Просмотр содержимого документа
«Доклад учителя русского языка и литературы Роговой Л. И. Тема : «Роль уроков чтения в нравственном воспитании учащихся в школе 8 вида».»
Доклад
учителя русского языка и литературы Роговой Л. И.
Тема : «Роль уроков чтения в нравственном воспитании учащихся в школе 8 вида».
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
В.Г.Белинский.
Эти известные слова не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше тревожное нестабильное время.
Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает и может руководствоваться своими действиями. Личность формируется постепенно.
Дети с проблемами в развитии в связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно, воспитание правильных привычек у них – процесс сложный и длительный. В основе привычек лежат глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. Чем эти побуждения глубже и устойчивее, тем скорее идет процесс образования привычки. Между тем социально значимые, полезные побуждения у детей с проблемами в развитии выражены слабо.
Имея за плечами опыт работы учителя русского языка в коррекционной школе, я пришла к выводу: дать учащимся прочные знания по предмету – это полдела. Конечно, проще наглядно отразить уровень знаний учащихся в ведомостях и табелях. Но чувства, эмоции ни в каких табелях, ведомостях не регистрируются. То ли дело знание. Здесь сразу видны плюсы, минусы, а в итоге – результат. Очень важно, чтобы за культом «самоцельных» оторванных от жизни и человека знаний не проглядеть в своих учениках человека. Я поставила перед собой цель – воспитать у них элементарное нравственное сознание, сформировать систему нравственных представлений, понятий, оценок. Для достижения этой цели в своей работе использую ряд методов.
Методы формирования нравственного сознания учащихся
Беседа на этическую тему.
В результате такой беседы у учащихся с проблемами в развитии происходит коррекция неверных нравственных представлений. Обсуждение поступков разных героев произведений позволяет учителю формировать у учащихся оценку собственных нравственных качеств. В ходе беседы задаются проблемные вопросы:
Какой герой этого произведения кажется вам положительным? Докажите ответ своими словами и словами из текста.
У какого героя проявляются отрицательные черты характера? Почему? Докажите свой ответ.
Как вы расцениваете поступок данного героя?
Чему учит вас это произведение?
Какое настроение создает прочитанное произведение?
Кто вам больше всего запомнился? Почему?
Что бы вы хотели изменить в себе, прочитав данное произведение?
Для активизации деятельности на уроке слабым учащимся целесообразно использовать индивидуальные карточки, с помощью которых можно прийти к определенному выводу. Более сильные ученики оценивают ответ своих одноклассников, добавляют свои выводы, отстаивают собственную точку зрения.
Важным моментом в беседе является использование репродукций картин известных художников, т.к. их восприятие обогащает представления детей с проблемами в развитии. Помимо развития речи учащихся, обогащения их словарного запаса, этот метод помогает наглядно увидеть эмоциональный настрой героев картины, воспитывает в них чувство сопереживания, помогает сделать правильный вывод о характере поступка, изображенного на репродукции.
Сказкотерапия.
Большое значение в нравственном воспитании детей имеет сказка. В коррекционной школе ее роль возрастает, что обусловлено конкретностью, образностью мышления детей с проблемами в развитии. При изучении сказок учителю представляется большая возможность научить детей откликаться на события и явления, выражать их отношение к добру и злу, к прекрасному и безобразному. Сказке принадлежит значительное место на первоначальном этапе усвоения нравственных понятий, так как здесь они воплощены в легко доступных, ярких образах. Еще ярче, эмоциональнее проходят уроки при изучении сказок с применением репродукций, картин или видеозаписи. Моя задача состоит в том, чтобы дети поняли, что сказка – ложь, да в ней намек: добру молодцу урок.
Упражнения, направленные на коррекцию логического мышления продумываю так, чтобы они носили и воспитывающий характер, были направлены на формирование нравственных качеств.
Упражнение 1.
На доске написано:
Могу надеяться. Нельзя надеяться .
Учащиеся получают карточки со словами честный, злой, лживый, добрый, беспечный, ответственный, трудолюбивый, ленивый.
Задание: разместить карточки под соответствующим заголовком.
Упражнение 2.
На доске размещены слова мужественный, решительный, смелый, волевой, боязливый.
Учащимся дается задание убрать лишнее слово. Объяснить свой выбор.
Упражнение 3.
Найти пару к каждому из слов:
честный ответственный
порядочный отзывчивый
добрый работящий
трудолюбивый искренний
Упражнение 4. «Что побеждает?»
Для опоры даются слова:
наука зло
добро ложь
трудолюбие трусость
честность глупость
храбрость ложь
Учащиеся располагают их парами:
наука побеждает глупость
добро зло
трудолюбие лень
честность ложь
храбрость трусость
Задания можно варьировать в зависимости от поставленной цели.
Немаловажную роль в привитии нравственных качеств играют пословицы и поговорки.
Много поучительного и воспитывающего можно почерпнуть из этого жанра устного народного творчества. Важно научить учащихся понимать их смысл, сопоставлять их с содержанием произведения
Использование пословиц и поговорок зависит от содержания изучаемого произведения. Так, например ,при работе с повестью В.Короленко «Дети подземелья» спрашиваю у учащихся, какую пословицу или поговорку они использовали к содержанию этой повести. Предлагаю несколько вариантов. Одни из них «Друг познается в беде», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
При изучении произведений на героическую тему, спрашиваю у учащихся, какие поговорки и пословицы о подвиге, о героизме они знают. Выбираем вместе наиболее удачные. Если учащиеся затрудняются назвать наиболее подходящие пословицы и поговорки, даю несколько вариантов, например:
Под лежачий камень вода не течет.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Смелого пуля боится, смелого штык не берет.
Аналогичные задания провожу при изучении произведения о людях труда.
Успех формирования нравственных качеств во многом определяется искусством педагога выбрать соответствующую эмоциональную ситуацию. Воспитание нравственных качеств требует от учителя коррекционной школы большой нравственной и эмоциональной культуры. Педагог должен не только понимать чувства детей, но и уметь их вызывать у себя. Лишь при этом условии можно надеяться на успех педагогического воздействия. Это качество не является врожденным, а воспитывается в ходе всей его педагогической деятельности. Педагог должен учиться читать чувства на лицах детей. Говоря словами А.С.Макаренко «Это не мистика, а дело техники, которой необходимо овладеть».
Если учащиеся могут различать добро и зло, если им хочется быть добрее, если научились осуждать плохие поступки, определять честных и нечестных людей, значит, с моих уроков они вышли богаче душой. Значит, урок прошел не зря…