СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: Цели и задачи педагогической профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ несовершеннолетними

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема распространения наркомании, табакокурения среди подростков и молодежи является одной из наиболее актуальных для современной России. Наркомания остается одной из форм девиантного поведения, представляющая угрозу, как в целом социальной жизни городов, так и здоровью его конкретных граждан.

В этой связи становится крайне актуальным изучение состояния и динамики изменения наркоситуации в ОУ   и оценка эффективности предпринимаемых профилактических мер.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: Цели и задачи педагогической профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ несовершеннолетними»


Тема: Цели и задачи педагогической профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ несовершеннолетними


Кнутас Валентина Ивановна,


План

Введение

  1. Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками.

  2. Проведение мероприятий, профилактических мер по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними.

  3. Основные направления работы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.
    Список литературы


Введение

Проблема распространения наркомании, табакокурения среди подростков и молодежи является одной из наиболее актуальных для современной России. Наркомания остается одной из форм девиантного поведения, представляющая угрозу, как в целом социальной жизни городов, так и здоровью его конкретных граждан.

В этой связи становится крайне актуальным изучение состояния и динамики изменения наркоситуации в ОУ   и оценка эффективности предпринимаемых профилактических мер.

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только собственно антинаркогенных, но также и общих задач воспитания.

Важнейшим в воспитательно-профилактической антинаркотической работе является:

  • обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

  • формирование у школьников отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления.

  • противостоять наркогенному воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вeществa.


        1. Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками.

Проблема употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи для российского общества является сегодня одной из наиболее острых. По современным статистическим данным, большинство зависимостей появляется именно в подростковом возрасте. Множество кризисных явлений в различных сферах жизни современного общества (неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране, кризис духовных ценностей и кризис семьи), оказывают давление на ещё не сформированную хрупкую личность подрастающего поколения и рождают риск обращения подростков к «помощи» ПАВ, алкоголя, наркотических веществ, с целью ухода от неблагоприятной реальности в иллюзорный мир.

Профилактика употребления ПАВ в образовательной среде введена в требования ФГОС общего образования. Стандарт ориентирован:

  • на становление личностных характеристик выпускника основной школы осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

  • убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

  • осознание обучающимися необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

С 2011 года в образовательных организациях Российской Федерации реализуется Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 г. № МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»), которая была, в том числе, рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом.

Работа по профилактики ПАВ направлена на:

  • развитие социальной и личной компетентности подростков: способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей; формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления; повысить самооценку детей; сформировать установку «ведение здорового образа жизни»;

  • выработку навыков самозащиты: формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;

  • информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ;

  • предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений: обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;

  • сформировать навыки регуляции эмоций.

Профилактические мероприятия реализуются под руководством социального педагога ОУ, классных руководителей, родителей (законных представителей) обучающихся.

Цели: 

  • недопущение случаев распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных c ними преступлений и правонарушений, в том числе на территории образовательного учреждения;

  • формирование у обучающихся негативного отношения к табакокурению, к употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.

Задачи:

  • создание системы пропаганды здорового образа жизни для обучающихся с учетом особенности их поведения и восприятия информации;

  • организация просветительско-воспитательной работы, повышение уровня информированности участников образовательного процесса и социального окружения о валеологической культуре и ЗОЖ, повышение приоритета здорового образа жизни;

  • обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у обучающихся стремления к здоровому образу жизни;

  • недопущение случаев распространения и употребления табакокурения, алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ, в том числе на территории образовательного учреждения;

  • создание системы взаимосвязи, сотрудничества и совместной работы с учителями, родителями, инспекторами ГПДН, КДН и ЗП, общественностью по профилактике употребления табачных изделий, алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ.

Профилактическая работа состоит из двух блоков:

  • Информационно-просветительский блок проводится в рамках учебной деятельности. В рабочие программы по литературе, физкультуре, истории, ОБЖ, химии, биологии внесено рассмотрение вопросов здорового образа жизни через предметное содержание. Реализуется серия классных часов, в том числе с привлечением медицинских работников, работников наркологического диспансера и инспектора ОДН. Проблемы употребления ПАВ поднимаются в рамках проведения родительского всеобуча. В ОУ, активно распространяется информационно-демонстрационный материал пропагандистского характера.

  • Практический блок реализуется в три этапа:

Первый этап: диагностирующий.

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления ПАВ.

Задачи:

  • определить степень информированности детей и подростков по данной проблеме;

  • выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению ПАВ;

  • сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

  • изучение материалов по данной проблеме,

  • опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

  • подростки, имеющие опыт употребления ПАВ;

  • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению ПАВ;

  • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению ПАВ.

Второй этап: организационно-практический.

Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении.

Задачи:

  • предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

  • способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с употреблением ПАВ;

  • учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

  • создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;

  • обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

  • информационный;

  • метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

  • конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

  • лекция, беседа;

  • семинар, конференция;

  • мини-спектакль;

  • психотерапевтические занятия, тренинг;

  • ролевая и деловая игра, мозговой штурм;

  • круглый стол, дискуссия;

  • конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

  • социологический опрос;

  • показ видеоматериалов с профилактическим содержанием ПАВ.

Значение этапа:

  • развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

  • формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

  • повышение уровня психосоциальной адаптации детей;

  • выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап: заключительный.

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.

Задачи:

  • выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

  • определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы ПАВ;

  • определить дальнейшее направление работы по предупреждению ПАВ.

Методы:

  • анализ отчетной документации;

  • опрос, беседа;

  • анонимное анкетирование.

  • сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность.

Значение этапа:

  • позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения профилактической работы;

  • сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

  • на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ.

Результативность реализации работы по пропаганде употребления ПАВ подростками проявляется в повышении образовательного уровня родителей и детей по вопросам:

  • здорового образа жизни; информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни;

  • оказании практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;

  • обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

Таким образом, система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками направлена на создание условий для развития личности учащегося. Формирование ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимы для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения обучающегося.


  1.  Проведение мероприятий, профилактических мер по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними.

Создание системы профилактики и раннего выявления случаев употребления наркотических веществ учащимися является важной медико-педагогической задачей. Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 до 21 года удержать от курения, спиртного и наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равно нулю. Профилактика является системой мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья  и продления жизни человека.

   Профилактика наркомании может быть: первичной, вторичной и третичной.

   Первичная профилактика наркомании, цель которой уберечь детей и подростков от первого, во многих случаях рокового употребления ПАВ на самых ранних этапах их взросления, может и должна проводиться широко, повсеместно, со всеми детьми и подростками школьного возраста, пока они здоровы и не успели познакомиться с наркотическими веществами.

Практически все  детское население страны обучается в школе. В школе дети получают необходимые  для их будущей взрослой жизни знания. Поэтому первичную профилактику наркомании необходимо проводить именно в школе и на всем протяжении обучения, включая ее в школьные программы, начиная с младших классов.

    Главная задача первичной профилактики – формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания. Причем формирование такого типа поведения в масштабах всего общества.

    Первичная профилактика должна основываться на ряде принципов:

  • Первый из них – тотальность. Она должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. В настоящее время приобщиться к потреблению ПАВ или обнаружить какие-либо другие отклонения поведения может практически любой подросток. Поэтому профилактика наркомании в подростковой и юношеской среде должна практиковаться как система содействия всем подросткам в решении задач взросления.

  • Второй принцип первичной профилактики – конструктивный характер. Он преследует цели не только разрушения или изменения неблагоприятных установок, но изначально строит желательные, служит предупреждению зависимого поведения, а не только борется с ним. Главным направлением должно стать формирование у несовершеннолетних навыков принятия правильных решений в трудных жизненных ситуациях и устойчивости к наркотикам.

  • Третий принцип – опережающий характер воздействия.  Создание стойких антинаркотических и антиалкогольных установок возможно лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции потребления психоактивных веществ. Запоздавшие попытки их создания более трудны и менее продуктивны, т.к. теперь необходимо перестраивать уже готовые установки.

    Экспериментирование детей с психоактивными веществами нередко начинается уже в 4-5 классах школы в возрасте около 10 лет. Поэтому начало реализации программы первичной профилактики там предваряет экспериментирование в указанном возрасте. Объектом превентивной работы должны являться все дети младшего школьного возраста.

  • Четвертый принцип – непрерывность. Первичная профилактика должна стать постоянной каждодневной работой.

  • Пятый принцип – адресность. Первичную профилактику наркомании необходимо проводить со всеми учащимися общеобразовательных школ с учетом пола и возраста ребенка, социально-культурных факторов. Профилактика должна быть личностно-ориентированной.

  • Шестой принцип – комплексность. Эффективная первичная профилактика требует сочетания многих элементов. В этом случае цель профилактики объединяет представителей всех слоев общества – педагогов, психологов, врачей, родителей – и различных организаций – школ, правоохранительных органов, молодежных клубов, детских садов, церкви, государственной администрации, медицинских учреждений и общественных объединений, заинтересованных и способствующих здоровому будущему детей.

Целью вторичной профилактики является сохранение здоровья детей и подростков, уже имеющих опыт употребления.

Третичная профилактика предназначена для продления жизни лиц, страдающих сформированной зависимостью от наркотиков путем предупреждения повторных рецидивов после лечения.

Профилактика наркомании среди детей и подростков, которые никогда не употребляли ПАВ и среди тех, кто уже имеет определенный опыт, а тем более среди опытных потребителей наркотиков проводится различными методами и средствами. Поэтому, вторичную и третичную профилактику выполняют профессионально подготовленные специалисты (медицинские и социальные работники, сотрудники соответствующих отделов полиции).


  1. Основные направления работы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.

Большинству детей младшего школьного возраста нравится учиться, ходить в школу, участвовать во внеклассных мероприятиях, работать в кружках, ходить на экскурсии. В то же время они уже способны анализировать окружающую обстановку в школе, во дворе, дома. При неблагополучии в семье или при возникновении трудностей в отношениях с одноклассниками, плохой успеваемости, других неудачах у ребенка такого возраста может быстро формироваться комплекс неполноценности с последующим негативным отношениям к занятиям в школе, пропусками уроков, с появлением новых друзей – сверстников и более старших по возрасту товарищей. Поэтому каждый неуспевающий ученик младших классов должен находиться под пристальным вниманием учителей и администрации школы с целью своевременной коррекции его поведения. Совместно с родителями такому ребенку нужно помочь, прежде чем он окажется в компании подростков, употребляющих ПАВ.

Профилактическая работа с родителями:

  • лекционная;

  • индивидуально-семейное консультирование;

  • формирование родительского актива:

  • выявление родителей «группы риска»;

  • социальное вмешательство в семью;

  • родительский лекторий, лекция для родителей будущих первоклассников

Воспитательно - педагогическая работа с обучающимися:

  • проведение систематических антинаркотических мероприятий;

  • конкурсы рисунков, плакатов по антинаркотической тематике

  • реализация образовательных программ; ориентированных на формирование здорового образа жизни;

  • проведение обучающих тренингов для выработки активной психологической защиты;

  • организационно - методическая антинаркотическая профилактическая работа в школе;

  • охват организованным отдыхом и трудом подростков в каникулярное время и интересным, содержательным досугом;

  • привлечение учащихся в  спортивные секции, кружки;

  • контроль за посещаемостью уроков;

  • организация внутришкольных семинаров;

  • заседание Совета Профилактики по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений;

  • проведение при согласии учащихся и родителей ежегодной тестовой диагностики: социально-психологического тестирования обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ с использованием единой методики.

Организация взаимодействия между школой и:

  • комиссией по делам несовершеннолетних;

  • наркологической службой;

  • органами внутренних дел;

  • службами социальной защиты населения;

  • советом родителей.

  • проведение городских оперативных рейдов по обнаружению подростков на улицах города, в общественных местах для выявления детей в алкогольном или наркотическом опьянении.

  • В своей работе сотрудники школы придерживаются позитивной профилактики, которая состоит в воспитании психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

  • Педагоги в рамках учебной, внеурочной, внеучебной работы проводят мероприятия в рамках общей профилактики, направленные на формирование культуры здоровья и развитие ресурсов личности обучающихся.

  • Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в учебных заведениях обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за их распространение.

  • Медицинские работники и другие специалисты, работающие в сфере укрепления здоровья, обсуждают с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков на здоровье.

  • На основании Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» четко сформулированы позиции по отношению к неэффективным средствам профилактики.

Опираясь на закон, в профилактической работе не рекомендуется:

  • проводить профилактику с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики, включая конкурсы плакатов с использованием тем наркомании, например, «класс против наркотиков», «школа против наркотиков», рисовать или клеить сигареты, бутылки, шприцы, макеты наркотиков, черепа и т.д.;

  • предоставлять учащимся информацию:

  • о действии психоактивных веществ;

  • о способах приготовления или приобретения ПАВ;

  • о наркоманской атрибутике;

  • названиях наркотических веществ;

  • обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики;

  • использовать наркоманский сленг;

  • приглашать бывших наркозависимых молодых людей для профилактических бесед в рамках первичной профилактической работы;

  • проводить театрализованные «антирекламные» акции с использованием атрибутики ПАВ (банок/бутылок из-под пива, алкогольных тоников, сигаретных пачек, макетов-заменителей ПАВ);

  • в рамках массовых акций осуществлять «суды» над ПАВ с использованием макетов гипертрофированных сигарет, бутылок или обменивать сигареты на конфеты.

Тактика педагога при подозрении подростка в употреблении ПАВ.

Если есть подозрение в постоянном или эпизодическом употреблении учащимся психоактивных веществ – необходимо сообщить о своих предположениях родителям, рекомендовать консультацию нарколога, психолога, держать ситуацию под контролем до выяснения обстоятельств, действовать в соответствии с законодательством.

В случае подозрения на нахождение подростка в состоянии опьянения:

  • вывести учащегося из класса (проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ нецелесообразно);

  • поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;

  • пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.

Если подросток нуждается в оказании медицинской помощи (нарушение дыхания, обморок, судороги, рвота, не реагирует на речь и т.д.) срочно вызвать скорую помощь.

    Принципы уважения подростка, соблюдения врачебной тайны определяют действия врачей, работников учреждений образования и служб МВД во всех случаях необходимого обмена информацией по поводу конкретной наркологической ситуации в школе. Эти действия должны быть тщательно согласованы и продуманы – исходя, прежде всего, из интересов подростков.

       Следует помнить, что у подростка существует возможность наблюдаться в учреждениях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, в так называемой «консультативной» группе, получая помощь и рекомендации врача психиатра-нарколога анонимно. Необходимо сообщить об этом самому ребенку и его родителям, чтобы помочь до того, как экспериментирование с психоактивными веществами переросло в зависимость.


Список литературы:

  1. Булатников А. Н. Здоровый образ жизни как профилактика формирования аддитивного поведения. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014.

  2. Вострокнутов Н. В. Семья и антинаркотическая профилактическая работа — М., 2003.

  3. Зарецкий В. В. Критерии мониторинговой оценки эффективности профилактической работы, реализуемой в образовательной среде. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2010.

  4. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. // Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 05 сентября 2011 г. / Рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом (протокол № 13 от 28 сентября 2011 г.)

  5. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2008.

  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г., № 1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2010г.

  7. Шупляк, Н. И. Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками. Школьная педагогика. — 2018.

13