Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 27 бөбекжай – бақшасы» Мемлекеттік Коммуналдық Қазыналық Кәсіпорны. Государственное Коммунальное Казенное Предприятие «Ясли - сад № 27 акимата г.Костаная отдела образования акимата г.Костаная».
Баяндама
«Интеллектуалдық мүмкіндіктерін дамыту нәтежесі ретінде қоршаған ортаны бейнелеудегі баланың шығармашылығы»
Доклад «Творчество ребенка в воспитании и отражении образа окружающего мира, как результат развития интеллектуальных возможностей»
Тәрбиеші: Кудабаева Г.Т.
г. Костанай
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества...
В.А.Сухомлинский
Развитие творческих способностей во многом будет предопределено, тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".
Слово “творчество” происходит от слова “ творить” и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида - репродуктивная и собственно творческая.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Поэтому элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности.
А целью образования в детском саду, как подсказывает само слово, должно быть формирование образа человека сознательного, человека совершенного характера в триединстве сердца, ума и рук. Именно развитие и обучения в детском саду поможет развитию интеллектуальных возможностей как отражение окружающего мира в творчестве ребенка, тенденциям сегодняшнего дня, , развлекательной современной индустрии, отсутствие возможности у детей занять себя в свободное время. Ключом к актуализации творческих способностей в детском саду является мотивационная основа творчества. Для детей достаточно значимой является как внешняя мотивация, основанная на наградах, поощрениях или других типах внешней стимуляции, так и внутренняя, определяющаяся факторами личностного Я. На занятиях и в свободной деятельности дети получают дополнительные возможности для своего развития, как ничто другое способно предоставить ребенку чувство радости, эмоционального подъема от сознания выполненной работы и достигнутого успеха. В настоящее время существует достаточное количество методик, позволяющих в какой- то степени сделать процесс отыскания творческого решения управляемым, приучает анализировать психологическую инерцию и стимулировать воображение.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов:А. В. Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой,
Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей.
Своих детей я пытаюсь научить думать, хочу, чтобы они могли рисовать, фантазировать, разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, песням, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией, владеть самыми элементарными, общими приемами актерского мастерства и уметь применять их.
Хочу, чтобы знали о театре, театральной культуре, об истории театра, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб), о театральных профессиях (актер, режиссер, декоратор, костюмер, гардеробщик, осветители, буфетчица, суфлер).
В своей работе я использую И КТ, как средство наглядности на занятиях при изучении и постановке нового материала, что дает возможность детям наглядно представить результат своих действий, в частности, в своих выступлениях.
Один из стимулов, активизирующих мотивацию детей к участию в мероприятиях детского сада - возможность увидеть своё выступление в Интернете, например на сайте «Музыка в детском саду « Улыбка»
Таким образом компьютер значительно расширяет возможность предъявления информации, позволяет усилить мотивацию в работе группы и активно вовлечь детей в творческий процесс. Использование возможностей компьютера на занятиях позволяет открыть для детей замкнутое пространство группы и погрузиться в мир искусства, сотворчества с воспитателем и друг с другом, мир нового взгляда на творчество. С удовольствием драматизируют сказки «Гуси- лебеди», «Теремок», «Репка», «Доктор Айболит», а потом рисуют иллюстрации к этим сказкам. Это способствует развитию воображения, фантазии. Очень понравилось рисовать предметы по запаху (игра «Волшебные мешочки», в которых находились апельсины, лимоны, яблоки, груши). Дети должны были рассказать о форме, цвете, вкусе предмета, чей запах они представляют и потом нарисовать банки с витаминами. Все справились, но особое творчество проявила Патина Пилипенко, Камилла Петрова, Диана Айназарова.
Нередко от родителей можно услышать такие слова: "Ну зачем он тратит время на рисование , кукольный театр , у него ведь нет никакого таланта! Зачем он играет, поет - из него ведь все равно артист получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.." Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! Ребенка надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими потугами кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Я быстро поняла : главное в творчестве и театральном, и в художественном - это место для самореализации детской души. Сколько детей, не пользующихся авторитетом среди детей в группе расцветало во время драматизации сказок, выступлений на утренниках, праздниках! А потом
приходилось я слышала от родителей слова: «Надо же, оказывается, он (она) талантлив! Мы никогда этого не замечали!»
Тогда я и сделала для себя вывод: нельзя выбирать детей в театр! В конце концов, здесь просто нужно быть вместе!
Учитывая физиологические возможности ребенка, надо постараться определить для него приемлемую для него роль, так чтобы его желание участвовать в организации мероприятия связалось с его реальными возможностями.
Хочу, чтобы дети могли дать оценку работе друг друга. Вместо традиционного: «Кто ошибался?» - спрашиваю, что им понравилось в работе товарищей. И обязательно отметьте тех детей, кто нашел наибольшее количество достоинств.
Хорошо , когда дети демонстрируют свои рисунки , показывают сказки другим детям или сверстникам (группе рядом ) или младшим детям .
Театральная деятельность развивает образную речь, повышают работоспособность и умственную активность мозга, а также формируют положительные эмоции, тренируют голосовой аппарат, предохраняя его, благодаря специальным речевым, вокальным и интонационным упражнениям в процессе занятий, от заболеваний, развивают артистизм, уверенность в себе, коммуникативность.
Об этом говорят многочисленные отзывы, родителей Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом. Театральное творчество - творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского художественного и театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия рисованием и театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения. И все это складывается в развитие интеллектуальных возможностей ребенка, отражение образа окружающего мира, как воспитание творческого потенциала.