«С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся»
Народная поговорка
Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, бурочное производство. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане.
Каждая из многочисленных народностей, населяющих Дагестан, веками развивала традиционное искусство, имеющее наряду с общедагестанскими чертами свои специфические особенности и яркие черты самобытности. Балхарскую керамику со своеобразием ее форм и особенностями декоративной отделки легко отличить от сулевкентской, а андийскую бурку от кабардинской. Нужно хорошо знать культурные ценности старины, сохранить их достойно, жить, оберегая духовные устои общества.
Цель работы- не дать погибнуть мастерству, сохранить и передать из поколения в поколение уникальное наследие, которое нам досталось от наших предков.
Новизна данной темы заключается в том, что основные этнографические данные, используемые в настоящей работе, основываются на сведениях, ранее нигде не опубликованных, полученных в результате опроса информаторов.
Актуальность темы выражается в народной поговорке: «Человек, не знающий историю своего народа, подобен птице без крыльев, а знающий же корни своего народа подобен приносящему плоды дереву – наше будущее в прошлом».
Знать историю, обычаи, культуру, традиции, художественные промыслы своего края, своей малой родины – это значит пройти вместе со своими предками долгий и трудный путь.
Основная часть
Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дагестана.
Нужно хорошо знать культурные ценности старины, сохранить их достойно, жить, оберегая духовные устои общества.
В Дагестане много мастеров и умельцев, но я хочу начать свою исследовательскую работу с секретов производства андийских бурок, как один из основных промыслов Дагестана и основное ремесло моих односельчан.
«Поскачет в ней герой и в путь, и в смертный бой.
На ней он неживой воротится домой» (Расул Гамзатов)
Андийские бурки! Это ли не песня? Вспомним прекрасный портрет М.Ю.Лермонтова на Кавказе, где он изображен в белой андийской бурке.
«Так что же за край такой Андия и что за люди живут в этом древнем высокогорном краю? Андийцы – численность 25 тысяч человек, считая переселенцев, живущих в Султанянгиюрте и Аксае. О существовании этого этноса известно около 2500 лет. Андию еще в 1 в. н. э. упоминал Плиний Старший».1
Основным промыслом андийцев в 50-х годах ХХ века было производство и торговля известными на Кавказе и за ее пределами кавалерийскими бурками. Испокон веков андийцы были известны, благодаря производству и торговле наплечными бурками, высоко ценившимися на кавказских, персидских и турецких рынках.
«О времени возникновения бурочного производства судить трудно. Воинов, одетых в черные шерстяные плащи, в составе албанских отрядов (кавказцы), упоминали еще античные авторы. В средневековье производство бурок было настолько значительным, что оно было обложено данью».2
Согласно сложившейся традиции, тем или иным ремеслом в ауле занимались только или мужская, или женская половина населения, в нашем случае изготовление бурок было делом рук андийских женщин, а сырьем – шерстью овец андийской породы обеспечивали мужчины.
Вот, что по этому поводу говорит старожил села Магомедов Раджаб: «За тысячелетия андийцы создали особую андийскую породу овец с исключительными мясными качествами и выносливостью, с длинной прочной шерстью, которая, как известно, шла на изготовление наплечных бурок. Овцы выдерживали зиму на подножном корме, добывая его из-под снега, а летом паслись на альпийских лугах. Я помню у моего отца было более 300 голов овец. Овцы были черного цвета с большими курдюками, вот почему бурки в основном были из черной шерсти. Делали и из белой шерсти, но их трудно было красить
Надо отметить, что без производства бурок нам жилось бы очень трудно, так как выращенного на клочках земли урожая яровой пшеницы, ржи и овса нам хватало ровно на один месяц»3
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУРОК.
В результате значительного развития бурочного промысла обработкой шерсти занимались в любое время года. Было довольно редким явлением в Анди, если женщина не была вовлечена в производство бурок. Не случайно в народе сложилась шутка, в которой отразилась особенность быта андийских женщин-мастериц. Молодая жена подала мужу обед, который она приготовила для него впервые. Обед был хорош, но муж почему-то прогнал жену. Оказывается, он не нашел в пище ни одного волоска шерсти. В представлении андийца женщина, которая не умеет или не любит обрабатывать шерсть, не может быть полноценной женой и хозяйкой в доме.
Процессы обработки шерсти и выделки бурок нашли довольно подробное отражение в литературе. Тем не менее, встречаются и неточности в литературе. Уточнить некоторые этапы технологии производства бурок мне помогли андийки, проживающие в нашем селении Султанянянгиюрт - Гереева Халимат и Адилова Патимат. Из их рассказа я понял, что в основу всего производственного цикла положен принцип скрепления волос шерсти между собой посредством клеящих веществ, содержащихся в самой шерсти и достигаемый путем ее прессования. Удаление грязи и большей части жировых веществ достигается путем промывания шерсти в холодной проточной воде. После промывания шерсть сушат. Бабушки – Халимат и Патимат согласились мне рассказать и показать этапы производства бурок. До моего прихода бабушка Халимат подготовила шерсть и, согрев ее под солнцем, создала условия для плотного скрепления слоев между собой. Затем она приступила к расцеплению комков шерсти руками – лъирир.
Следующий этап обработки шерсти — это расчленение ее на двурядном треугольном гребне (гьоркьу). Гребень представляет собой инструмент, состоящий из трех досок, образующих треугольник, на подставке-держателе с вбитыми сверху двумя параллельными рядами остроконечных стальных зубьев. На них обеими руками мастерицы нанизывают пучок шерсти и растягивают в стороны. Таким путем шерсть расчесывают несколько раз, пока волокна шерсти не располагаются параллельно друг другу. Для облегчения процесса гребень периодически смазывают керосином. Следующий этап - взбивание шерсти луком (кьабу). Учитель нашей школы Мадина Юсуповна показала, как с помощью лука разрыхлять шерсть до последних волосинок.
На этом заканчивается работа по подготовке шерсти, и начинается этап, называемый «Буртина». Солнечной зимой, осенью или весной, под недоступным ветром навесом на суконной подстилке (кьолу), раскладывают готовую шерсть в форме предполагаемой бурки. Снизу кладут слой самой лучшей шерсти с длинным ворсом, затем средний - низкокачественного сырья и третий слой - среднего сорта. Каждый слой накладывают на слой предыдущий, опрыскивая горячей водой. Тщательно следят за тем, чтобы шерсть ложилась всюду равномерно. Этот самый ответственный момент выполняли женщины с большим опытом. Если в семье не было таковых, то их приглашали со стороны. Вся эта операция называлась билъиду и производилась под солнцем при полном отсутствии ветра. Согретая солнцем шерсть становилась клейкой. Время от времени на слои впрыскивали горячую воду специальным веником, что видимо, делалось для размягчения клеящих жировых веществ. Разложенную шерсть скатывали рулон вместе с подстилкой 5-6 женщин, затем ее валяли.
Валяние (бегъугъуду)- самая трудоемкая часть работы.
Для этого женщины садятся в один ряд. Бурку, закрученную валиком, катают, упираясь о валик предплечьями. При первой фазе движения от кисти к локтю, женщины всей тяжестью корпуса давят руками на бурку, перекатывая ее от себя. Следующее движение рассчитано лишь на возвращение в обратное положение. Время от времени рулон разворачивают и вновь слегка смачивают горячей водой. На валяние бурки уходит 4-5 часов с небольшими перерывами в 5-10 минут. Затем бурку разворачивают и дают высохнуть под солнечными лучами.
Далее, чтобы бурка стала твердой как «палка», валяние продолжают на плетенке из прутьев. При этом руки и предплечья женщин исцарапаются и иногда иссекают кровью.
Следующий процесс - полное расчесывание поверхности бурки. Бурку расстилают на пуховой постели и специальным веничком из выдернутых с корнями стебельков льна расчесывают с одной стороны до тех пор, пока не вычешется равномерный слой ворса определенной длины и густоты. Это очень нудная работа, поэтому приглашают помочь женщин со стороны. Если бурка не подвергается окрашиванию, ее моют в воде. Бурки, которые подвергаются окрашиванию в черный цвет, предварительно просушивают. Чем суше бурка, тем лучше она окрашивается.
Со слов дедушки Хайбулы: «В Анди производством бурок занимались женщины, мужчины же брали на себя процедуру окрашивания и реализацию готовой продукции. Для приготовления краски добывали кору ольхи. Так как в Анди не растет ольха, приходилось мужчинам ездить на лошадях в соседнюю Чечню. Привозили по два огромных мешка. Затем сушили ее, размалывали, 2-3 дня настаивали на воде и потом кипятили в той же воде более 3-х часов. Потом кору вынимают и воду добавляют железный купорос. Этот раствор делают в больших четырехугольных котлах, вмещающих иногда10-15бурок. «Варят» бурки в полученной краске более 2-х часов, а потом оставляют в кастрюле на сутки, чтобы они были чуть - чуть теплые.
Нам приходилось помогать женщинам, потому что поворачивать и толкать бурки толстыми палками они не в силах. Надо отметить, что бурки складывали до тех пор, пока они не занимали маленькое место. Следующие этапы продолжали женщины.
На следующий день бурки вытаскивали из кастрюли и проверяли, не остались ли бледные пятна. Если обнаруживали светлые пятна, то надо было заново красить. Затем бурки сушат, опять расчесывают венчиками из корней льна. Потом ставят огромные тазики с водой, 4 женщины держат за каждый угол и встряхивают, окуная и вынимая бурку из воды таким образом, чтобы волос оформился в виде небольших сосулек. Затем бурку сушат на воздухе, расстилая ее на горизонтальной поверхности, чаще – на крыше или на каменных заборах. Далее бурку опрыскивают специальным клеем коричневого цвета для бурок. На одну бурку уходит одна пачка клея, а на покраску -2 кг коры ольхи и 1 стакан железного купороса.
На одну бурку среднего размера уходило примерно от 3-5 кг. чистой шерсти, а на изделие наивысшего качества (кlуркlул) - до 8 килограммов
Для изготовления наплечной бурки кlуркlул проводили специальную операцию, целью которой было сделать бурку лохматой с лицевой части. Для этого готовили в нужном количестве чистую, но не расчесанную шерсть «сосульками», из шкур полугодовалых ягнят, которых тщательно подбирали заранее. Если шерсть андийской овцы растет длинная, в виде свисающих сосулек, то «сосульки» вшивают в мездру плотными рядами, оставляя небольшие расстояния между ними и затем бурку валяют, все последующие операции совпадают. Нередко на подготовку такой бурки уходил и целый год. Такие бурки обычно не продавали, их передавали из поколения в поколение, а если приходилось продать, то они стоили очень дорого, особенно если она из белой
шерсти.»4
КIуркIул - эта уникальная, исчезнувшая форма бурки. Ее можно видеть на акварели М.Ю. Лермонтова «Автопортрет» и на некоторых старокавказских гравюрах. Реализацией уже готовых бурок занимались мужчины. Из воспоминаний Раджабова Джамала: «Андийские бурки раскупались по всему Кавказу и за его пределами. Со слов моего отца, они стоили очень дорого-200-300 рублей. А за эти деньги можно было купить одну корову или одну лошадь, а в Грузии за одну бурку давали 4-5 баранов. Я помню, как мой отец тайно на лошадях вез бурки через г. Ведено до Грозного потом на поезде в разные уголки России. »5
Интересны сведения долгожителя Баширова Саида (99лет) об истории бурочного производства: «Все мои односельчане выезжали в Москву продавать андийские бурки. В Москве из них делали чувяки, валенки, сверху которых надевали галоши. Можно сказать, что вся Москва ходила в андийских валенках. Стоили они дорого - 100 рублей. Это были огромные деньги по тем временам. Для сравнения приведу такой пример: за одну копейку можно было купить махорку, спички и бумагу для сигар, а за 20 копеек- 1киллограм мяса».6
Бурка в кавказской этике.
У андийцев лучшим и почетным подарком считалась наплечная бурка. До сих пор в Дагестане сохранился обычай дарить бурку, как памятный подарок дорогому гостю. Гостям Республики, зарубежным гостям подарок преподносился в память о Дагестане. Многие становились обладателями столь ценного подарка: Имам Шамиль, Хаджи- Мурат, император Александр II, В.И. Ленин, Гамзат Цадаса, Расул Гамзатов. Вспомним Фиделя Кастро, которому бурку подарил Расул Гамзатов, которая была ему очень к лицу. Кавказскую бурку можно было видеть на плечах А.С.Пушкина (авторские зарисовки), А. Дюма, Бестужева – Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А. Муравьева, Расула и Гаджи Гамзатовых, других выдающихся писателей, космонавтов, общественно-политических деятелей.
Андийские бурки в литературе и в искусстве.
Бурка воспета в стихах Г.Цадасы, Расула Гамзатова, Бараташвили, Кайсына Кулиева и многих других поэтов.
Широко известны автопортреты А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, где они запечатлены в традиционной кавказской бурке. А.С. Пушкин в 1823 году писал в письме Вяземскому, что «бурка не промокает, и влажна только сверху, следовательно, можно спать под нею, когда нечем иным укрыться, а сушить нет надобности».
М.Ю.Лермонтов в своих воспоминаниях пишет: «...бурка, прославленная Пушкиным, Бестужевым- Марлинским и портретом Ермолова, не сходит с его (горца - Р.И.) плеча, он и спит на ней, и покрывает ею лошадь, он пускается на разные хитрости, чтобы достать настоящую андийскую бурку, особенно белую с черной каймой внизу...»
1837-1838 гг. Лермонтов создаёт свой автопортрет. Это один из лучших и достоверных портретов поэта.
Герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев остался в памяти людей, одетым в бурку и скачущим на коне.
«В бурке андийской скакал впереди
Молнией белой Чапай.,
Бурку завидев, смущались враги», - пишет Фазу Алиева.
Много произведений, посвященных бурке и у Расула Гамзатова:
«В горах дагестанских джигиты бывало,
Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней,
Дарили друг другу клинки и кинжалы,
И лучшие бурки, и лучших коней».
Определенную роль играла бурка также в местных обычаях и традициях.
Без бурки не обходились рукопашные бои, похищения девушек, а также бурка была и как обязательный ритуальный атрибут в танце.
История не сохранила имени древнего создателя бурки, но этот вид одежды оказался настолько удачным, что за свою долгую жизнь не претерпел никаких изменений и сохранился до наших дней. Надо отметить, что в настоящее время массового производства бурок уже нет в с. Анди. Имеются единичные мастера, которые выполняют специальные заказы.
Изучая основной промысел моего народа, у меня возникло желание ближе познакомиться с другими видами дагестанских промыслов.
Более трехсот лет назад в селении Унцукуль зародился народный промысел – орнаментальная насечка и инкрустация металлом по дерево. Унцукульское искусство неповторимо и уникально, ведь унцукульцы единственные в мире мастера насечки по дереву. Произведения унцукульских мастеров неоднократно отмечались премиями на региональных, всероссийских и международных выставках. Еще в 1937 году в Париже на Международной выставке изделия унцукульских мастеров получили «Гран-При» и золотую медаль, заняв первое место. А также из истории мы знаем, что в 1921 году унцукульские мастера подарили В.И.Ленину чернильный прибор, трубку и трость.
Мне посчастливилось встретиться с представителем знаменитого рода мастеров унцукульской насечки по дереву Магомедом Газимагомедовичем – Заместителем министра внутренних дел Дагестана.
На мой вопрос: «Правда ли, что несмотря на вашу занятость, в свободное время вы занимаетесь традиционным унцукульским ремеслом, и кто в вашей семье научил вас азам ремесла, передал любовь к творчеству?»-Магомед Газимагомедович ответил скромно.
«Азы мастерства я стал постигать еще в детстве. Сначала я смотрел, как занимаются насечкой и инкрустацией отец и старший брат, потом, мало-помалу, стал работать сам. Первое свое изделие – трость – я сделал в 15 лет. А так по рассказам наших аксакалов мастера нашего тухума работают в этой технике уже в 8-м поколении. Наш дедушка Магомедали Гамзатов уже в XIX веке работал даже за границей и был непревзойденным мастером. Отец Газимагомед Алиев был самобытным художником и знатоком искусства орнаментальной насечки. Он участник ВОВ и после боев при Керчи с ампутированной ногой вернулся домой. Будучи главным бухгалтером артели, становится мастером –надомником…чтобы обучать своих детей и других уникальному искусству орнаментальной насечки. Потом открыл у себя дома мастерскую, которая называлась «цехом Газимагомеда». Там обучались и работали все члены нашей семьи, а также известные мастера. Отец оставил нам- сыновьям по комплекту инструментов мастера для инкрустации и насечки по дереву. Дома у меня специальная комната и я в свободное время занимаюсь этим любимым делом»7.
Из- за своей скромности Магомед Газимагомедович среди известных мастеров не назвал членов своей семьи - своих знаменитых братьев. Вот, что пишет – заслуженный деятель искусств Дагестана художник Анджела Саидовна: «Унцукуль знаменит чудесными мастерами насечки, инкрустации металлом по дереву, и самое яркое созвездие представляют собой братья Газимагомедовы – Магомедали и Гамзат- члены Союза художников Российской Федерации»8.
Более точные данные о семье мастеров мы получили от друга семьи Гаджиева Гаджи Магомедовича- врача ЦГБ г. Кизилюрт: «Вот уже более сорока лет мы дружим с семьей Газимагомедовых. Это необычно дружная сплоченная и уважаемая семья не только в Унцукуле и во всем Дагестане. Пока был жив их отец, я часто навещал покойного Газимагомеда. Как сегодня помню его рассказы про свой тухум. С его слов предки его раньше выставлялись и продавали свои произведения искусства в Англии, Франции, Турции, Южной Африке и Америке. И рассказал про интересный случай в Америке, который произошел вероятно всего с его предком.
Один унцукулец был в Америке и шел мимо парка в городе Сан-Луи, и увидел толпу. Подойдя ближе, он увидел крокодила в озере. Увидев первый раз в жизни крокодила, он разинул рот от удивления и уронил курительную трубку. Американцы начали смеяться, и вот гордый нрав унцукульца был задет. Он прыгнул в воду и забрал мундштук, который плавал прямо перед носом крокодила. И уже американцы разинули рот, удивляясь смельчаку.
Сейчас часто бываю у Магомеда и у Гамзата. На юбилей Магомед мне подарил вазу..(фото, Гамзат много авторских книг про унцукулских мастеров. Мне больше всего понравилось панно «Древо Газимагомедовых», куда нанесены 120 имен представителей своего рода. На выставке в Вашингтоне в 2003 году за эту работу Гамзат получил золотую медаль».9
Более 150 лет назад в старинном горном селении Гоцатль зародилось искусство обработки металла (серебро, медь, мельхиор). Изделия Гоцатлинского художественного комбината можно увидеть сегодня во многих музеях страны. В ходе поиска я встретился с мастером гоцатлинских изделий Меджидовой Ажай. Вот, что она рассказала «В 1958 году была организована фабрика, объединившая 15 мастеров. Первым директором был Магомед Джамалдинов. Лучшим мастером серебряных женских украшением считали мою маму –Араканил Патимат. Ее знали почти все женщины Хунзахского района. Я на работу поступила при Гимбатове Базаргане. Мы готовили изделия из серебра, рога для вина, кинжалы, домашнюю утварь-сахарницы, рюмки, подносы, кофеварки, которые готовят из меди или из мельхиора. Отдельные части делают на станках, потом паяют их. Затем мастер гравирует и там проявляются углубления нарезки. Так в них удобнее вплавлять измельченную в пыль смесь серебра, меди и свинца, обожженную в сере. После шлифовки чернота остается лишь в углублениях, и узор, наконец, проявляется во всей красе. В 2005 году комбинат остановился, со зданий даже сняли крыши. Но мастера знаменитых династий – Гаджиевы, Гимбатовы, Магомедалиевы, Абдулхалимовы – продолжают работать на дому, оборудовав рабочие места по собственному разумению.
Да, щедра наша дагестанская земля народными умельцами. Не исключение и мое село Султанянгиюрт. В этом я убедился, посетив школьный музей, где представлены различные экспонаты, отражающие быт наших предков. Наше село многонациональное и у каждого народа свои умельцы. Начну с ремесла коренных жителей моего села- кумыков. Ручное плетение платков – тастаров. Это один из древнейших видов рукоделия на Кавказе, в основном среди кумыков -одного из крупнейших коренных народов Дагестана. В 80-90 годы XX века, техника плетения тастаров была почти утрачена, но благодаря некоторым педагогам этот уникальный вид ремесла полностью восстановлен и даже ведется обучение детей в общеобразовательной школе с. Султанянгиюрт учителем Магомедовой Сакинат Исаевной.
В нашем районе «лакская обувь», особенно зимой, пользуется большой популярностью. Я встретился с руководителем цеха Бугановым Гаджи. И на мой вопрос почему вы занимаетесь именно этим видом ремесла он ответил: «Вы, наверное, слышали поговорку, что лакец – ведь это не просто национальность, в первую очередь -умелец». И мой отец не исключение. Он делал шапки, шил одежду для мужчин и делал простую обувь. Иногда я помогал отцу и знал кое-какие секреты. Потом после развала СССР, ради спасения семьи я должен был придумать что-нибудь. Вспомнил, что у меня навыки имеются по производству обуви и открыл маленький цех. Потом, когда обувь начала пользоваться спросом, построил большой цех. Гаджи Сабирович нам показал свой цех. Фото. Сейчас у меня работает двадцать пять человек. Наши изделия пользуются популярностью в Дагестане, Чечне и по всей России. Ведь обувь ручной работы – это своеобразное произведение искусства. В каждую пару вкладывается частичка души и заботы о том, кто будет ее носить. Она изготавливается только из натуральных материалов, адаптирована к суровым климатическим условиям, доступна в цене.»10
Были на селе и мастера по обработке железа. Харчиев Нурулла искусно изготавливал ведра, кружки, лейки, совки на заказ. Вспоминает внучка Нуруллы, Харчиева Зайнаб: «Делал все сам. Люди приходили, заказывали, хотя уже и в магазине можно было все купить, но как-то все по старинке. Ведь то, что сделано руками, живет вечно, кстати соседям, родственникам все делал бесплатно.»11 Зайнаб отметила, что сейчас дело дедушки Нуруллы продолжает ее отец –Харчиев Билал. Он в основном специализируется на производстве печей, при этом мой отец работает в его мастерской и пользуется самодельными инструментами своего отца.
Заключение
В данной работе систематизирован, обобщен материал о народных промыслах и мастерах моей малой родины. В процессе работы над этой темой я увидел, насколько разнообразны увлечения народа. Надо отметить, что наше поколение, пользуясь новыми достижениями цивилизации, не знает многого из прошлого наших дедушек и бабушек. А ведь может случиться так, что через несколько лет не останется в селе людей, которые могли бы нам об этом поведать. Если мы поближе познакомимся с народными мастерами, мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастерства людей. И, возможно, тонкая нить настоящего и будущего не прервётся. Поиск новых путей сохранения народных традиций, передача векового художественного опыта молодому поколению – задача сегодняшнего времени. Задача будущего времени – возрождение веками складывающихся промысел своего села. В нашей школе большое внимание уделяют на привитие любви к культуре своего края, в том числе народным промыслам. Проводят много внеклассных мероприятий. В школьном музее больше всего экспонатов в отделе: «Народные промыслы Дагестана», в оформлении школы много баннеров, посвященных народным умельцам. За период подготовки к докладу я встречался со многими информаторами, собрал огромный материал об истории развития промыслов нашего села. Собранный мною материал пополнит наш музей. Материал доклада может быть использован на уроках КТНД, истории Дагестана и во внеклассной работе. Хочу завершить свою научную работу словами Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: «Веками трудились в Дагестане его непревзойденные народные умельцы: златокузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатля. Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, дербентские, табасаранские женщины на ковры переносили все сто красок земли моей, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи»
Выводы
В этом исследовании помогла живая память народа, мудрые старейшины, и ныне живущие в наших аулах, а также памятники материальной культуры. Анализ работы разных источников, опрос старожилов позволяют сделать следующие выводы: Дагестанцы за свою историю создали самобытную культуру, которая имела и продолжает иметь большую ценность. Донесли ее до наших дней, бережно передавая из поколения в поколение. Всегда была щедра на ремесла наша Дагестанская земля. К сожалению, начали пересыхать родники некоторых исконных промыслов, в том числе и производство знаменитых андийских бурок. Все меньше и меньше остается старых мастеров, хранителей дедовых секретов. Прав был поэт Арсений Тарковский, говоря:
Наблюдать умирание ремесел
Все равно, что себя хоронить
Мы, молодое поколение, должны возродить, систематизировать и передавать последующим поколениям все культурное наследие моего народа, которое дошло до нас, так как в них собрана вековая нравственная мудрость наших предков.
1Умаханов Х. «Помнят андийские горы». Юпитер. Махачкала 1999 г.
2Умаханов Х. «Помнят андийские горы». Юпитер. Махачкала 1999 г.
3Информатор Магомедов Раджаб
4 Информатор- Магомедов Хайбула
5Информатор - Раджабов Джамалов
6Информатор – Баширов Саид
7 Информатор –Газимагомедов Магомед Газимагомедович
8 Саидова А.С. Унцукулський художественный промысел» Махачкала 2012г.
9 Информатор –Гаджиев Гаджи Магомедович
10 Информатор Гаджи Сабирович
11 Информатор Харчиева Зайнаб
4