СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад учителя русского языка и литературы Роговой Л. И. Тема : «Роль уроков чтения в нравственном воспитании учащихся в школе 8 вида».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

учителя русского языка и литературы Роговой Л. И.

Тема : «Роль уроков чтения в нравственном воспитании учащихся в школе 8 вида».  

Просмотр содержимого документа
«Доклад учителя русского языка и литературы Роговой Л. И. Тема : «Роль уроков чтения в нравственном воспитании учащихся в школе 8 вида».»

Доклад

учителя русского языка и литературы Роговой Л. И.

Тема : «Роль уроков чтения в нравственном воспитании учащихся в школе 8 вида».

«Воспитание – великое дело:  им решается участь человека».

В.Г.Белинский.

Эти известные слова не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше тревожное нестабильное время.
Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает и может руководствоваться своими действиями. Личность формируется постепенно.
Дети с проблемами в развитии в связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно, воспитание правильных привычек у них – процесс сложный и длительный. В основе привычек лежат глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. Чем эти побуждения глубже и устойчивее, тем скорее идет процесс образования привычки. Между тем социально значимые, полезные побуждения у детей с проблемами в развитии выражены слабо.
Имея за плечами опыт работы учителя русского языка в коррекционной школе, я пришла к выводу: дать учащимся прочные знания по предмету – это полдела. Конечно, проще наглядно отразить уровень знаний учащихся в ведомостях и табелях. Но чувства, эмоции ни в каких табелях, ведомостях не регистрируются. То ли дело знание. Здесь сразу видны плюсы, минусы, а в итоге – результат. Очень важно, чтобы за культом «самоцельных» оторванных от жизни и человека знаний не проглядеть в своих учениках человека. Я поставила перед собой цель – воспитать у них элементарное нравственное сознание, сформировать систему нравственных представлений, понятий, оценок. Для достижения этой цели в своей работе использую ряд методов.
Методы формирования нравственного сознания учащихся

Беседа на этическую тему.

В результате такой беседы у учащихся с проблемами в развитии происходит коррекция неверных нравственных представлений. Обсуждение поступков разных героев произведений позволяет учителю формировать у учащихся оценку собственных нравственных качеств. В ходе беседы задаются проблемные вопросы:


  • Какой герой этого произведения кажется вам положительным? Докажите ответ своими словами и словами из текста.


  • У какого героя проявляются отрицательные черты характера? Почему? Докажите свой ответ.


  • Как вы расцениваете поступок данного героя? 


  • Чему учит вас это произведение?


  • Какое настроение создает прочитанное произведение?


  • Кто вам больше всего запомнился? Почему?


  • Что бы вы хотели изменить в себе, прочитав данное произведение?


Для активизации деятельности на уроке слабым учащимся целесообразно использовать индивидуальные карточки, с помощью которых можно прийти к определенному выводу. Более сильные ученики оценивают ответ своих одноклассников, добавляют свои выводы, отстаивают собственную точку зрения. 
Важным моментом в беседе является использование репродукций картин известных художников, т.к. их восприятие обогащает представления детей с проблемами в развитии. Помимо развития речи учащихся, обогащения их словарного запаса, этот метод помогает наглядно увидеть эмоциональный настрой героев картины, воспитывает в них чувство сопереживания, помогает сделать правильный вывод о характере поступка, изображенного на репродукции.
Сказкотерапия.
Большое значение в нравственном воспитании детей имеет сказка. В коррекционной школе ее роль возрастает, что обусловлено конкретностью, образностью мышления детей с проблемами в развитии. При изучении сказок учителю представляется большая возможность научить детей откликаться на события и явления, выражать их отношение к добру и злу, к прекрасному и безобразному. Сказке принадлежит значительное место на первоначальном этапе усвоения нравственных понятий, так как здесь они воплощены в легко доступных, ярких образах. Еще ярче, эмоциональнее проходят уроки при изучении сказок с применением репродукций, картин или видеозаписи. Моя задача состоит в том, чтобы дети поняли, что сказка – ложь, да в ней намек: добру молодцу урок.
Упражнения, направленные на коррекцию логического мышления продумываю так, чтобы они носили и воспитывающий характер, были направлены на формирование нравственных качеств. 
Упражнение 1.
На доске написано: 

Могу надеяться. Нельзя надеяться .

Учащиеся получают карточки со словами честный, злой, лживый, добрый, беспечный, ответственный, трудолюбивый, ленивый.

Задание: разместить карточки под соответствующим заголовком.
Упражнение 2.
На доске размещены слова мужественный, решительный, смелый, волевой, боязливый.

Учащимся дается задание убрать лишнее слово. Объяснить свой выбор.
Упражнение 3.
Найти пару к каждому из слов:

честный ответственный

порядочный отзывчивый

добрый работящий

трудолюбивый искренний
Упражнение 4. «Что побеждает?»
Для опоры даются слова:

наука зло
добро ложь
трудолюбие трусость
честность глупость 
храбрость ложь
Учащиеся располагают их парами:

наука побеждает глупость

добро зло
трудолюбие лень
честность ложь
храбрость трусость

Задания можно варьировать в зависимости от поставленной цели.

Немаловажную роль в привитии нравственных качеств играют пословицы и поговорки.

Много поучительного и воспитывающего можно почерпнуть из этого жанра устного народного творчества. Важно научить учащихся понимать их смысл, сопоставлять их с содержанием произведения

Использование пословиц и поговорок зависит от содержания изучаемого произведения. Так, например ,при работе с повестью В.Короленко «Дети подземелья» спрашиваю у учащихся, какую пословицу или поговорку они использовали к содержанию этой повести. Предлагаю несколько вариантов. Одни из них «Друг познается в беде», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

При изучении произведений на героическую тему, спрашиваю у учащихся, какие поговорки и пословицы о подвиге, о героизме они знают. Выбираем вместе наиболее удачные. Если учащиеся затрудняются назвать наиболее подходящие пословицы и поговорки, даю несколько вариантов, например:

Под лежачий камень вода не течет.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Смелого пуля боится, смелого штык не берет. 

Аналогичные задания провожу при изучении произведения о людях труда.
Успех формирования нравственных качеств во многом определяется искусством педагога выбрать соответствующую эмоциональную ситуацию. Воспитание нравственных качеств требует от учителя коррекционной школы большой нравственной и эмоциональной культуры. Педагог должен не только понимать чувства детей, но и уметь их вызывать у себя. Лишь при этом условии можно надеяться на успех педагогического воздействия. Это качество не является врожденным, а воспитывается в ходе всей его педагогической деятельности. Педагог должен учиться читать чувства на лицах детей. Говоря словами А.С.Макаренко «Это не мистика, а дело техники, которой необходимо овладеть».
Если учащиеся могут различать добро и зло, если им хочется быть добрее, если научились осуждать плохие поступки, определять честных и нечестных людей, значит, с моих уроков они вышли богаче душой. Значит, урок прошел не зря…