СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ – ПРОФЕССИОНАЛ, ШАГАЮЩИЙ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ – ПРОФЕССИОНАЛ, ШАГАЮЩИЙ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ»»

Доклад «УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ – ПРОФЕССИОНАЛ, ШАГАЮЩИЙ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ»


Гаджиева М.З, учитель начальных классов

МБОУ Верхнедженгутайская СОШ


Профессия учителя играет особую роль в жизни каждого человека. Среди других профессий она остается вне времени, ее значимость неоспорима. Учителя передают свои знания будущим поколениям, формируют основы духовного, нравственного и физического здоровья детей. В формировании личности каждого человека учитель выступает наставником, помогает развивать интеллектуальный потенциал ребенка, мотивирует его к обогащению знаний о мире, воспитывает высоконравственные ориентиры. В системе российского образования духовно-нравственное воспитание является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Учитель выступает носителем базовых национальных ценностей, которые он, наряду с институтом семьи, обязан привить своим ученикам, так как в дальнейшем именно они сменят нынешнее поколение и станут будущим нашей страны [3].

Профессия учителя всегда считалась одной из самых ответственных и уважаемых. Учитель не только осуществляет обучение детей, он воспитывает будущее поколение нашей страны. Ученики вырастут и станут известными политиками, инженерами, архитекторами, предпринимателями, прославляющими нашу страну. Духовность, толерантность, патриотизм передаются учителем вместе со знаниями своим ученикам. Учитель – это маленький создатель великого будущего своей страны [1].

Актуальность нашего исследования определяется значимостью образовательной деятельности на территории Российской Федерации. Главная роль в системе подготовки учащихся и формировании их личности отводится именно учителю. Учитель будущего должен идти в ногу со временем. Работать над своими личными качествами и профессионализмом, которых требует от него стремительно развивающееся общество.

Педагогической деятельностью занимается каждый родитель, воспитывая своих детей. Учителя же руководствуются педагогическими требованиями и в установленном порядке несут ответственность за качественное выполнение своей работы.

У каждого из нас в жизни был особенный учитель – это наш первый учитель начальной школы. Он выступает посредником между планетой детей и миром взрослых.

Учитель будущего должен дать маленькому человеку знания, научить его быть человеком, при этом в совершенстве знать особенности становления и развития детской психики. Учительский труд по своей значимости не сравним ни с каким другим, потому что его результатом является личность человека. Каждый день семья и общество вручает учителям судьбы своих детей, будущее граждан своей страны. Человек, который выбрал для себя педагогическую профессию, должен помнить, что вместе с профессией он также выбрал для себя и ответственность за судьбу каждого своего ученика и подрастающего поколения в целом. Благосостояние общества в будущем зависит от результата труда педагогов в настоящем [6].

Профессионализм учителя лежит в основе его педагогической деятельности. Учитель будущего должен направлять учение и руководить процессами воспитания, предоставлять своим ученикам больше свободы, инициативы, самостоятельности. Специфика педагогического труда проявляется в управлении теми процессами, которые сопровождают становление человека. Главная цель учителя начальной школы будущего - научить каждого ребенка грамотно пользоваться своими умственными способностями, развивать их. Педагогу будущего следует в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций. Ему предстоит управлять процессом обучения, основываясь на возможностях учащихся, их отношении к обучению, уровне работоспособности. Поэтому важно знать особенности психического и физического развития своих учеников, условий семейного воспитания, уровень их нравственной воспитанности, уметь правильно ставить цели учебно-воспитательной работы и выбирать средства их достижения, а также прогнозировать результаты своей деятельности в конкретных условиях. Педагогику, которая не учит учителя прогнозировать, В.А. Сухомлинский назвал «знахарством», а учителя, не желающего или не умеющего предвидеть ход событий и результат, – «неграмотной нянькой». В итоге педагог, не умеющий заглядывать вперед, не понимающий, к чему он стремится, уподобляется бредущему наугад путнику, который может достичь цели только случайно [5].

Учитель будущего является одним из главных источников информации для учащихся. Он должен знать всё и обо всём, а своим предметом, методиками его преподавания, психологией и педагогикой владеть в совершенстве. Для создания действенных стимулов для развития учебно-воспитательного процесса учителю будущего необходимы оценочная, контрольная и коррекционная функции. Ему следует в своей деятельности использовать возможности других профессий от режиссера и актера до исследователя, аналитика и менеджера.

К учителю будущего общество будет предъявлять повышенный спрос, он должен быть свободным от всех недостатков. Учитель будущего выступает образцом простоты, трудолюбия и бодрости – в деятельности; благонравия и скромности – в поведении; искусства разговора и молчания – в речах, подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни». Бездеятельность, лень и пассивность с профессией учителя будущего совершенно несовместимы [2].

Наставник обязан подавать пример духовной жизни, воспитывать учеников на высоких идеалах человеческих качеств, истины и добра своим личным поведением, отношением к жизни.

Учитель будущего – это человек, который любит детей, общение с ними приносит ему радость и дает возможность самореализоваться в жизни. Он умеет разделить обязанности в классе и сплотить учеников, подобрать и подготовить учебный материал, изготовить наглядность, последовательно, убедительно преподать учебный материал, спланировать работу и подвести итоги сделанному, повышать учебно–познавательную активность учащихся, стимулировать и развивать духовные потребности и познавательные интересы, проникать в духовный мир воспитанников, выявлять особенности психики, объективно оценивать их эмоциональное состояние, устанавливать педагогические отношения с родителями и учениками, руководителями учебного заведения и коллегами, объективно оценивать педагогические ситуации и процессы, усваивать новые научные знания и перенимать опыт наставников[4].

Важными профессиональными качествами педагога будущего должны стать работоспособность, трудолюбие, дисциплинированность, целеустремленность, ответственность, организованность, планомерное и систематическое повышение квалификации, своего профессионального уровня, стремление к повышению качества своей деятельности [2].

Современное общество трансформирует учебные заведения в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют контракты, договоренности, планы, развивается конкуренция – инструмент рыночных отношений. В этих условиях особую роль приобретают такие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками для создания благоприятных отношений в учебно–воспитательном процессе. В ряду их порядочность, щедрость, человечность, терпеливость, оптимизм, честность, доброта, ответственность, обязательность, справедливость, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, интерес к жизни воспитанников, потребность к общению,

доброжелательность, дружелюбие, сдержанность, самокритичность, достоинство, принципиальность, патриотизм, отзывчивость, гуманизм, эмоциональная культура [5].

Будущий учитель обязательно должен быть творческой личностью. Он выполняет роль организатора повседневной жизни школьников, пробуждает интересы, ведёт учеников за собой. Педагог будущего — это образец для подражания, побуждающий детей следовать за ним. Он руководитель детского коллектива и обязан быть сообразительным, изобретательным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Выдержка и самообладание – ключевые ценности педагога будущего. Он профессионал, который при самых неожиданных обстоятельствах, обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе [6].

Особенность работы учителя начальных классов в том, что именно он формирует у детей умение учиться. Большинство первоклассников незнакомы с правилами дисциплины, принятыми в школе, они не знают, как нужно работать с учебниками и тетрадями, как выполнять задания в паре или группе, как общаться с одноклассниками и преподавателями и даже как вести себя во время уроков и на переменах. Всему этому детей нужно обучить.

Мы уверены, что начальная школа будущего требует особых изменений, как со стороны учителя начальных классов, так и со стороны организации образовательного процесса. Вместо классического фронтального обучения более эффективным было бы использование на уроке работы в группах или в парах. Это помогло бы ученикам научиться работать вместе с одноклассниками.

Учителю начальных классов будущего важно на уроке делать акцент не на выполнение его указаний, а на самостоятельный поиск решений, творческую работу класса. У учителя начальных классов не должно быть цели «успеть все, что запланировано». Готовясь к уроку, он должен составлять не жесткий план, а сценарий, что дало бы ему свободу в выборе приемов и методов, позволило бы быстро при необходимости сменить структуру урока.

Преимуществом для учителя начальных классов будущего была бы возможность использования помимо класса другие специально оборудованные помещения (лаборатории, веранды, школьный сад, беседки), вести урок в паре с логопедом, психологом, коррекционным педагогом, родительские собрания проводить в виде тренингов, использовать при этом проектные и игровые педагогические технологии.

Современное общество трансформирует учебные заведения в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют контракты, договоренности, планы, развивается конкуренция – инструмент рыночных отношений. В этих условиях особую роль приобретают такие качества педагога, которые

становятся профессионально значимыми предпосылками для создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе: порядочность, щедрость, человечность, терпеливость, оптимизм, честность, доброта, ответственность, обязательность, справедливость, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, интерес к жизни воспитанников, потребность к общению, доброжелательность, дружелюбие, сдержанность, самокритичность, достоинство, принципиальность, патриотизм, отзывчивость, гуманизм, эмоциональная культура[5].

Настоящий учитель будущего – это справедливый учитель.. Его оценочные суждения должны быть объективными и соответствовать уровню развития школьников. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как умение быть объективным.

Требовательность учителя — это важнейшее условие его успешной работы, она должна быть разумной, с учетом возможностей развивающейся личности.

Учитель будущего обладает хорошим чувством юмора: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале пословица, шутка, афоризм, улыбка, дружеская критика. Это позволит создать положительный эмоциональный фон, заставит школьников посмотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.

Любовь к своему труду – качество, без которого не может быть педагога. Самоотверженность и добросовестность, постоянно растущая требовательность к себе и своей квалификации, искренняя радость при достижении воспитательных результатов [1].

В стремительно развивающемся современном мире ценится высокий уровень развития личности, её образования и воспитания, поэтому спрос на хороших специалистов большой, стоимость их профессиональных качеств высокая. Знания для человека сегодня выступают источником дохода и приобретают конкретный, прагматичный характер. На наших глазах формируется новый тип учителя – специалиста, работающего в рыночной экономике и подчиняющегося рыночным законам производства.

Непременное условие развития рыночных отношений в сфере педагогических услуг – гарантии высокого качества продукта. По всем признакам профессия учителя в будущем потребует жестких объективных оценок всех параметров учебно–воспитательного процесса и его продуктов, введет практическую деятельность в узкие рамки договорных отношений. Учителям будущего нужно готовиться к выполнению реально достижимых проектов, в которые будут вложены деньги, и на которых будут выстраиваться жизненные планы каждого человека и общества в целом [5].

Незаметно наше общество расслоилось по своим образовательным возможностям. Новые реалии жизни существенно меняют требования к учителям. В современной школе отношения становятся более деловыми, соблюдается право ученика получать такой объем и

уровень педагогических услуг, которые его удовлетворяют. Начальная школа остается обязательной для всех детей и должна обеспечить гарантированный Государственным стандартом уровень обучения и воспитания, но изменившееся общество и семья генерируют новые требования к учителям будущего [3].


Список использованных источников
  1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.

  2. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.

  3. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.

  4. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.

  5. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. 404 с.

  6. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 320 с.