовании.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация внеклассной работы позволяет, во-первых, учитывать разносторонние интересы школьников и значительно углубить и расширить их знания в нужном направлении, используя как индивидуальный подход, так и работу школьников "малыми группами". Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, внеклассная работа позволяет работать школьникам с разной скоростью усвояемости учебного материала, что часто способствует вовлечению школьников с низкой успеваемостью и слабым интересом к биологической науке. Успех внеклассной работы по биологии в большей степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. 



1.3. Учебно-воспитательное значение внеклассной работы по биологии для повышения мотивации и интереса обучающихся к предмету



Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет", - писал К.Д. Ушинский . Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету, становится более легким и плодотворным, способствует активному получению ими осознанных и прочных знаний. Интерес является действенным, реальным мотивом учения.

Если говорить о проблеме интереса к учебе в целом, то Геннадий Алексеевич Ягодин (член-корреспондент РАН, действительный член РАО, доктор химических наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР)  еще 2000г говорил о том, что «нужно вернуть учащихся нужно в школу. Только 9% старшеклассников учатся в школе с интересом, 15% учеников уверены, что в школе попусту тратят время; 18% вообще не занимаются в школе, а 63% занимаются время от времени и только 18% занимаются систематически». Печальная статистика показывает, что у детей в целом в потерян интерес к учебе, отсутствует мотивация.

Это еще одно свидетельство того, что актуальность повышения интереса к предмету очевидна.

А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Таким образом получается, что  для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.

Интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует  увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке5.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Он  является основным внутренним мотивом обучения.

Психологи указывают на три основных мотива, побуждающих школьников учиться:

  1. Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю биологию не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Это высшая степень интереса – это увлечение.

  2. Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

  3. В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды.

Интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Какой должна быть эта деятельность? Как сделать  уроки  биологии интересным? Как активизировать деятельность учеников? Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель.

Что же касается мотивации обучающихся к изучению предмета, то понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определённой цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренний процесс взаимодействия которых называется мотивацией. Мотивация тесно связана с самыми различными потребностями человека, она проявляется при возникновении необходимости, недостатка в чём-либо

Выделяют два типа мотивации:

  • Внешняя;

  • Внутренняя.

Внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата: получение хорошей отметки, нежелание быть хуже одноклассников, желание быть похожим на родителей, которые владеют иностранным языком.

Внутренняя же мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. К внутренней мотивации относятся:

  1. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности;

  2. Коммуникативная мотивация;

  3. Мотивация порождаемая самой учебной деятельностью6.

Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении биологии усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьника к предмету и обеспечивает продвижение в изучении предмета.

В настоящее время, несмотря на возрастание понимания значимости внеклассной работы для достижения общих образовательных целей, многие методисты и учителя по-прежнему недооценивают возможности внеклассной работы, считая ее второстепенной, вспомогательной и даже развлекательной.

Внеклассная работа ориентирует педагогов и школьников на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. Она «открывает школу», создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе учителей, учащихся и их родителей.

У учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Эти задачи не могут быть полностью решены только на уроках. Многие из них требуют применения форм и методов работы, не укладывающихся в рамках урока. Однако было бы ошибкой считать главной задачей внеурочной работы доучивание того, что не успели доучить на уроке. Общей отличительной чертой внеурочных занятий должен быть признак добровольного выбора занятий учащимися по их интересам.

Но есть и ряд различий: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, возможностями учебного заведения. Занятия не скованы жестким регламентом образовательной программы и лимитом учебного времени. Они почти полностью построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и могут быть совсем необычны.

У внеклассного занятия шире возможности для ликвидации имеющегося несоответствия учебной деятельности на уроке интересам учащихся. Именно эти отличия, отличают внеклассную работу от обязательной учебной, и определяют ее привлекательность для учащихся. Педагог же видит в ней еще один канал для установления контактов со своими воспитанниками и влияния на них.

Роль внеклассной работы состоит в следующем:

Повышение интереса учащихся к предмету.

Расширение и углубление знаний.

Развитие творческих способностей.

Внеклассная работа делает уроки более эффективными как для учителя, так и для учеников.

Подготовка к трудовой деятельности.

Помощь школе.

Развитие умений на практике применять свои знания.


ФОРМЫ РАБОТЫ.

1.Элективные курсы

2.Предметные недели

3. Экспедиции

4.Экскурсии

5.Летняя школа



2.1 Биологический кружок как основной вид внеклассного занятия.

На занятиях биологических кружков школьники углубленно изучают все разделы биологии, а главное, закрепляют каждую тему на практике — это могут быть опыты, эксперименты, наблюдения за живой природой, сбор информации «в поле», экскурсии в ботанические сады и зоопарки. Во многих кружках работает живой уголок, где юные натуралисты на собственном опыте учатся быть ответственными по отношению к животным, ухаживают и наблюдают за питомцами7.

Многие выпускники кружков поступают в вузы на биологические, ветеринарные и медицинские направления, хотя юннатские объединения и не ставят такую цель в своей работе. Главное, что в кружках ребята находят новых друзей и единомышленников, познают мир, учатся охранять природу и защищать окружающую среду.

Успех внеклассной работы связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызывать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности.

Занятия в кружках не должны быть продолжением классных уроков или дополнительных занятий. Работа проходит по разработанной учителем специальной программе. 

Поставленные цели и задачи программы способствуют развитию интереса учащихся, формируют устойчивость компетенций. Занятия в кружках должны вызывать у учащихся положительные эмоции, хорошее настроение. При составлении программы и организации

кружков необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. 
Работа в кружках строится на практической, исследовательской деятельности учащихся, которая проводится самостоятельно и под руководством учителя. При определении содержания внеклассной работы учитель должен отдавать предпочтение той деятельности, которая имеет связь с практикой

Таким образом, можно сделать вывод, что при деятельности кружка у детей возникнет не только интерес к биологии как к предмету, но и у многих появиться внутренняя мотивация для занятия и изучения данного предмета: такая как быть лучшим, получать награды, выбор профессии по данному предмету (медицина, ветеринар и т.п.). Также следует учитывать, что при общении одноклассники будут делиться положительными эмоциями и своими достижениями, что повлечет за собой развитие интереса у других детей.

В нашей школе мною проводится большая внеклассная работа

Мы ежегодно участвуем во Всероссийском экологическом форуме «Зеленая планета»

Проводим школьный этап по различным номинациям, затем победители участвуют в муниципальном этапе

Конкурсы по следующим номинациям; 1 Природа- бесценный дар ,один на всех (конкурс проектных работ о результатах социально полезной экологической деятельности.

2.Зеленая планета глазами детей «Добрые дела»

3. Эко- обьектив « Добрые дела» Наши учащиеся не однократно занимапи призовые места участвуя в конкурсах:»Лучшая кормушка»,»Лучший скворечник» «Эко обьектив» «Зеленая планета глазами детей»

Вся внеклассная работа проводится с экологической направленностью, поскольку , проблемы экологии очень актуальны .Ежегодно проводится конкурс на лучший плакат и рисунок .

Конкурс плакатов под названием: «Земля- наш общий дом»

Конкурс рисунков « Они тоже хотят жить»

Большой интерес учащихся нашей школы вызывает праздники .с экологической направленностью. «День окружающей среды» «День птиц».

В этих мероприятиях участвуют учащиеся всех возрастов, учителя , родители. которые участвовали и помогали в изучении и в практических делах по охране природы.В конце января была проведена неделя биологии.

Были проведены: 1. конкурс чтецов стихотворений «Планета в опасности» 2. Игра «Слабое звено» 3КВН- биологический турнир. 4 Викторина «Как я знаю биологию»

Ко дню окружающей среды мной был проведен экологический урок «Живые символы заповедной России» Совместносовместно с учащимися были оформлены: стенгазеты, альбомы и стенды с фотографиями победителей конкурсов и активных участников мероприятий. Все победители и активные участники были поощрены.

Опыт показывает, что разнообразные виды внеклассной работы, взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания школьников.

Внеклассная работа в стенах школы-реферирования литературы, кружковые занятия, массовые экологические мероприятия готовят учащихся к плодотворной работе по изучению и охране реальной природы.










БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



    1. Васильева Т. В. Организация внеклассной работы по биологии [Текст] / Васильева, Т. В. // Биология в школе. - 2012. - № 3. - С. 42 - 45.

    2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструкт / Д.В. Григорьев, М: Просвещение.—2011.– 223 с.

    3. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. –2012. –№2. –C. 42 – 45.

    4. Егоров Л. В. Основы организации научно-исследовательской работы / Егоров Л.В // Биология в школе. - 2013. - №6. - С. 42 - 45.

    5. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути ее повышения [Текст] / М.В. Зайцева // –М.: ИД "Первое сентября", 2005. – C. 23-25

    6. Златопольский Д.М. Внеклассная работа / Д.М. Златопольский. – 2009. - №44– С.14-16

    7. Ионина Н. Г. Зоологический кружок в школе [Текст] / Ионина, Н. Г.// Биология в школе. - 2012. - № 5. - С. 40 - 43.

    8. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам / В.И. Казаренко. – Ростов-на-Дону, 2010.– 246 с.

    9. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии / Н.А. Касаткина, М.: Просвящение. —2012.– 289 с.

    10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. М., Просвещение – 2007.– 367 с.

    11. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. — 160 с.

    12. Смирнова А. Н., Фадеева Е. А. Нетрадиционные формы организации внеклассной работы — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011. – 285 с.