СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Учимся писать без орфографических ошибок.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему дети пишут с ошибками?

Просмотр содержимого документа
«Доклад Учимся писать без орфографических ошибок.»

Учимся писать без орфографических ошибок.

Здравствуйте дорогие, коллеги!

Вас волнуют орфографические ошибки детей, и вы не знаете, как вашим детям избавиться от них? Тогда этот мастер класс для вас. Я расскажу, как при помощи всего одного упражнения научить ребенка писать грамотно. С вами я Наталья Николаевна. И так мы начинаем.

«Чем чаще ты будешь читать, тем грамотнее будешь писать?»


Дорогие друзья, как часто вы слышите фразу: «Чем чаще ты будешь читать, тем грамотнее будешь писать?»

Думаю, что часто. Но, к сожалению это не так. Среди моих учеников есть и такие, которые читают очень много, но это не спасает их от орфографических ошибок. Так же, как и те, кто знает все правила, но продолжает писать безграмотно. Почему это происходит?

Одни дети невнимательны.

Другие не умеют решать орфографические задачи.

А третьи и вовсе их не видят.


Причин этого несколько.

Одни дети невнимательны.

Другие не умеют решать орфографические задачи.

А третьи и вовсе их не видят.

Список причин можно было бы продолжить. Но стоит ли? Мы же хотим научить писать ребёнка грамотно. И сделать это желательно чем быстрее, тем лучше. Так есть ли упражнение, которое позволяет детям писать без ошибок и сформировать у них орфографический навык? Конечно, же, есть. Но для начала давайте определимся с понятием «Орфографический навык».

Орфографический навык – это автоматизированное действие, позволяющее писать грамотно и быстро.


Орфографический навык – это автоматизированное действие, позволяющее писать грамотно и быстро.

Думаю, что многие из вас сталкивались с такой ситуацией. Ребёнок на уроках русского языка пишет практически без ошибок, а на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира он допускает такое количество ошибок, что волосы встают дыбом. Почему? Ответ прост.

Слайд. (фото как пишет ученик)

На уроках русского языка ребенок старается следить за правописанием, т.к. все задания направлены именно на это. Ребенок постоянно совершает орфографическое действие, т.е. применяет правило. На остальных же уроках ребенок находится в свободной ситуации письма. Ему не надо сосредотачиваться на орфографических правилах и поэтому, он пишет так, как может.

Мы научили ребенка работать в режиме орфографического действия. Но, к сожалению, не достигли достаточного развития орфографического навыка.



Получается , что мы научили ребенка работать в режиме орфографического действия. Но, к сожалению, не достигли достаточного развития орфографического навыка.

На сколько, сформирован орфографический навык у ребенка, можно проверить.

Слайд. Для этого предложите ему прочитать текст.


Вставьте пропущенные буквы.

П…стоянно, сущ.ства,

эв…люция, бе.мертны,

(в)р.зультате, Вс.ленная,

(не)вм.шался, пр.митивная,

одн.временно, с.здания.


Затем, дайте ему вот эти слова, и пусть он вставит в них пропущенные буквы. В текст заглядывать нельзя. С чем большим количеством справился ребенок, тем лучше у него сформирован орфографический навык. Получается, чтобы сформировать орфографический навык, нам достаточно использовать зрительную память, механизм которой, не стоит недооценивать.

Орфографический навык это автоматизированное действие. И сформировать его можно через осознанное действие, т.е. через использование алгоритмов применения правил.

И так, орфографический навык это автоматизированное действие. И сформировать его можно через осознанное действие, т.е. через использование алгоритмов применения правил. Например, чтобы правильно писать буквы безударного гласного звука, ребенок каждый раз будет искать проверочное слово, в котором безударный гласный становится ударным. И каждый раз, когда ребенок будет сталкиваться с подобного рода орфограммой, он будет проделывать всю эту цепочку действий. Проделав ее, будет записывать необходимую букву. Именно такой путь используется учителями в школе. Но есть и другой путь, который позволяет ребенка научить орфографически грамотному письму. Без применения правил.

Использование механизмов непроизвольной памяти.


Для этого нужно использовать механизмы непроизвольной памяти.

Вот об этом я хочу сегодня рассказать.

Я ни в коем случае не выступаю против формирования орфографического навыка через осознанное действие, через применение правил и алгоритмов.


Однако хочу сказать, что я ни в коем случае не выступаю против формирования орфографического навыка через осознанное действие, через применение правил и алгоритмов.

Формирование орфографического навыка через осознанное действие

-применение орфографических правил и решения орфографических задач – важный и нужный этап в развитии орфографической зоркости.)


Формирование орфографического навыка через осознанное действие

-применение орфографических правил и решения орфографических задач – важный и нужный этап в развитии орфографической зоркости.


Я использую этот путь в качестве основного в своей работе т.к. именно этот путь позволяет научить ребенка понимать состав слова, видеть его структуру, понимать в какой части слова находится орфограмма, ставить орфографические задачи и решать их. Однако можно сформировать навык орфографического письма, используя и механизмы памяти.

Слайд.(ребенок читает книгу)

Здесь нам не обойтись без чтения. Мы все читаем по-разному. Одни, читая, полностью поглощены сюжетом. Не обращают ни какого внимания на то, как записаны слова. Другие же, читая, следят не только за развитием сюжета, но и непроизвольно запоминают и фиксируют орфографическую форму слова. Если вы читаете именно так, то, скорее всего, вы практически не допускаете ошибок. При этом вы можете правила забыть или вовсе их не знать. Вы пишите слова просто, что вы знает, что они пишутся именно так. Про вас говорят, что вы обладаете природной грамотностью. Но мы то, знаем, что вы читаете по-другому. Вы непроизвольно запоминаете образ слова. Взрослое письмо – это письмо по памяти.

Орфографический навык – это письмо по памяти слов, которые когда – то мы видели.

Орфографический навык – это письмо по памяти слов, которые когда – то мы видели. Как этот навык сформировать? Да очень просто. Надо учить детей запоминать орфографическую форму слов, списывая их.

Условия формирования орфографического навыка:

-списывать только предложение;

-выделять орфограммы в словах до записи и после записи;

- орфографически проговаривать слова во время всего упражнения.

Только надо соблюдать ряд условий. Списывать надо только предложение, потому что ребенок сможет увидеть, как слова могут менять свою форму. Да и в предложении количество запоминаемых слов возрастает. Еще надо выделять орфограммы в словах до записи и после записи слов. Эта работа позволит ребенку понять, что произношение слов и их написание могут расходиться. Еще одно условие, это проговаривать слова во время всего упражнения. Проговаривание слов так, как они записаны, позволяет включаться различным механизмам мозга для их запоминания. Предложение, которое списывает ребенок, должно быть на листочке. Исключаем компьютер, учебник – это еще одно условие, которое нужно соблюдать. Ребенок будет работать с предложением. Он будет сам делить слова на слоги, и сам выделять орфограммы.

Памятка «Как правильно списывать предложение».

1.Прочитайте предложение. Скажите, о ком? (о чем?) оно?

2.Составьте слоговую схему каждого слова.

3.Выделите все орфограммы.

4.Прочитайте каждое слово орфографически.

5.Запиши предложение по памяти, диктуя себе орфографически.

6.Прочитайте записанное предложение орфографически, выделите слоги.

7.Обозначьте все орфограммы в записанном предложении.

8.Сверьте записанное предложение с образцом.

Я на уроке, обучая детей правильно списывать предложение, использую памятку:

1.Прочитайте предложение. Скажите, о ком? (о чем?) оно?

Это позволяет ему понять, смысл прочитанного.

2.Составьте слоговую схему каждого слова.

3.Выделите все орфограммы.

4.Прочитайте каждое слово орфографически.

Далее образец предложения убирается.

5.Запиши предложение по памяти, диктуя себе орфографически.

6.Прочитайте записанное предложение орфографически, выделите слоги.

7.Обозначьте все орфограммы в записанном предложении.

8.Сверьте записанное предложение с образцом.

Вам может показаться, что запись предложения, таким образом, займет слишком много времени. Да, действительно, на первых этапах это будет именно так. Но со временем эту работу ребенок будет выполнять гораздо быстрее. И скоро он, и вы увидите результат – орфографически грамотное письмо. Правильное списывание творит чудеса. Дети действительно перестают допускать орфографические ошибки.

Покажу, как я работаю с детьми над предложением.

Ёжик учуял запах молока.

Ёжик учуял запах молока. (На листочке).

-Прочитайте предложение.

-Про кого узнали?

-Что вы о нем узнали?

-Составим слоговые схемы слов. Для этого разделим их на слоги.

Ё│жик у│чу│ял за│пах мо│ло│ка.

-Выделим орфограммы. (Назвать их)

Ё│жик у│чу│ял за│пах мо│ло│ка.

- Прочитайте еще раз орфографически. (Чтение по слогам)

-Переверните образец предложения.

-Запишите образец по памяти, диктуя себе орфографически.

- Прочитайте записанное предложение еще раз орфографически, выделите слоги.

- Обозначьте все орфограммы в записанном предложении.

- Сверьте записанное предложение с образцом.

В этом случае очень важно работать строго по памятке, не пропуская ни одного этапа.

Этот алгоритм списывания, ориентирует ребенка на слоговую структуру слова. Позволяет писать слова под собственную диктовку. В этот момент у ребенка работают различные виды памяти.

1.Зрительная память.

2.Слуховая память.

3.Рукодвигательная память.

4.Речедвигательная память.

Ребенок видит записанные слова. Ребенок слышит произносимые слова. Рука, двигаясь по строке, создает графический образ слова и запоминает его. Ребенок, проговаривая слово, создает его фонемный образ, запечатлевается в органах артикуляции.

Списывание-это волшебное упражнение.

Списывание-это волшебное упражнение. Научив ребенка списывать правильно, вы научите его писать грамотно. Как долго надо заниматься таким образом? Это все индивидуально. Но даже если по одному предложению, но ежедневно, то первые результаты могут быть уже через примерно месяц.

Работы детей.